Зависть

Опубликовано: 21 ноября 2021 г.
Рубрики:

 Видов зависти существует великое множество. Кроме чёрной и белой, бывают зависти и с полутонами. Можно по-хорошему завидовать детям и родственникам, приятелям и писателям, а можно завидовать и самому себе. Помните, у Пушкина после написания «Бориса Годунова: «Ай да, Пушкин! Ай да, сукин сын!» Но такая зависть часто не бывает. Похлопал себе в ладоши и снова за работу. А если такой праздник длится долго, то он превращается в телячий восторг с пагубными последствиями. Высшее достижение – знать себе реальную цену. Это очень трудно. Да и что такое «реальная цена»?

Бывают случаи и самоуничижения, а бывает и сознание, что тебя недооценили, не поняли, на щит не подняли. И в жизни постоянно идёт переоценка и ценностей, и себя. Что в молодости казалось абсолютной ценностью, с возрастом может поменять и стоимость, и привлекательность. Особенно это резко происходит при болезни. Был здоров и это казалось естественным и навсегда. Но вдруг… Вот здесь и переворачивается прейскурант (курс цен) жизненных ценностей. Начинаешь понимать, что ценил не то и не по тому курсу. И завидовать начинаешь не тем и не так. 

Помню, во время арктического рейса мой визави по застолью (сидящий напротив меня – все места в кают-компании закреплены персонально), часто жаловался на какие-то незначительные трудности и пустяковые проблемы. Приняв боль товарища, как свою собственную и понимая, что следует поддержать товарища, помочь, отвлечь и мысли его направить в другую, желательно, правильную, реальную сторону, говорю ему ласковым голосом: «Ну, что ты, Саша, так расстраиваешься по-пустякам. Вспомни, что в будущем тебе ещё предстоит переболеть многими болезнями, а потом и умереть, а ты сейчас молодой, здоровый, почти красивый, беспокоишься о какой-то ерунде!» И на глазах человек преображается, начинает мыслить шире и справедливее: «А почему в гарнире только 12 горошин?»

 Зависть может быть и движущей силой. Писала Виктория Токарева, что её знакомая, узнав, что Виктория печатается в «Юности», подступила к мужу с вопросом: «Если эта корова Токарева может писать рассказы, то неужели ты, умный мужик, не в состоянии сделать то же самое? Садись и пиши!»

Есть мнение, что «и я такое же сделал бы, будь я на этом месте». Такое утверждение возвеличивает и ни к чему не обязывает. Наблюдая за искусным владением мячом и ракеткой юного теннисиста, наблюдавший школьник изрёк: «Да если бы я столько же времени…». Теннисист остановил его: «Но ты не провёл столько же времени на тренировках, вот потому ты ничего и не умеешь». Хочешь что-то уметь – иди и «паши». Любой талант на 90% состоит из труда, из трудолюбия. И нет другого пути к успеху.

Особой моей завистью были и остаются лжецы. Начинает сказы сказывать, что глухарь на току – уши заложило, павлиний хвост расправил и давай кукарекать! Восторг! Он знает, что врёт, остальные такого же мнения, но песнь не остановить и певун уже сам начинает немного верить в свою исключительность и сказочную «сбычу мечт». 

Однажды мой начальник так увлёкся байками (на флоте это называется «морской травлей»), что произвёл себя в прямые потомки Френсиса Дрейка. А перечить начальнику нельзя – последствий не оберёшься. «Ничего я ему не сказал, только говорю»: «А ты потомок тех времён, когда твой предок был простым пиратом, или других, когда твой родственник грабил и убивал по высочайшему повелению?» Начальник призадумался и пообещал уточнить этот вопрос в фирме, которая провела тщательное расследование его генеалогического древа. Узнав величину оплаты услуг фирмы, я понял, что начальник сильно продешевил – за такую сумму мог бы быть родственником, например, Малюты Скуратова. И не стоит становиться потомками зарубежных знаменитостей – и в нашей отечественной истории есть немало предков с неоднозначными дарованиями. И если фирме приплатить ещё немного, то можно получить на гербовой бумага свидетельство с личной подписью, например, Ивана Васильевича.

