«Талант всегда зрячий». Полина Горенштейн

Опубликовано: 8 июля 2022 г.
Рубрики:

Редакция ЧАЙКИ от души поздравляет нашего постоянного автора Михаила Гаузнера с выходом книги «Оглянуться не останавливаясь», частично включающей очерки и эссе, опубликованные в нашем журнале. Всем желающим автор предлагает бесплатно прислать электронный вариант книги. 

Дорогой Михаил, сегодня Вам, жителю Одессы, ОЧЕНЬ нужны положительные эмоции. Дай Бог, чтобы эта отвратительная и подлая война скорее закончилась и родная для Вас Украина вернулась к мирной созидательной жизни! Здоровья Вам и дальнейшего творчества! Всегда рады Вашим содержательным очеркам!

От лица редакции

Гл. редактор журнала Ирина Чайковская 

 

 

 Судьбы неординарных людей, сумевших силой своего человеческого духа не только выжить в сложных жизненных ситуациях, но и стать ярким примером для других, всегда впечатляют. Таким человеком стала Полина Михайловна Горенштейн – талантливая балерина, балетмейстер и скульптор. Потеряв зрение, она научилась жить заново, развив в себе редкий дар "внутреннего видения", доведенный до высокой степени совершенства и заставивший говорить о ней весь мир. 

 Она родилась в Екатеринославе (ныне Днепр) в 1899 г. С детства увлекалась музыкой и танцами, сочиняла стихи, рисовала и лепила. А с четырнадцати лет всерьез стала заниматься в хореографической студии и брать уроки рисования и лепки в художественной студии.

 Родители хотели, чтобы их дочь стала юристом, и для этого отправили её в Харьков. Но Полина поступила там в школу балерины Тальори и одновременно в студию скульптора Л. Блоха. Каждое из увлечений требовало полной самоотдачи, и со временем совмещать их становилось всё труднее. 

 В итоге девушка остановилась на балете. Спустя три года она стала профессиональной балериной и под сценическим псевдонимом «Лина По» начала выступать в театрах Киева и Харькова, а позже ставить танцы в театре Мариуполя. Везде талантливую девушку сопровождали успех и признание. Решив совершенствовать свое мастерство, она отправилась в Москву. В 1920-24 гг. училась в Высших хореографических мастерских и одновременно на скульптурном отделении ВХУТЕМАСа.

 После окончания учёбы Лина в течение десяти лет танцевала, преподавала, работала балетмейстером. А опыт занятий скульптурой помогал ей в постановке танцев – Лина нередко придумывала будущие спектакли, сначала делая карандашные наброски, а потом создавая с помощью пластилина объёмные мизансцены. 

Казалось, ничто не предвещало беды, но она пришла. В 1934 г., после перенесенного на ногах гриппа, её поразил энцефалит – воспаление мозга, который привёл к параличу рук и ног, потере музыкального слуха, музыкальной памяти и поражению зрительных нервов. 

После длительного и трудного лечения большинство этих грозных симптомов стали постепенно уменьшаться, но зрение так и не восстановилось. Казалось, что творческой деятельности этой разносторонне одаренной женщины пришел конец. Перед Линой остро стал вопрос – чем заполнить жизнь в кромешной тьме, как вновь быть полезной людям и как не возненавидеть судьбу за такой тяжёлый удар.

Профессор Дмитрий Афанасьевич Шамбуров, под руководством которого проводилось лечение, знал об увлечении своей пациентки скульптурой. Он подумал: а нельзя ли использовать разнообразные способности Лины По, её трудолюбие и настойчивость – неотъемлемые черты характера балерины – для преодоления вынужденной бездеятельности? 

Когда Лина начала шевелить пальцами, профессор дал ей хлебный мякиш и попросил что-нибудь вылепить. Осторожно, превозмогая боль, молодая женщина долго мяла податливую массу пальцами, пока вслепую не слепила мышонка. Осязанием проверила слепленную фигурку. Вроде похож...

