В годы Второй мировой войны Балтийское море в шутку называли «супом с клецками», подразумевая под клецками боевые мины. По официальной статистике от мин Флот Рейха потерял 66 судов и 103 боевых корабля.
Потребность в тральных операциях на мелководных акваториях Балтики, которую немцы «нашпиговали» множеством мин различных типов, продиктовала необходимость создания корабля специального назначения - тральщика. К разработке проекта приступили на Большой земле еще в июле 1941 года. А в Ленинград документация на новый «морской катер-тральщик» проекта 253 попала уже во время блокады.
Артиллерийское вооружение тральщика было рассчитано, в первую очередь, на борьбу с вражескими самолетами и мелкими кораблями. Корабль должен был нести достаточно мощное и разнообразное тральное вооружение, которое позволяло уничтожать все известные на тот момент времени типы мин в условиях мелководья. Водоизмещение тральщика составляло 91,2 тн, длина 31,78 м.
Основным недостатком проекта явился тот факт, что проектировщики не учли специфических условий Ленинграда. Обводы корабля были вычерчены классическими лекальными кривыми, что вызывало необходимость сложных, «горячих» работ по гибке стальных листов. Кроме явных технологических трудностей, эти процессы требовали существенных расходов топлива и электроэнергии, что для блокадного Ленинграда было непозволительной роскошью, так как их ценность приравнивалась к хлебу.
Поэтому специалисты конструкторского бюро, в котором собрались практически все имевшиеся в Ленинграде инженеры, приступили к коренной переработке проекта. Было увеличено водоизмещение корабля, заменены криволинейные сложные обводы носа и кормы на многогранные, которые образовывались плоскими листами. Учитывался и опыт боевого траления, накопленный на Балтике в течение первых лет войны.
Это вызвало существенную переработку конструкции цельносварного корпуса с оборудованием, кроме того, на баке тральщика появилось еще одно орудие. В итоге получился новый проект, который значительно отличался от 253-го, поэтому к основному индексу добавили литеру Л - «ленинградский». К изготовлению рабочих чертежей и началу строительства приступили фактически одновременно. И когда эскизный проект отправили на утверждение в Москву, первые экземпляры тральщиков уже находились на плаву и на них монтировалось оборудование и вооружение.
Головной «стотонник» вышел на испытания в самом начале ноября 1942 года. В том же месяце первый тральщик проекта 253Л вошел в состав Балтийского флота. Моряки отмечали у кораблей данного типа хорошие мореходные и огневые свойства и вполне приемлемую скорость, на которую мало повлияли «блокадные» плоские обводы. Массовое производство «стотонников» дало возможность морякам-балтийцам в полном масштабе развернуть тральные операции на море во второй половине войны и в первые послевоенные годы. Также в условиях блокады ленинградцы создали и такие новые типы кораблей, как бронированные морские охотники, шхерные мониторы.
Необходимо сказать, что создание тральщиков шло в крайне сложных условиях блокадного Ленинграда и выполнялись ценой настоящего трудового героизма судостроителей. Достаточно сказать, что за время сдачи головного тральщика личный состав КБ потерял порядка двух третей своей численности, остались лишь наиболее стойкие и физически выносливые, которые выдержали тяжелейшие блокадные условия - голод, холод, лишения, гибель близких.
Бывший командир ТЩ – 227 ДКБФ
Капитан 2 ранга в запасе Михаил Марголин, США
Добавить комментарий