В конце минувшего года в «Чайке» было опубликовано мое частное расследование «Три маски Ромена Гари» . Как всегда в процессе работы, среди привлекаемых статей, очерков, книг не последнее место занимали и такие, которые не имели вроде бы прямого отношения к теме, но помогали разобраться, где правда, а где вымысел о семье, друзьях, связях писателя и т.д. В окончательный текст «Трех масок» вошло меньше половины собранного материала. Между тем, среди неиспользованных фактов и отложенных в сторону набросков наметились довольно любопытные сюжеты, которые, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы поделиться ими с читателями. Одну из таких историй я и хочу сегодня рассказать.
Попытки проникновения в тайну рождения Гари, поиск его истинного отца, побудили меня окунуться в эпоху дореволюционного кинематографа. В те годы на небосклоне российского немого кино взошли и ярко сияли две звезды — Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Иван Мозжухин бросил юрфак Московского университета ради театра и с труппой антрепренера Заречного разъезжал по России. На экране зрители впервые увидели его в 1909-м, хотя он продолжал играть и на сцене. А первый большой успех пришел к нему после исполнения главной роли в фильме «Жизнь в смерти». Его герой, доктор Рено, убивает свою возлюбленную, чтобы забальзамировать ее и тем самым сохранить ее нетленную красоту... Блистательный характерный актер, Мозжухин создает ряд незабываемых образов и особенно в экранизациях русской классики.
Вера Холодная (Левченко) тоже была влюблена в театр, но впечатлительная девушка до поры, до времени переживала всё происходящее на сцене из зала. А в начале XX века в Москве выступали М.Ермолова и А.Коонен, И.Москвин и М.Чехов, приезжали Сара Бернар и Элеонора Дузе. В 1910-м Вера оканчивает гимназию, на выпускном балу влюбляется в молодого юриста Владимира Холодного и в том же году становится его женой. Рождается дочь, потом в семье появляется еще одна девочка — приемная. Казалось бы — не до сцены. Но Вера увлекается новым видом искусства — кинематографом, уговаривает одного из режиссеров и попадает на знаменитую кинофирму Ханжонкова.
Неожиданно грянула Первая мировая. Муж отправляется на фронт. И в это время, в 1915-м, на экраны выходят две первые картины с участием Веры Холодной — «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба». Успех — ошеломляющий. Толпы у кинотеатров. Те, кому не повезло с билетами, разбивают окна, чтобы проникнуть внутрь, на сеанс. А вдали от московских страстей — война, и поручик Холодный тяжело ранен под Варшавой. Вера бросает всё, уезжает к нему и сидит в госпитале у постели мужа до тех пор, пока он ни приходит в норму. И — снова в Москву, на съемки.
Теперь, где бы она ни появилась, ее ожидает восторженный прием. Именитые поклонники спешат опередить друг друга, чтобы бросить к ее ногам дворцы, миллионы, всё, что они имеют, и не задумываясь, расстаться с женами, которых они еще недавно обожали. Разве можно сравнить их с этой женщиной столь потрясающей красоты и таких необычайных чувств! Каждый мужчина готов немедленно идти с ней под венец. Они не знают, что у них нет никаких шансов. Вера любит мужа...
Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе “ПОДПИСКА”
Добавить комментарий