Похоже, что шестисторонние переговоры об условиях свёртывания северокорейской ядерной программы завершились успешно. Однако, насколько обоснован оптимизм и каковы уроки соглашения?
Джон Кери, редактор интернетного политического обозрения «Мир и Свобода», бывший президент Корпорации международных консультантов, очень осторожен в оптимистических оценках любых договорённостей с Пхеньяном:
— Я думаю, на этот раз есть шансы на конечный успех, поскольку Северная Корея больше, чем когда-либо нуждается в посторонней помощи, особенно энергетической. И эта помощь обещана. Однако, нельзя верить слову Ким Чон Ира, который в прошлом не раз нарушал подписанные им договорённости. Можно ли верить Северной Корее, когда она обещает не только заморозить ядерный реактор в Йонбене, но свернуть всю ядерную программу и никогда её не возобновлять? Как показывает прежний опыт, верить нельзя. Как нельзя верить и обещаниям Китая более не использовать антиспутниковые ракеты. Примеров нарушения обещаний этими странами слишком много.
— Как вы расцениваете точку зрения бывшего Представителя США в ООН Джона Болтона, который считает достигнутую договорённость очень плохим примером того, как путём шантажа и запугивания распространением ядерного оружия, можно выторговать множество выгод?
— Я согласен. Отчасти это как раз то, что делает Иран. Президент Ахмадинеджад как-то заявил, что его страна вовсе не стремится к обладанию ядерным оружием, а стремится к переговорам, но с козырными картами в руках. Китай, Россия, Иран, Северная Корея считают, что сейчас самое время воспользоваться слабостью американской администрации, потерявшей поддержку в Конгрессе в результате ноябрьских выборов и усиления оппозиции. Одновременно Комиссия по Ираку во главе с Бейкером и Гамильтоном призывает Америку вступить в дипломатические переговоры со всеми сторонами, особенно на Ближнем Востоке, включая Иран и Сирию. Теперь многие будут требовать от Белого Дома повторения успеха шестисторонних переговоров по Северной Корее в переговорах по Ираку. Я полагаю, что, поскольку сейчас растёт критика в адрес Буша внутри США, то, скорее всего, следует ожидать частичного отхода от ранее провозглашённого принципа: не вступать в переговоры с режимами, поддерживающими терроризм. Придётся договариваться.
— Кто, по-вашему, сыграл главную роль в успехе переговоров с Северной Кореей?
— Китай, который очень осторожно взвешивает свои шаги в соответствии с международной обстановкой. Китайский президент сейчас заключил очень выгодные сделки с африканскими странами, пообещал им помощь в обмен на природные ресурсы. После военного переворота в Таиланде Америка отказала новому режиму в финансовой помощи, но этим тут же воспользовался Китай и дал Таиланду больше денег, чем давала Америка. Но Китай, и другие страны не хотели, чтобы Северная Корея мешала развитию торговли в регионе, нагнетала напряжённость в Азии. Поэтому договорённость была достигнута.
— Может ли это послужить хорошим примером для договорённостей в других районах мира и можно ли подобным образом договориться с Ираном?
— Я склонен согласиться с бывшим госсекретарём Бейкером, что надо говорить даже с теми, кого мы не любим. Однако мы провозгласили курс на изоляцию стран, вошедших в «ось зла» и включённых нами в список спонсоров терроризма. Я думаю, говорить всё же надо.
Добавить комментарий