Реквием по прошлому. Житомир

Опубликовано: 22 марта 2022 г.
Рубрики:

Сегодня мне не хочется писать о новых театральных спектаклях и симфонических выступлениях, не хочется писать о многих выставках, которые радуют жителей Бостона. Мысль, как во многих фильмах Феллини, возвращается в детство, и я с ужасом наблюдаю разрушение той Украины, где прошло мое детство и юность, разрушение Житомира. Сначала это была колонна танков, проходящая через главную улицу Ленина по направлению к Киеву, расположенному только в 120 километрах от Житомира. Потом появилась фотография школы номер 25, с пустыми глазницами окон и улетевшей крышей. А на следующий день фотография страшного пожара после бомбежки Нефтебазы, где горела нефть в огромных цистернах. Как все это мне было больно видеть. 

Мы приехали с мамой в Житомир, когда мне было три года. До этого жили в Казахстане, но после вторичного ареста бабушки и ссылки ее в Гулаг, мама со мной уехала на Украину. Работала она диспетчером в конторе Нефтебазы, и жили мы там же, в пристроенном к конторе одноэтажном доме. Запах бензина был для меня таким же родным, как для крестьянина запах поля или для сыровара запах сыров. Резервуары с бензином были огромными горами в глазах ребенка, и когда мама должна была время от времени залезать по лестнице на цистерну, чтобы проверить насколько она опустела, мне всегда были страшно, что она упадет туда и я ее никогда не увижу. Вокруг Нефтебазы было много примыкавших улочек, с уцелевшими деревянными домишками после войны, центральный вокзал, железнодорожные пути и мост. Цистерны с бензином и керосином приходили по железной дороге из Баку, выгружались в резервуары, а потом развозились бензовозами по разным областям Украины. Все мамины сотрудники жили рядом с Нефтебазой. И я думаю, что же случилось с теми людьми, которые были или жили поблизости в момент пожара? Никто не говорит, а ведь нефтебаза работала 24 часа, без перерывов каждый день.

Когда мне было пять лет, мы переехали на улицу Мануильского, ближе к центру города. Житомир был сильно разрушен после войны, поэтому в 50-60- годах стал быстро отстраиваться.

Немного об истории города. Житомир расположен на северо-западе Украины. Поселение под этим именем впервые упоминается во второй половине девятого века. ''Жито''- древнеславянское слово, обозначающее рожь. Много раз поселение разрушалось татарами чингизханской орды. В 14 веке разросшийся городок становится частью княжества Литовского. В 15 веке город получил независимость от Польши по Магдебургскому праву. В 17 веке становится главным городом Киевского воеводства. В 1793 году, после второго раздела Польши, Житомир вошел в состав Российской империи. В 1804 году стал губернским городом Волынской губернии. В соответствии с Брестским миром и окончанием Первой мировой войны, Украина получила независимость, которая продлилась с 1918-1921 года и она стала называться Украинская народная республика. До 1991 года Украина входила в состав СССР, после распада которого, она вернулась к статусу независимого государства.

Теперь немного о еврейской жизни в Житомире. В первой половине девятнадцатого века еврейская община Житомира была крупнейшей в Волынской губернии. Среди первых учителей хасидизма в городе были Аарон Житомирский (умер в 1815 году) и Авраам Бер из Овруча (раввин Житомирский, 1826-1830г.г.). К середине 19 века Житомир стал центром еврейского книгопечатания, имел синагогу, 54 хедера, больницу с богадельней.

Община насчитывала 10459 евреев, занимавшихся торговлей и ремесленничеством. Уже к началу 20 века здесь было 2 синагоги, публичная библиотека и еврейский банк. Евреи составляли 47 процентов населения города. Во время Первой мировой войны в Житомир хлынули беженцы. В городе начались погромы. В погромах 1919-1920 гг. было уничтожено 400 местных евреев.

В ранний советский период в городе начали строить еврейские школы, которые были ликвидированы в 1937-1938 гг. Накануне Второй мировой войны в Житомире проживало около 30000 евреев. Нацистская оккупация длилась в городе с июля 1941 г. по декабрь 1943 года. В августе 1941 года было убито 1000 евреев, а в сентябре оставшихся в городе евреев загнали в, изолированное от города, гетто. Многие умерли там от болезней и голода, а оставшихся 6000 расстреляли в октябре того же года. Среди них был дед, дядя и тетя моего отчима Якова.

После войны в Житомире поселились несколько тысяч евреев, вернувшихся из эвакуации. К тому времени, когда мы с мамой переехали в Житомир из Казахстана, по переписи населения, в городе насчитывалось 14800 евреев. С антисемитизмом мы все часто сталкивались, больше всего страдала мама от спесивого, ленивого и глупого начальника, который свалил свою работу на нее и при этом обзывал ее за спиной жидовкой.

Но город, расположенный на берегу реки Тетерев, зеленый, с красивым широким бульваром, с шумным рынком, куда свозили товары украинские крестьяне, с запахом сирени в мае и лип в июле, с надеждами на лучшее будущее после 1991 года, родной мой город, за что тебя наказали твои же братья, втянув невинных в гражданскую войну? Хочется верить, что город отстроят, люди вернутся и раны зарубцуются, но ужас от увиденного и пережитого забудется не скоро.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки