Эмиль Золя (2.04.1840 – 29.09.1902) – писатель, один из самых ярких представителей реализма второй половины ХIХ века, теоретик и практик натурализма во французской литературе.
Важной особенностью данного направления является объективное отражение внешнего мира, при помощи наблюдения и анализа. В своей статье «Чувство реального» (1878) Эмиль Золя отмечает: «Романист ещё многое изобретает, создаёт план, придумывает драматическую ситуацию, но берёт уже обыденную драму, какую всегда может подсказать повседневная жизнь».
Писатель создал монументальную серию «Ругон – Маккары», где кропотливо исследует действительность. Обратимся к одному из самых популярных романов цикла – «Западня» (1877).
В сюжете показана жизнь общества второй половины ХIХ века, однако проблемы, которые освещает книга, актуальны для судеб многих и на сегодняшний день.
Главная героиня, прачка Жервеза, женщина из крестьянской среды, стремящаяся к честному, упорядоченному существованию: «…Работать спокойно, всегда иметь кусок хлеба и чистый уголок для жилья, вырастить ребят, не быть битой, умереть в своей постели».
Автор предлагает возможность порадоваться достижениям настоящей труженицы, теперь уже владелицы собственной небесно-голубой прачечной, уютного места, полного чувственной неги. Тем не менее её предприятие, как и брак с кровельщиком Купо, ожидало крушение. Простые, совсем не пафосные мечты женщины не осуществились, поскольку Жервеза попала в настоящую западню из-за своей доброты, наивности, неосмотрительности. Так, добившись поначалу хороших результатов, она перестала думать о будущем с осторожностью: «Право, если вечно угождать заказчикам, то некогда будет ни пить, ни есть – всю жизнь загубишь ради их прекрасных глаз!» Временами главная героиня пребывала в излишней праздности. Это подтверждает колоритная сцена её именин. Через изображение различных лакомств, блюд щедрого стола, Эмиль Золя развивает мысль о том, что еда – наибольшая радость в жизни рабочих, не понаслышке знающих о голоде.
Из ловушки Жервеза так и не выбралась… Потерпев неудачу, познав разорение, она, прежде всего, не смогла проявить силу воли. Свыклась с отвратительным окружением, грубостью, безысходностью, стала ленивой, инертной, безразличной ко всему вокруг. Сильно пристрастилась к алкоголю. Романист детально рассказывает о её последовательной эволюции, моральном, материальном падении на социальное дно жизни. К сожалению, в судьбе женщины сегодня также могут возникнуть подобные ситуации.
А ведь была возможность вырваться из западни. Кузнец Гуже – молодой человек, благодаря которому и стало возможным для главной героини открытие собственной прачечной, предлагал ей уехать вместе, начать всё сначала. В этом человеке, настоящем образце добродетели, сильна искренняя любовь к Жервезе: «Он остановился на пороге, смущённый, не смея войти, неловко прижимая к себе великолепный куст белых роз, который почти закрывал ему лицо…». Текст мастерски раскрывает глубину чувств кузнеца. Однако сюжет омрачает жестокая несправедливость: Гуже – просто дорогой друг, а личные переживания переросли для него в источник эмоциональных проблем, одиночества…
На страницах романа «Западня» читателю открывается не только трогательно-радостный образ Парижа, но и угнетающий. Мрачное восприятие города главной героиней символизирует её внутреннее опустошение, неблагополучное стечение обстоятельств жизни.
Завершается сюжет в трагической атмосфере смерти Жервезы, о которой автор говорит от лица могильщика дяди Базужа, – с уважением, взяв под свою защиту: «Ты счастлива теперь. Спи, моя хорошая, баюшки-баю!».
Подводя итог всему сказанному, следует отметить: главной героине, способной на глубокое сочувствие, радушие, в начале романа преисполненной надежд, не хватило стойкости, моральных сил, для того чтобы сохранить свое дело, противостоять сложностям. В романе «Западня» Эмиль Золя осуждает равнодушие человеческих сердец к нуждам обездоленных, к страданиям жертвенной женской души.
Добавить комментарий