 Оказалось, что Лина могла осязанием улавливать детали и тонкости, порой не замечаемые даже зрячими скульпторами-профессионалами.

Она продолжала мять кусочки хлеба, и из них появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Потом ей принесли пластилин, из которого Лина лепила куколок и зверушек, а затем дарила их больным детям. Это радовало и детвору, и саму Лину.

Два года она провела в больнице, борясь за свою жизнь. Лепка помогала не только развивать руки, но и обрести себя в состоянии полной слепоты. Перед выходом из больницы Шамбуров сказал ей: «Ни в коем случае не бросайте скульптуру!». 

Когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, Лина брала со столика рядом с кроватью фанерку, поудобнее устраивала её на груди и начинала лепить. Через некоторое время в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочего уголка и самозабвенно продолжала, пока острая боль не становилась чересчур сильной.

Последствия паралича сохранялись несколько месяцев, но и в этот самый тяжелый период душевной и физической боли, страданий и сомнений Лина постоянно работала.  

 

На полке над столиком вскоре стояли несколько статуэток. На них приходили посмотреть друзья и скульпторы. Особенно зрителям нравились фигурки танцовщиц. Часто бывал Дмитрий Афанасьевич, продолжавший лечить больную и с радостью наблюдавший, как рождается скульптор. 

Друзья обратились к художнику М. В. Нестерову и попросили посмотреть эти ещё несовершенные статуэтки. Требовательный во всем, что касалось искусства, Михаил Васильевич искренне одобрил её работы – они понравились ему изяществом, точностью пропорций и любовью, с которой были сделаны. Именно он сказал Лине, что она станет хорошим скульптором, если будет продолжать работать в этом направлении. Этим старый мастер укрепил в ней веру в то, что она вновь обрела место в жизни. С того дня и до конца своей жизни Нестеров постоянно поддерживал Лину советами и добрыми словами, полными отеческой заботы и мудрости.

 В феврале 1937 г., спустя год после выписки из больницы, Лина По начинает работать над "Танцевальной сюитой", а в мае произведение было закончено. Впервые она взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Прославлением жизни, красоты человеческого тела наполнена эта поэма в скульптуре.

 Без малейшего преувеличения можно утверждать, что по сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии такое оригинальное произведение.

 Центральная фигурка "Танцевальной сюиты" – "Вакханка". Кажется, вот-вот молодая женщина оторвется от земли и перейдет в свободный полет. Это ощущение вызвано движением рук, похожих на крылья, стремительным наклоном фигуры, связанной с единственной точкой опоры.

 Известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР, автор величественного памятника герою башкирского народа Салавату Юлаеву в городе Уфе С. Д. Тавасиев впоследствии так оценил эту работу: «Танцевальная сюита» – вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура... И когда я смотрю на нее – зависть берет: как профессионально, мастерски она сделана!».

 В мае 1937 г. состоялась персональная выставка призведений По, о которых заговорила пресса. Работы слепого скульптора производили оптимистичное и жизнеутверждающее впечатление. О том, как появилась одна из них – изящная скульптурная фигурка балерины, названная «Прыжок», рассказывала впоследствии сама Лина.

Она её лепила с азартом, в состоянии творческого подъема и вдохновения. Утром пришедшую навестить родственницу предупредила: «Осторожно, не заденьте мою новую работу. Как она вам нравится? Я над ней трудилась всю ночь». Родственница удивилась – никакой новой скульптуры на столике не было, и решила, что Лина перепутала сон с действительностью. Так и оказалось – «Прыжок» был создан Линой лишь в сновидении, и только потом она воспроизвела эту замечательную скульптуру в пластилине.

 Построена эта работа виртуозно. Высоко над землей, запрокинув голову, подняв в плавном и лёгком движении руки-крылья, летит полуобнаженная женщина. Маленький прямоугольный пьедестал с бугристой поверхностью напоминает землю. Скрученные корни переходят в ствол засохшего деревца с одиноко торчащим сучком. 