Приятель начальника, услыхав такое, воспылал неземной завистью и в разговоре, скромно потупив взор, сообщил слушателям, что ничего особенного в своей жизни он не совершил, если не считать запуски Юрки и Герки. Даже утомлённые морской травлей не одну навигацию моряки напряглись: 

– Какого Юрку и какого Герку и куда запустил?

– Ну, Гагарина и Титова. В космос.

– Сергей Павлович! Здорово же ты загримировался – тебя не узнать! Расскажи о работе в «шарашке», где твоим любимым выражением было: «шлёпнут нас без некролога».

Самое неинтересное во всём этом, что я ничего не придумываю. Все описываемые случаи реальны. Послушайте таких рассказчиков, как они гуляли в компании с Танькой Булановой и Алкой Пугачихой! Позавидовать можно!

Встречаю приятеля, который нигде и никогда не работал более двух месяцев – все начальники оказывались негодяями. Вот пример. Нанялся он работать грузчиком в продуктовом магазине. Дело было поздней осенью. Пошёл снег. Просят его очистить дорожку к магазину, длиною метра четыре. Но не уронил он гордое звание грузчика, отказался разметать пушистый снежок - и снова сел на шею престарелого отца. За свою неординарную трудовую деятельность заработал он пенсию чуть более восьми тысяч. Отца уже не было. Пришлось ему распределять заслуженную непосильным трудом госпомощь на все свои потребности. Решил я немного ему помочь и предложил совместный поход в магазин. Советую закупить макаронно-вермишелевые изделия и масло растительное. 

– Не ем я макароны», - отвечает приятель. 

– Тогда давай закупим гречку, рис, овсянку, молоко.

– Каши я не перевариваю и не люблю.

 И пошёл я домой пристыженный, закупив для себя и «макарошки», и овсянку с гречкой, и молоко с пониженной жирностью. 

Встречаю его же через неделю. 

– Не знаешь ли ты, - спрашивает приятель, - почтовый адрес президента?

– Советы решил дать по поводу Сирии, Венесуэлы, Турции?

– Нет. Соседка сверху залила коридор, да так, что обои отстали.

– Дело серьёзное. Москва, улица Ильинка, 23. Не забудь обратный адрес написать - мало ли что может… 

Вот что значит человек по-государственному масштабно мыслящий!

В этом же маленьком городке Луге, Ленинградской области, еду на такси. Разговорились. 

– Уж я Европу всю знаю, почти везде побывал, 

– А на каком языке вы общались? 

 – Зачем язык? Приехал, разгрузился, загрузился и … домой. 

Помолчали. 

– А потом, - говорит таксист, - долго работал с Володей. 

– Ульяновым? 

– Нет, - говорит, - с Путиным. 

Я догадался: главным советником по международным грузоперевозкам. Снова помолчали. А тут и поездке конец. 

Знакомый предприниматель, житель этого города, выпускник Питерского военмеха, заказал, оплатил и доставил из Петербурга десятки рамок для фотовыставки в городском выставочном зале. Единственным условием была анонимность благотворителя.

Питерский знакомый всю жизнь собирал рецепты блюд. Дело нужное, полезное. Правда, сейчас за месяц можно выкопать из Интернета на две энциклопедии всех стран и всех народов. Понимая это, приятель сказал, что его брошюра с рецептами блюд находится не то в библиотеке Карнеги, не то в библиотеке Конгресса США.

Здесь же, в Луге, есть у меня ещё один знакомый с феноменальной памятью. Он помнит всех заимодавцев, сумму субсидий и легенды, под которые он брал невозвратный долг. Он не подойдёт с просьбой одолжить ему деньги под уже когда-то озвученную причину. Он придумывает такие доводы, услышав которые заимодавец обычно спрашивает, «будет ли достаточно этой суммы, или следует добавить?» Я не обладаю такой удивительной памятью и потому точно не помню, давал ли я последний раз деньги для обеспечения его встречи в Питере с финским консулом, или с норвежским королём? Услыхав такое, не станешь задавать дурацкий вопрос «когда вернёшь?, тем более, что знаешь ответ. Человек укрепляет международные связи, а ты лезешь со своим жлобским вопросом. Нехорошо!

Когда государство лишило меня зрения на 80%, отпала надобность в автомобиле и появилась потребность в посторонней помощи. Мой приятель строил дачу, и я подарил ему автомобильный прицеп. Он, в свою очередь, включил меня в список нежелательных телефонных абонентов. Вероятно, поняв ненужность мне автомобиля, его украли из гаража. Почувствовав незавершённость события, через некоторое время украли и металлический гараж вместе с его содержимым. Не смогли украсть только гаражную яму.

Государство с пониманием отнеслось к моей инвалидности, не осталось в стороне. Местечковый комитет социальной защиты и БЛАГОПОЛУЧИЯ назначил мне в помощь соцработника. Через 8 лет. Платного. Два раза в неделю. С перерывами на праздники и длинные выходные. Это у предприятий бывают непрерывные циклы, а инвалид на праздники перестаёт быть инвалидом и в помощи не нуждается. За инвалидность государство выплачивает мне 36 евро в месяц при стоимости лекарств более 120 евро, квартплаты 62 евро. И это не предел заботы.

 И вызванная скорая помощь первым делом спршивает возраст и через 3 часа 40 минут звонит: «Ну, как вы там?» (имея в виду «ещё не …?») А здравотдел потом объяснил, что когда я обратился за помощью при сердечном приступе, – все четыре бригады были на вызове. А когда мне позвонили через 3 часа 40 минут – все четыре бригады еще не вернулись с вызовов (город длиною 4 км. с населением менее 40000 жителей). 

А проголосовать мне не разрешили, так как у меня постоянная регистрация в Петербурге и я до 13 часов времени моего прихода на участок, вероятно (будучи подлецом?), успел съездить в Питер (две электрички по 150 км.), там проголосовать и … Предложение позвонить на мой участок в Питере отклика не нашло – всем и так все было ясно.

 И ещё немаловажная деталь. Все 15 лет, что я проживаю в Луге, в мою квартиру, по данным анализов, подаётся непригодная в пищу вода. Без предупреждений. (Ст. 238 УК РФ. оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для здоровья). Это выяснилось только на операционном столе с полостной операцией по извлечению камней из мочевого пузыря. Я покупаю воду в магазине и оплачиваю (до 2018 года) воду Водоканалу и ЖЭКу. А когда я отказался оплачивать непредоставляемые услуги, ко мне применили пытки (к инвалиду на 80-м году, ст 21 Конституции РФ), отключив в квартире канализацию на несколько дней, а через месяц, получив одобрение ВСЕХ чиновников невмешательством и молчаливым согласием, отказывались устранить аварийную протечку воды в течение 60 часов с затоплением нижней квартиры. 

И все эти «благодеяния» в благодарность за мой труд протяженностью в 52 года. Из которых 42 – в Арктике на атомных ледоколах.

Написанные мною 949 обращений к чиновникам ВСЕХ рангов, вплоть до … не решили ни одной проблемы.

С какими «удивительными» людьми приходится мне встретиться в этом маленьком, заштатном городке, про который пророчески Пушкин написал: «Есть на свете город Луга Петербургского округа, хуже не было б его, городишки на примете …». Ну, как тут не позавидовать самому себе, общаясь с такими персонажами!?

 

Почётный полярник России

 

Комментарии

Здравствуйте, уважаемый Юрий! Читаю все Ваши заметки. Нравится Ваша наблюдательность, емкость и точность характеристик, живость диалогов, юмор (порой едкий, до сарказма), неисчерпаемость жизненных историй и ситуаций. И то, что несмотря на пройденные испытания и нелегкую нынешнюю жизнь, Вы не утратили дара рассказчика и "пессимистического оптимизма" ("оптимистического пессимизма"?) в оценке прошедших и текущих событий.
Желаю Вам поменьше хворей и житейских проблем, побольше положительных моментов в жизни и, конечно, продолжения Вашего творчества. Знайте, что у Вас есть преданный читатель, и наверняка это не я один.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки