"Над высью пламенной Синая..." (Иннокентий Аненский).
В этот день неведомо какого года, но, вероятно, в тринадцатом веке до рождества Христова, миру были явлены десять заповедей, начертанные на каменных скрижалях. Нравственные законы, если и не всегда, увы, соблюдаемые, то всё же беспрекословно чтимые не только иудеями, но и христианами и мусульманами. Здесь авраамические религии едины (вообще говоря, я думаю, что был прав Эразм, и это не три разных религии, а одна религия). Мохаммед сказал, что когда он окажется рядом с Всевышним, там уже будет его ждать Муса (Моисей).
Этому дню посвящены многие великие произведения всемирной литературы и живописи. В частности, вспоминается "Закон" Томаса Манна, затем из отечественного - некоторые страницы Розанова, а также принадлежащее Бунину - и стихи его и проза.
К сему репродукция картины Козимо Розелли, одного из возрожденческих гениев Италии
Иван БУНИН
ТОРА
Был с Богом Моисей на дикой горной круче,
У врат небес стоял как в жертвенном дыму:
Сползали по горе грохочущие тучи —
И в голосе громов Бог говорил ему.
Мешалось солнце с тьмой, основы скал дрожали,
И видел Моисей, как зиждилась Она:
Из белого огня — раскрытые скрижали,
Из черного огня — святые письмена.
И стиль — незримый стиль, чертивший их узоры, —
Бог о главу вождя склоненного отер,
И в пламенном венце шел восприемник Торы
К народу своему, в свой стан и в свой шатер.
Воспойте песнь ему! Он радостней и краше
Светильника Седьми пред божьим алтарем:
Не от него ль зажгли мы пламенники наши,
Ни света, ни огня не уменьшая в нем?
Рим, 24.III.14