 Ствол изгибается к легкой волне шлейфа, охватившего талию женщины, второй конец шлейфа перекинут через локоть правой руки. Фигурка держится на тонкой перемычке шлейфа, и создается иллюзия воздушного полета. 

 Работа была показана на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному женскому дню. А через некоторое время газета "Советское искусство" сообщила: "Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось в квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три её работы: "Прыжок", "Мальчик со змеем" и "Негритенок".

 Сотрудники Третьяковки причислили "Прыжок" к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились. Когда в 1946 г. Московский Союз художников устраивал выставку скульптуры Лины По за десять лет её творчества, дирекция галереи отказалась дать эту работу для экспозиции в Центральном Доме работников искусств. Тогда Лина Михайловна по памяти повторила "Прыжок", который в некоторых деталях превосходит произведение 1938 г.

Зимой 1937 г. широко отмечалось 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина. Именно тогда у Лины Михайловны возникла мысль об его скульптурном портрете. По её словам, только в течение года она видела Пушкина во сне восемь раз. Принесенный по её просьбе слепок посмертной маски поэта и сновидения помогали работе над скульптурой. Так продолжалось около двух лет.

Портрет был завершен лишь в июле 1940 г. и под названием "Пушкин протестующий" хранится в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве, а копия – в музее-квартире А. С. Пушкина в Ленинграде (Санкт- Петербурге). Трудно понять, как мог слепой человек так невероятно реально передать не только внешнее сходство, но и характер, и настроение, и движение души портретируемой исторической личности.

 

 Однажды в голове Лины зазвучала музыка оперы "Кармен", и она увидела танцующую испанку. Затем уже волевым усилием вызывала "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде" Глинки, пьесы Альбениса и Сарасате, испанские народные мелодии. Корпус танцовщицы развернут в мгновенном и сильном повороте, голова поднята вверх и вправо, одна рука, согнутая в локте, упирается в бедро, другой она поддерживает волнистые складки длинной шелковой юбки. С огневым темпераментом танцует испанка (фото «Кармен» см. выше). Смотришь на нее – и будто слышишь музыку Бизе или Глинки. 

 В 1939 г. Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала интересная история. Узнав, что автор скульптурных произведений – слепая женщина, в это просто не поверили и отправили к ней весьма представительную комиссию. 

 Незадолго до её прихода Лина Михайловна как раз закончила лепить фигурку Кармен. Именитым гостям эта работа очень понравилась. Но ведь им надо было убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек. Тактичный предлог для проверки нашел один из членов комиссии:

– Ваша испанка, – сказал он, – очень хороша. Но мне кажется, будь у неё в руке веер, она стала бы еще лучше. Лина взяла пластилин, быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, вставила его в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала: 

– Вы правы, пусть танцует с веером. 

Сомнения комиссии немедленно развеялись.

– Образ Чехова пришел ко мне ночью, во сне, – говорила Лина По о скульптурном портрете писателя. – Я почувствовала все объёмы у себя в пальцах. Разбудила сестру Сарру и попросила замесить глину... Работа пошла, дошла до завершения, но самое сложное, самое мучительное только началось. Я спрашивала себя: "А что получилось? Есть ли сходство? Каковы пропорции?" 

И тут мне пришла мысль, отчаянная до дерзости. Я попросила друзей позвонить Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, пригласить посмотреть мою работу и оценить её. Она отозвалась и в назначенное время пришла. Холст с бюста был снят, и начался просмотр... 

Тишина была напряженная, я чувствовала, что решается очень важный для меня вопрос, что мне суждена либо великая радость, либо горькое разочарование. Через две или три минуты я услышала не слова, не реплику, не критическое замечание и даже не восторженную оценку... Нет, я услышала сдержанный женский плач, без рыданий, без стонов – тихое всхлипывание на прерывистом дыхании. Это плакала народная артистка Советского Союза Ольга Леонардовна Книппер-Чехова перед свежим, непросохшим бюстом вечно молодого, не успевшего состариться Антона Павловича. Такова была оценка моей работы... 

Трудно понять, как мог слепой человек так невероятно реально передать не только внешнее сходство, но и характер, и настроение, и движение души портретируемых исторических личностей. Это было подобно чуду. Будучи незрячей, она действительно видела! 

 Прообразом для "Портрета старого еврея" послужил человек, виденный Линой По в юности. Портрет чрезвычайно острый по характеристике образа. Вот что она рассказывала скульптору А. Арендт: «Когда вещь была совершенно закончена в воображении, то есть отработаны все детали, я "поставила" этот воображаемый портрет на станок рядом с аморфной массой глины. Начала лепить снизу, с бороды. Леплю и всё время проверяю точность соотношения бороды воображаемого портрета с появляющейся в материале. Но вот борода закончена, материализовалась, и воображаемая исчезла из моего представления. Теперь я вижу только остальные детали портрета. По мере их последовательного воплощения они так же, одна за другой, уходят из моего поля зрения. Когда же был положен последний кусочек глины, то исчезла и вся голова воображаемого старика. Он перешел в реальную вещь. Обе работы слились в одну». 

Даже имея опыт танцовщицы и балетмейстера, Лина По не смогла бы с такой жизненной и художественной правдой воплотить в скульптуре различные танцы, если бы постоянно не изучала собственное тело в движении и в статике. Результатом этого изучения были не только работы на темы хореографии, но и великолепные статуэтки обнаженных: "Девушка, расчесывающая волосы", "У бассейна", "Девушка с ужом", "Элегия", "Девушка, моющая голову".

 Они зарождались из тех повседневных действий, которым мы, зрячие, обычно не придаем значения. – Я мыла голову, – рассказывала Лина Михайловна, – и один поворот, жест заставил меня почувствовать образ моей будущей скульптуры. Я застыла и простояла в этой позе, вероятно, с полчаса, стараясь запомнить напряжение мускулов, всё свое тело в этом повороте... Через несколько дней была сделана фигурка "Девушка, моющая голову". Так же появилась и "Девушка, расчесывающая волосы".

 Эту скульптуру М. В. Нестеров назвал "прелестной" и написал Лине По, что эта вещь произвела незабываемое впечатление на известных художников П. Д. Корина и С. В. Герасимова. – Всё плохое мгновенно рассеялось, – немедленно ответила она учителю, – страшно захотелось жить, работать, работать и учиться... Вы и представить себе не можете, что значит для меня каждая Ваша похвала, как драгоценно каждое Ваше указание, каждое слово. Я храню их в своем сердце, как святыню.

Крупнейший скульптор С. Т. Коненков преподнёс Лине свои стихи; С. Я. Маршак, восхищенный ее творчеством, подарил книгу лирики с трогательным посвящением.

Выдающийся офтальмолог академик В. П. Филатов – не только талантливый ученый, но ещё и художник, скульптор, поэт, также высоко оценил её творчество. К концу жизни Лины при его непрерывных стараниях (он многократно приезжал к ней из Одессы) удалось добиться незначительного успеха в лечении её слепоты. В одном глазу появилось маленькое «оконце для зрения». Однако, как это ни странно, оно мешало процессу лепки, и во время работы Лина По… завязывала глаза. 

 Лина Михайловна обладала особой разновидностью зрительной и слуховой памяти. Человек, наделенный ею, не только вспоминает и представляет в своем воображении образ, а видит и слышит его. После потери зрения эта способность развилась у неё особенно остро. 

Творческий метод Лины По, обусловленный в какой-то мере постигшим её несчастьем, глубоко поучителен. Лина Михайловна говорила, что её скульптуры рождаются «под впечатлением либо прослушанного чтения, либо музыки... Иногда готовый яркий образ приходит во сне, и наутро я спешу вылепить его в глине...»

Облюбовав подсказанный жизнью сюжет, Лина Михайловна долго вынашивала его, продумывая черты образа. Затем начинался самый мучительный, по её словам, процесс – мысленная лепка. Обычно ночью, когда ничто не отвлекало, она в воображении, не прикасаясь к материалу, формировала фигуру, портрет или композицию штрих за штрихом в той последовательности, как это потом будет делаться руками. 

Так проходила она скульптуру во множестве мысленных эскизов. Лина Михайловна говорила, что она уставала в это время больше, чем во время лепки. 

Сам процесс лепки отличался у Лины По от обычных приёмов работы скульптора. Она вела скульптуру снизу вверх, одной рукой прорабатывая форму, другой проверяя общие пропорции и соотношения частей. Лепила она пальцами, ногтем мизинца отделывая тончайшие детали лица, небольшим костяным стэком пользовалась лишь в редких случаях. 

Многие видевшие её работы с недоверием относились к возможности создания таких вещей с помощью только осязания. И лишь наблюдая, как Лина, низко склонив голову, словно прислушиваясь к чему-то, работала своими изумительными руками, начинали верить в чудо её творчества. 

Иногда отсутствие жесткого каркаса, который она не в состоянии была сделать, или деформация пластилина от тепла вызывали множество осложнений, порой доводивших скульптора до отчаяния. Только необыкновенная выдержка, терпение и любовь к своему делу давали ей силу довести произведение до конца.

Лина По создала более 120 скульптурных работ, которые до сих пор удивляют зрителя своей экспрессией, энергией, радостью, мечтой и вдохновением. Притягивают взгляд точность передачи движений, лиризм и одухотворенность образов, гармония и тонкое мастерство.

 Её работы побывали на многих выставках. Их тематика, настроение, стиль – самые разнообразные: «Танец с покрывалом", "Пируэт", "Русский танец", "Гопак", "Негритянский танец", «Танцевальная сюита», «Умирающий лебедь»; переведенные в бронзу семь танцовщиц и музыкант, составляющие "Восточную сюиту"; вылепленный за один сеанс портрет Паганини; "Девочка с черепахой"; «Гроза», «Элегия»; ряд ярких работ на военную тему.

 Творческая фантазия, изобретательность, понимание гармонии и декоративной выразительности цвета видны в куклах "Петрушка", "Негр", "Клоун", "Татарка". 

В годы Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Там она плела маскировочные сети для бронетехники, а ночами ваяла скульптуры на военную тематику. С болью в сердце слушала Лина По сообщения о страданиях советских людей, заключенных в концентрационные лагеря. 

Около года, с перерывами, Лина Михайловна работала над скульптурой "Женщина с биркой" (см. выше) и создала большой впечатляющей силы символический образ. Женщина только что перенесла очередную пытку и, несломленная, опять стоит на допросе... Её лагерное платье не держится на исхудалом теле – ниспадает с груди и плеча. Пряди волос спутаны и закрывают левый глаз. Правый широко открыт, взгляд горит презрением к истязателям и полон неистребимой внутренней силы...

 ...Печально горбясь, тяжело опустив руки, сидит на пепелище старик. К его коленям припала внучка. Дед горестно-ласково склонился к ней, гладит по голове, успокаивает. Всё, что осталось от прежней жизни, завязано в узелок, надетый на палку... 

 Со скульптурой "У родного пепелища" перекликается маленькая двухфигурная композиция "Без крова". Согбенная женщина идет по разоренной земле, за подол ее платья уцепился сынишка. С глубоким сочувствием Лина Михайловна показывает мать с ребенком, которых война выбросила из родного гнезда. Прижавшись к груди молодой женщины, уснула маленькая девочка, прикрытая длинной шалью. Нежностью, добротой, радостью светится лицо башкирки, удочерившей русскую девочку, обездоленную войной. 

