Эта картина построена на подлинной, наделавшей много шума истории Роберта Хэнссена. В 2001 году этот 56-летний агент ФБР был арестован в городском парке возле своего дома, в штате Вирджиния, когда закладывал в тайник материалы для передачи русским секретным службам. Он шпионил на Советский Союз и Россию больше 15 лет. Начал он с того, что в 1984 году сообщил русским про Полякова, генерала ГРУ, сотрудничавшего с американцами. Всего выдал 50 человек. Точно известно, что троих из них — работавших в США сотрудников КГБ Мартынова, Моторина и Южина — отозвав в Россию, там казнили.
|
---|
(Кстати, казнь эта показана в фильме, по-моему, совершенно неправдоподобно. Люди в военных мундирах и при регалиях шествуют по коридору, а за ними печатают шаг солдаты, которые вдруг на ходу стреляют им в затылок).
Хэнссен также уведомил русских, что в Вашингтоне под их посольством американцы роют туннель, чтобы установить там подслушивающую аппаратуру. Сообщил, каким образом американцы перехватывают их сообщения. Дал список двойных агентов, а также список тех сотрудников ФБР, которых, по его мнению, России стоило попытаться завербовать. Помешал следствию по делу Феликса Блока, который выдал Советам американский план на случай ядерного нападения.
На суде он признал себя виновным по 15 пунктам обвинения в шпионаже. Государство сочло, что он «проделал огромную брешь в безопасности США» — отсюда и название фильма. Убытков он нанес на миллиарды. На сколько именно — до сих пор засекречено. Получил от русских за это 1,4 миллиона в виде наличных и бриллиантов.
Поимке Хэнссена помогло открытие архивов КГБ в Ясеневе. Там нашли его досье, запись телефонного разговора с ним и пакет с отпечатками его пальцев.
Дали ему пожизненное заключение без права на сокращение срока. Он сидит в тюрьме штата Колорадо, в одиночной камере, откуда его выпускают на часовую прогулку раз в день. Жене назначили часть его пенсии — 39 тысяч в год. Все-таки бесчеловечное государство эта Америка!
Хэнссен был персонажем с завихрениями. Отец у него был полисменом, и вроде бы его бил. Хэнссен заявил, что в 14 лет прочел автобиографию Кима Филби «Моя молчаливая война» и воодушевился подвигами этого английского шпиона, поставившего себя на службу КГБ. Правда, книга Филби вышла в свет, когда Хэнссену было 24 года, но кто считает? В колледже он изучал химию и русский язык. Потом в университете учился на зубного врача, но ему не понравилось («не полюбил слюни»). В конце-концов выучился на бухгалтера, но с работы быстро ушел. Поступил в полицию Чикаго, затем перевелся в ФБР. В 1981 году его назначили в Вашингтон. От повышения отказался, когда узнал, что придется проходить тест на детекторе лжи. К тому времени он уже работал на русских.
Складывается впечатление, что он начал это делать, так как считал, что его недооценивают на службе. В фильме он несколько раз говорит, что ему не дали кабинет с окном. От русских он, с одной стороны, тщательно скрывал, кто он такой. Боялся, что его продаст такой же, как он, русский агент, работающий на Америку. С другой стороны, искал дружеского общения, в донесениях называл их «Дорогие друзья», любил поболтать.
Не хватало друзей?
Был женат, имел шестерых детей. Тайно от жены установил в спальне видеокамеру. Не только снимал, как они занимаются сексом, но посылал эти пленки какому-то приятелю. Анонимно описывал свою сексуальную жизнь в интернете. Хвастался? Нуждался в возбуждении?
Будучи чрезвычайно набожным католиком, ходившим на утреннюю мессу едва ли не каждый день, был близок с танцовщицей из стриптиза Присциллой Сью Гейли. Купил ей подержанный «мерседес», дарил драгоценности и деньги. Свозил с собой в Гонконг. Присцилла утверждает, что отношения были чисто платоническими, он помогал ей найти путь к Богу.
Жена Хэнссена однажды поймала его за сочинением тайного послания и устроила скандал, думая, что он пишет любовнице. Он признался, что письмо шпионское. Сказал, будто продал какие-то пустяковые сведения России за 20 тысяч долларов. Жена заставила его пойти к исповеди и признаться. В фильме есть беглая сцена, когда он сидит в исповедальной кабинке, но совершенно непонятно — почему, и что он говорит.
За десять лет до разоблачения Хэнссена брат его жены (тоже сотрудник ФБР) заподозрил что-то неладное, потому что увидел у него дома слишком много денег, и на него стукнул. Толку от этого не было.
Только когда на Хэнссена скопилось уже очень много материала, к нему приставили под видом помощника молодого агента О’Нила, который стал за ним шпионить и помог его поимке.
Вот эти последние два месяца перед арестом Хэнссена и показаны в фильме. Почти ничего из фактов его жизни авторов не заинтересовало. Если что и упоминается, то мельком и невнятно. Личность Хэнссена остается для нас полной загадкой, и авторы почти не делают попыток ее разгадать. Фильм построен как дуэль между юношей и матерым шпионом. Причем настоящий герой — этот самый юноша О’Нил. Нас заставляют вникать в переживания его и его жены. В его общение с начальницей, которая непрерывно сообщает ему, что Хэнссен невероятно умен. В фильме этого ума не видно. Видна глупость ФБР, проморгавшего предателя. Зрительский интерес пытаются вызвать чисто голливудскими приемами в двух эпизодах. В одном Хэнссена выманивают из кабинета, а в это время О’Нил обыскивает его компьютер. Успеет или не успеет? В другом — обыскивают машину Хэнссена, пока его нет.
Картина получилась, на мой взгляд, абсолютно плоская и пустая. Но история Хэнссена бросила лево-либеральному Голливуду большую кость, на которую кинематографисты и позарились. Это его религиозность.
Воинствующий атеизм американских левых, на мой взгляд, граничит с неприличием. Хэнссен им не нравится явно по одной-единственной причине — он верит в Бога. И эта тема эксплуатируется в фильме без остановки. Первый кадр фильма — Хэнссен сидит в церкви. Последний кадр фильма: арестованный шпион говорит О’Нилу: «Молись за меня». Он постоянно говорит с помощником о религии, сообщает, что коммунизм рухнул из-за безбожия. Религиозный мерзавец — это просто подарок Голливуду, и авторы фильма в восторге, что можно на нем попрыгать. Один рецензент совершенно справедливо написал, что создается впечатление — Хэнссена в картине судят не за то, что он шпион, а за то, что он католик.
Êрис Купер, актер с огромным «отрицательным обаянием», создает поверхностный образ крайне неприятного, грубого и подозрительного типа. Мы выходим из кинотеатра, так ничего не узнав о Хэнссене и ничего в нем не поняв. Но запоминаем, что верить в Бога нехорошо.
Добавить комментарий