«Все начинается с любви…» Афористичность этой фразы очевидна, но каждый раз, когда она вспоминается, то звучит по-новому, потому что в ней всегда отражается свет и трепет очень разных личностей и судеб. Особенно, когда речь идёт о великих именах, великих чувствах, великом творчестве. Вот и сейчас эта строка невольно возникла в нашем разговоре с Ириной Волкович, художественным руководителем театра Диалог, готовящей новый спектакль, посвященный Алисе Коонен и Александру Таирову.
«Всё начинается с любви…», а ведь многолетняя деятельность самой Ирины - прекрасная иллюстрация к этой фразе. Ведь и её театр “Диалог” был создан именно благодаря огромной любви к своему делу, о котором она всегда мечтала. Поэтому и пьесы, которые она пишет и ставит в своем уникальном театре, не похожем ни на какие другие, раскрывают, наверно, самую волнующую и загадочную на все времена тему - связь чувств и творчества великих людей. Что же вдохновило автора на новый сценарий? Ведь, к сожалению, имена Коонен и Таирова, трагическая судьба их детища - Камерного театра - несколько забыты в последнее время.
Вот что говорит сама Ирина:
«Да, я интересовалась творчеством Алисы Коонен и Таирова. Меня вдохновляло то, что на их чувствах, любви родился Камерный театр. И меня всегда занимает тема памяти или незаслуженного забвения. Я знала, что дневники Алисы должны быть опубликованы через 50 лет после ее ухода. Были ее мемуары, написанные в последние годы жизни. Но дневники и мемуары - это большая разница. Дневники были изданы в декабре 2020 года во время пандемии, и то, что в такое тяжёлое, смутное, полное потерь время, я получила книгу в Нью-Йорке через своих друзей в Москве и Петербурге, оказалось очень символично. А над сценарием я начала работать ещё несколько лет тому назад. Да, чувства Алисы и Таирова сотворили чудо и Театр.»
Вот и сейчас чувства и таланты творят новое чудо - спектакль «Театральные откровения». Театр Диалог репетирует пьесу Ирины Волкович, написанную на основе дневников и воспоминаний Алисы Коонен и Александра Таирова.
Мне повезло - я попала на репетицию. В такой же душный городской летний вечер, как и в первый раз, с которого началось моё знакомство с этими удивительными людьми. Только сейчас мы встретились, как старые друзья, хотя есть здесь и новые лица, но какое это имеет значение, когда люди делают одно общее любимое дело?
«Когда бьется сердце от первой встречи со зрителем, не знаешь, какой он сегодня, надо ли будет его завоевывать или сразу он кинется к тебе, и тогда понесешься как на крыльях, и весь вечер – точно пасхальный праздник в детстве! Кружишься в вихре невиданных чувств, страстей человеческих, страданий и радостей, во всех вихрях и метелях, какие бывают в жизни людей», – писала Алиса Коонен в своих воспоминаниях. Но ведь точно так же бьется и сердце зрителя в предвкушении встречи с волшебством театра! Так билось и мое, и, действительно, весь этот вечер превратился в настоящий праздник.
Независимо от места, где проходят репетиции, я все равно всегда вижу перед собой сцену в ее традиционном классическом виде. Так было и сейчас - с первой произнесённой фразы - короткой, емкой, определяющей во многом смысл спектакля. Это и сцена театра, где 18-го сентября состоится премьера, это и сцена МХТ, где Алиса служила 9 лет. Это сцена Свободного театра в саду Эрмитаж с очень короткой - в год! - судьбой. Но именно здесь актриса встретила Александра Таирова, и эта встреча, безусловно, тоже была предопределена. И сцена Камерного театра, «единственного ребёнка» Алисы и Александра, которая стала на долгие годы единственной и в конце концов последней для них обоих.
«Все заполняет театр. Театр и Александр Яковлевич (Таиров). Дышу нашим театром, верю в его будущее и несу туда свою душу, свою любовь и здоровье». Алиса Коонен, 1915 год. Им удалось создать уникальный театр, один из лучших в России, СССР, на мировом уровне. Их репертуар многие годы поражал современников разнообразием, смелостью, изысканным вкусом. И у Таирова была Алиса, которая могла сыграть всё. Они бросили вызов самой Саре Бернар, непревзойдённой Федре. И победили. Но театр не выжил в стране торжествующего зла. И был уничтожен и, что самое страшное, обречён практически на забвение.
«Актёры театра уходят бесследно…» И лучшая драматическая актриса того времени захлопнула за собой дверь предавшего ее самые лучшие чувства театрального мира и после смерти буквально сгоревшего за год Таирова и сгинувшего в неравной борьбе горячо любимого театра не смогла или не захотела вернуться на сцену, не изменила своим двум самым любимым… Забылись аквамариновые, широко расставленные глаза, перестал звучать в спектаклях мелодичный голос с неповторимой интонацией, погасли огни прожекторов, рассыпались в прах роскошные парижские наряды… Что же остаётся нам? Письма, воспоминания, дневники. И наше счастье, что есть такие преданные этому вечному искусству, «отравленные театром» Ирина Волкович и ее замечательные актёры, силой таланта которых мы можем перенестись в те легендарные времена.
И опять засияют со сцены юные, восторженные глаза Евгении Оруджевой в роли молодой начинающей актрисы, и зазвенит ее страстный голос, признаваясь в любви к театру и великому Качалову. И вновь разбудит наше воображение глубокий голос, «грудное сопрано» уже знаменитой на всю Москву актрисы от Бога в исполнении великолепной Снежаны Черновой. И с отточенным мастерством зазвучат монологи Адриенны Лекуврер и Федры, возвращая нас к бессмертным классическим пьесам мэтров драматургии - Расина и Скриба. И партнёры обеих Алис Евгений Азов и Андрей Кузнецов будут деликатны, сдержанны, осторожны в словах и объятьях, оттеняя и дополняя образ Актрисы. И, наконец, финальная песня в исполнении Сергея Побединского - итог, призыв, заклинание. И будет - праздник.
Репетиция закончилась. Совершенно по-булгаковски, как тогда на Патриарших, незаметно и быстро на нас опустился вечер. Но я успела всё же понять, что в кажущийся таким коротким (а прошло полтора часа!) отрезок времени, я вернулась в прежнюю жизнь, будто и не было этих полутора странных лет. Вернулась в мир, без которого жить нельзя. Безмерно благодарна за это ощущение моему любимому театру. Уверена, что это чувство разделят со мной будущие зрители, которые придут на премьеру. И ещё что-то очень важное. Спасибо людям, умеющим своим творчеством пробудить интерес к новому, за их способность заставить читать и перечитывать, освежать память, ворошить давно забытые под грузом времени и повседневности бытия знания, помогающим мыслить, а значит, - существовать. Таков театр Диалог. До скорого свидания, друзья!
***
Литературный Театр “Диалог” (Нью-Йорк) возвращается на сцену и открывает 19-ый театральный сезон!
Премьерa Театральные Откровения - спектакль о любви, вдохновении, таланте и преданности театру. В основе сценария - дневники и мемуары Алисы Коонен и Александра Таирова, сцены из спектаклей Камерного театра, стихи Мандельштама. Музыка Скрябина.
В ролях: Снежана Чернова; Евгения Оруджева; Евгений Азов, Андрей Кузнецов. Песня-посвящение актерам - Сергей Побединскй.
Автор сценария и режиссер - Ирина Волкович
Суббота, 18-ого Сентября в 6 вечера, Jacqueline Kennedy Onassis Theater, 120 W 46th St, New York, NY 10036
Билеты: www.dialoguetheater.com
вопросы-347-401-3105
Добавить комментарий