Однажды Лине Михайловне прочитали рассказ о подвиге красноармейца Цукалина, который под огнем врага вынес с поля боя тяжелораненого командира... Перед внутренним взором скульптора встал образ бойца: среди воронок от разрывов снарядов, под свист пуль и осколков несет он товарища. Весь день Лина Михайловна, отбрасывая один вариант за другим, искала в воображении композицию будущей скульптуры, а вечером взяла пластилин. Лепила, не отрываясь, много часов. 

Сарра Михайловна, придя вечером с работы, увидела, что сестра даже не позавтракала, весь день ничего не ела, и с трудом уговорила её отдохнуть. В изнеможении, уже за полночь, Лина едва дошла до постели. 

В тяжелом сне-забытьи видела своего красноармейца, до боли чувствовала его усталость. Утром, прощупав почти готовый эскиз, решительно смяла его и начала лепить заново. Через пять дней скульптура была закончена. 

Вот ещё три работы Лины По: «Девочка с голубями», и две фигуры из «Танцевальной сюиты» – «Танец с покрывалом» и «Пируэт»:

  

 

Идея «Девочки с голубями» так увлекла Лину своим замыслом, что стала в её сознании символом добра, нежности, любви, молодости. Этот сюжет не отпускал её, и впоследствии родился бюст – девочка с косичками чуть повернула голову к плечу, на котором сидит голубь, а второй доверчиво присел на ковшике из двух ладоней полусогнутых рук.

 И это – лишь очень небольшая часть работ Лины. Их описание и впечатления специалистов заняли бы много страниц. Они экспонируются, кроме Третьяковской галереи, ещё в восьми общегосударственных музеях и многих других музеях и галереях.

 Имя Лины По известно в мире. Таланту этого уникального скульптора отдали должное многие серьёзные ценители. Её работы произвели глубокое впечатление на народных художников СССР С. Коненкова, С. Герасимова, Н. Томского, С. Меркурова, П. Кончаловского, народную артистку СССР Е. Турчанинову, поэта С. Маршака, писателей М. Пришвина, Т. Щепкину-Куперник, Н. Телешова, на многих других известных деятелей искусства и литературы. 

Творческие успехи окрыляли Лину По, и она была по-настоящему счастлива. Иногда даже говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта хрупкая женщина показала людям, что ни при каких жизненных катастрофах нельзя сдаваться. Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: «Та, у которой призанять бы счастья / теперь иные зрячие могли».

Конец весны и начало лета 1946 года Лина Михайловна жила в непрерывном волнении: Московский Союз советских художников решил устроить выставку её скульптуры, созданной за десять лет. К этому времени Лина По уже участвовала в двадцати крупнейших выставках.

 Народный артист СССР Соломон Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: «Итак, талант всегда зрячий! С какой удивительной яркостью Вы это доказали! Какая поразительная сила зрения Вашего таланта..."

Народная артистка СССР Е. Турчанинова: «Ваши замечательные работы показывают не только высокое мастерство большого художника – 

Вы пробуждаете энергию в людях».

 Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм её был ослаблен, к старым болезням прибавились новые. В ноябре 1948 г. Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Её оперировал известный хирург профессор Александров, стараясь сделать всё возможное, но 26 ноября Лина По скончалась и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

 С горечью узнав о смерти Лины Михайловны, академик В. П. Филатов написал «Реквием»: 

 

 Угас твой друг! Разбит сосуд хрустальный!

 Жизнь унесла осенняя гроза.

 И ты стоишь, бессильный и печальный,

 И горькая в очах дрожит слеза...

 

***

 

Источники: статьи С. Меркурова «Радость творчества», Т. Щепкиной-Куперник «Воля к жизни», С. Дурылина «Где предел человеческой возможности?», И. Копшицера «Та, у которой призанять бы счастья», воспоминания М. В. Нестерова, поэта и переводчика А. Арго, дневник М. Пришвина, м-лы сайтов «Чтобы помнили», «Слепой художник», subscribe.ru, kino-teatr.ru и др. 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки