Посмотрела фильм Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву» (2021). Картина про войну, что очень соответствует нашему времени. Смотрела и думала: начнется-не начнется – это про Россию-Украину, про нас с вами, сегодняшних. Этим событиям еще предстоит затвердеть – и войти в историю, фильм же Веры Сторожевой - о войне прошедшей и о тех событиях, которые в историю уже вошли. Речь идет об обороне Москвы осенью 1941 года, когда фашисты были уже совсем рядом, в Мытищах, Наро-Фоминске, Волоколамске, Можайске, Тихвине. В Интернете пишут, что по прямой до Кремля оставалось всего 23 километра.
Фильм как раз об этих днях, когда казалось - спасти столицу не удастся. Уже была намечена временная столица Куйбышев (Самара), куда перемещались госучреждения, члены правительства и партийные боссы. Многие знают про знаменитый день 16 октября 1941 года, «день московской паники», когда, вследствие отсутствия правдивой информации (и веры в ЛЮБУЮ официальную информацию), в городе прошел слух, что Москву сдали. Началось паническое бегство, причем первыми побежали «большие чины», военные и гражданские, увозя с собой отнюдь не документы, а тюки с барахлом. Началось мародерство, грабеж квартир и магазинов... но картина Сторожевой вовсе не об этом, это я так, в сторону.
Картина Сторожевой творит миф.
Создатели словно очищают свой фильм от всего лишнего, ненужного, и оставляют только каркас - историю молодой девушки, младшего лейтенанта госбезопасности Марии Петровой, которой, по воле авторов, суждено сыграть важную роль в спасении Москвы. Миф, сотканный из кусков правды, смешанной со слухами, домыслами и фантазиями, творится у нас на глазах, и рассказано все настолько правдоподобно и безыскусно, что начинаешь верить: что-то похожее могло быть... а может, даже и было.
И здесь нужно упомянуть автора сценария Елену Райскую.
Прочитав эту фамилию, я стала мучительно вспоминать, где я уже ее встречала. И вспомнила: Елена была сценаристом сериала «Таинственная страсть», о поэтах-шестидесятниках, на который обрушилась прямо-таки шквальная критика. Мне же фильм понравился, и я как могла защищала режиссера Влада Фурмана и автора сценария, Елену Райскую... Но я опять отвлеклась. К делу.
Героиня в исполнении Марии Луговой – «такая ж простая, как все, как сто тысяч других в России». Очень здесь к месту эти есенинские строчки, тем более, если вспомнить их продолжение - про «иконный и строгий лик», который «по часовням висел в рязанях». Мария Петрова, младший лейтенант госбезопасности, комсомолка, верящая в коммунизм и Сталина как в Бога, – родом из маленького городка Торхова (читай Тихвин) и отец у нее был священником. Отца расстреляли, возможно, по ее доносу, вслед за ним расстреляли матушку-попадью. Но о родителях она предпочитает не думать. О судьбе матери узнает случайно, в ходе картины, сюжет которой по причудливости напоминает фильмы приключений.
Но скажу несколько слов о режиссере. В двух предыдущих картинах Веры Сторожевой, на которые я обратила внимание и о которых писала («Путешествие с домашними животными» (2007) и «Девять дней и одно утро» (2014)), в центре тоже женские судьбы, героини тоже не слишком приметные, вроде бы «типовые», но в то же время, очень самостоятельные, с сильным характером, из тех, кто, если придется, «коня на скаку остановят».
Вот и тут, Мария Петрова, отправленная на спецзадание в родной, оккупированный немцами Торхов из ноябрьской Москвы 1941 года, может и мародеров, залезших в общежитие, пристрелить, и руководить группой молодых мужчин-энкаведешников, приданых ей в помощь.
Фильм имеет обрамление – он начинается и заканчивается длинным проходом героини по снежной Москве, готовящейся к обороне. Кадры невероятной силы, драматизма и красоты. И - до спазма в горле – ощущение их точности и достоверности, словно и этот падающий снег, и эти спешащие, плохо одетые люди, и эти катящиеся по улице орудия, и курящие солдатики – все это реально выхвачено из той жизни, которая вдруг неожиданно приоткрылась перед нами.
