По утрам все военные корабли в Северной бухте (древние греки называли ее Прекрасной, и она того стоит) делают физзарядку. Нет, нет, не матросы, матросы ее уже сделали, - корабли. Называется она - проворачивание механизмов.
Все движущиеся части механизмов - а их тысячи - приводятся в это время в действие. Движутся вверх-вниз-в стороны длинные серые хоботы главного калибра крейсера (152 мм), ищут цель в небе, где летают сейчас одинокие чайки, спаренные стволы зенитных 37-миллиметровок, суетливо ворочаются зенитные крупнокалиберные пулеметы, шарят по сторонам "сотки" противоминной, стоящей по бортам, артиллерии, оживают тупорылые торпедные аппараты, крутятся локаторы, дальномеры, все штурвальчики, все до единого подшипники, включены все моторы и моторчики - все проверяется на готовность к возможным боевым действиям...
Только после этого начинается размеренный трудовой день стоящего "на бочках" крейсера.
Я был курсантом второго курса минно-торпедного факультета Севастопольского Высшего Военно-морского училища. В сентябре мы, курсанты, проходили месячную практику на крейсере "Дзержинский". Нас расписали по боевым постам всех БЧ, на верхних карманах наших роб были нашиты номера боевых постов. В проворачивании механизмов мы, дублеры, участвуем наравне с матросами, они нас учат и придирчиво следят за правильностью исполнения. На будущих офицеров они смотрят недружелюбно и в контакт стараются, помимо дела, не вступать.
Впереди у нас выход в море, ночные торпедные стрельбы, дежурство на фокмачте, где бывалые матросы кутаются в одеяла, а мы, гардемарины, стойко мерзнем, вечерние кинофильмы на юте, мертвая зыбь после шторма, увольнение на берег (на барказ нельзя опоздать, иначе останешься на пирсе до утра).
Матросы над курсантами-второкурсниками подшучивают. Могут, например, послать с мешком к соседу "за паром для котла", потому что в этом "падает давление".
Шутит и командир корабля. Вот курсанты сидят под орудиями главного калибра, долбят гидравлику откатного устройства пушки, тут вдруг идет мимо командир крейсера, капитан первого ранга Такой-то. Все вскакивают, руки к беретам (такова форма на корабле), а самый рьяный, вскочив, влетает макушкой в ствол. Командир, отдав честь, подходит к стволу 152-миллиметровой пушки и озабоченно ощупывает его.
-Погубили корабль, товарищ курсант, - говорит он, - погубили!
Тот, и без того ошарашенный, вообще немеет.
-Что я теперь буду делать - ствол-то погнут! Прямо в дугу!
Курсант, у которого голова еще гудит от удара, как колокол, поднимает глаза к стволу и еще с минуту верит, что совершил преступление, которое ничем не измерить.
А каперанг не собирается его в этом разуверять.
-Погубили корабль! - сокрушается он. - А если, не дай бог, противник - чем я буду стрелять?
Курсанты уже улыбаются. А командир, покачав головой, все такой же озабоченнный, махнув в конце концов рукой на злоумышленника, уходит восвояси.
Курсантов знакомят с кораблем. Башни главного калибра, фокмачта, гротмачта, торпедные аппараты, рулевое управление от штурвала до пера руля, якорная цепь от якоря до жвакагаласа, машинное отделение: форсунки - котел - пар - устройство перегретого пара - сопла - лопасти турбин - турбины - вал - винт...
Крюйт-камера: снарядный и зарядный погреба. Чтобы войти в зарядное отделение, нужно надеть на обувь чуни, какие даются в музеях, чтобы не поцарапать художественный паркет. В зарядном отделении, на полках, лежат аккуратные штабеля зарядов главного калибра - цилиндры из грубого шелка, набитые длинными, с метр, пороховыми макаронинами. Порох делается на эфирах, воздух зарядного погреба густо пропитан едким их запахом. Здесь достаточно искры, предупредил нас офицер-артиллерист, читавший лекцию о крюйт-камере, если гвоздь на каблуке царапнет металлическую палубу, чтобы крейсер взлетел на воздух. Оттого и чуни.
Мы ходили по зарядному отделению на цыпочках.
На нижней полке зарядного отделения лежали толстые войлочные пластины со "стреляющими устройствами", которые нам продемонстрировали: они похожи на ружейные латунные патроны примерно 16 калибра, с капсюлем, с пыжом, набитые до отказа порохом. После того, как снаряд забит в ствол до нарезки, а за ним заряд, стреляющее устройство вставляется в замок, тот захлопывается и орудие готово к выстрелу. Стреляющее устройство выстреливает в заряд от искры, посылаемой к нему наводчиками.
Класс ушел уже в соседнее, снарядное отделение, где расположен весь боевой запас крейсера, как я, чуточку дома охотник (и балбес, не забыть бы), решил проверить на ощупь схожесть стреляющего устройства с ружейным патроном и показать заодно его приятелю. И потащил "патрон" из тугого войлочного гнезда. И вытащил уже, но патрон вырвался из моей руки и начал падать на металлическую палубу. Я не зря сказал "начал падать". Потому что пошла замедленная съемка происшествия. Патрон медленно, как в воде, опускался к палубе, медленно кувыркался в воздухе, он приближался к блестящей металлической плите, сейчас он ударится о броню...
Мы с приятелем зачарованно смотрели на это падение, которое длилось и длилось.
Сейчас раздастся удар металла о металл и все будет кончено.
(На том самом месте, где стоял на бочках в сентябре 1953 года крейсер "Дзержинский", 7 октября 1916 года от взрыва в крюйт-камере, которому так и не нашли объяснения, завалился на правый борт и ушел носом под воду линкор "Императрица Мария".
А в 1955 году, тоже в октябре, на этом же месте получит подводную пробоину в районе порохового погреба и перевернется вверх килем линкор "Новороссийск", унеся жизни 700 моряков...))
Патрон стреляющего устройства приближался к палубе.
Ударился, раздался звяк, патрон покатился по палубе. Остановился, качнулся, замер. Я не сразу наклонился к нему, все еще ожидая вспышки. Потом все же поднял и услышал голос офицера-артиллериста из соседнего помещения:
-Снаряд 152 калибра весит 40 килограммов, он снабжен толовым зарядом весом...
По трапу из крюйт-камеры я поднимался на ватных ногах, и мне сделали замечание:
-По трапу нужно бегать, товарищ курсант, а вы подниметесь, как старая баба!
***
...А в апреле 2022 года при странных обстоятельствах погиб флагман Черноморского флота крейсер «Москва»...
Добавить комментарий