Теперь о спецзадании. В осажденной Москве (немец под столицей!) усилились религиозные настроения, все больше людей ищут утешения у Матроны Московской, слепой старицы, наделенной даром предвидения. Так докладывают Сталину. Мария Петрова, неверующая комсомолка, по заданию, приходит на «прием» к святой, выстаивает длинную очередь и задает свой вопрос: «Что будет с Москвой»? Святая отделена от нас занавесью, мы ее не видим, только слышим голос, она предсказывает Марии несколько вещей, которые сбудутся по ходу фильма, и говорит, что ей простятся все грехи...
А потом к Матроне приходит «Сам», тихий, подавленный – ситуация вокруг Москвы безнадежная, и слышит, что для победы «красного петуха» над «черным» нужно разрешить молебны, а еще - обнести вокруг Москвы икону Тихвинской богоматери.
Легенда? Но очень устойчивая. И тоже похожая на правду.
Скажу вот о чем. В критических ситуациях правители, и не только русские, обращались к посредству чудодейственных сил – божественных или оккультных. Прекрасный пример - предсказание, полученное извергом Иваном Грозным от волхвов, что он умрет в Кириллов день (18 марта). Так и случилось, хотя поначалу царь отдал приказ казнить волхвов за неверное предсказание. Эта леденящая душу легенда запечатлена в трагедии А. К. Толстого «Смерть Ивана Грозного». Выдумка это или правда – уже трудно установить.
Матрона Московская действительно прославилась как утешительница и предсказательница, православная церковь уже в наше время признала ее святой (1999). А верить или нет чудесам и чудесным предсказаниям – пусть каждый из нас решает за себя.
Итак, Марию Петрову с группой сопровождения отправляют за линию фронта, на оккупированную территорию, - за Тихвинской иконой.
Фильм – об этом тяжелом путешествии, во время которого гибнут все, кроме самой Марии, гибнет от фашистской пули и присоединившийся к ней священник Торховской церкви, отец Владимир. Тихвинскую – небольшую, почитаемую чудотворной, икону с богородицей и ребенком, «пяточка которого повернута к богомольцам», Мария несет под пальто.
Позади – смерти своих и чужих, предательство человека, которого, ей казалось, она любила, - и его гибель, два чудесных спасения, одно от расстрела уже на нашей территории, другое – от фашистской пули, не пропущенной иконой... Было и такое: в самый отчаянный момент она начала молиться, обращаясь к иконе, произнося слова, которые когда-то давно произносила ее мать, матушка Варвара... К Марии возвращалось то, что все эти годы она пыталась забыть.
Задание выполнено. Нет за него никаких специальных наград. Да и сама Мария воспринимает все с ней случившееся как обычное выполнение долга. – Служу Советскому Союзу!
Икону несут к самолету для облета вокруг Москвы, а Мария тем же путем, что и в начале картины, по заснеженному взбаламученному городу идет к Матроне.
Конец картины светел. По слову Матроны, Мария приходит в дом, где жила Люба Минаева, жена любимого ею человека, Павла Минаева. Люба умерла, а новорожденного мальчика, Вовку, соседка с радостью отдает Марии (малыш, прямо скажу, прелестный). Последний кадр – Мария идет по Москве с ребенком на руках, поднимает глаза к небу – и видит летящий самолет.
Такая вот цикличная композиция.
Спасибо автору за этот просветленный конец!
Есть ли к картине претензии? Ну как не быть! В первую очередь, непонятна фигура Сталина. Все вокруг драпанули, а он – нет, остался в Москве. Герой? Вот и к Матроне прислушался... И однако нельзя сказать, что Сталин здесь «весь в белом». Приходит от него посланец к Матроне, приносит гостинец - хлеб и селедку, и вдруг видит на рисунке ее маленького внука корявое изображение бабушки и рядом - Вождя. Ребенок посмел рисовать самого товарища Сталина! И не заступись за мальчонку Матрона, его бы ожидали подвалы Лубянки... Страшно.
Вера Сторожева, как кажется, постаралась сгладить некоторые углы. Ее героиня, девушка «из органов», да, честная, да, бесстрашная, но способная ради идеи и предать отца, и убить невинного человека. Но не будет ли тот путь, который она прошла, с момента общения со святой Матроной и путешествия за иконой, началом ее духовного перерождения?
Авторы оставляют нам эту надежду.
***
Нет войне России с Украиной! Позор тем, кто ее развязал!
Свободу Алексею Навальному и всем политическим заключенным! Долой неправый суд над Алексеем Навальным! К ответственности тех, кто покушался на жизнь Алексея Навального!