18 мая 2021 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций официально утвердила резолюцию, объявляющую 2022 год Международным годом стекла, чтобы отметить важность этого материала в нашей жизни.
Сейчас невозможно перечислить многообразие применения стекла в нашей жизни. Стекло является одним из наиболее пригодных для повторного использования материалов, оно играет множество ролей в промышленности. Стеклянные оптические волокна привели к глобальной коммуникационной революции, они являются основой Интернета. Производители стекла дали нам сенсорные чехлы для наших мобильных телефонов, революционизировав способ нашего общения.
Стекло является химически стойким упаковочным материалом для многих современных жизненно важных лекарств. Стеклянные листы поддерживают солнечные батареи и дают чистую энергию; стекловолокно употребляется для изоляции наших домов. Эволюция стеклянной оптики и оптоэлектроники позволила нам построить космический телескоп Джеймса Уэбба. Но это все его утилитарное применение.
Теперь посмотрим на «стекло» как на прекрасный вид искусства. Искусство стекла в Америке теперь может соревноваться с Европой. В пяти музеях нашего восточного побережья с октября 2022-го до конца февраля 2023 г. будут проходить выставки работ художников по стеклу. Мне пока удалось увидеть выставку в Хартфорде. Выставка стекла в художественном музее Wadsworth Atheneum в Хартфорде представляет более 50 художников по стеклу, в том числе таких мастеров, как Дейл Чихули и Лино Тальяпьетра. Посредством стеклянных предметов она как бы рассказывает историю трансформации американского стекла с начала 1960-х годов. Американское стекло, в отличие от итальянского, использовалось многие годы только на фабриках. Но американские мастера-стеклодувы в начале 60-х начали ездить за границу смотреть на работу венецианских маэстро и привозили с собой опыт и знания. Одним из таких венецианских маэстро был Л. Тальяпьетра. Он не только учил американских стеклодувов в мастерских на итальянском острове Мурано, но и каждый год приезжал в Америку. В своих интервью он часто повторял: ''Что мне больше всего нравилось в Америке, так это свобода делать то, что вы хотите делать. Задача: сделать то, о чем вы думали, что никогда не сможете это сделать.'' Первые американские мастера открыли дорогу для фантастического множества художников, работающих сегодня с применением такой техники, как выдувание, опускание, литье и плавление.
С первых экспонатов до последних я не уставала удивляться многообразию идей и технике художников по стеклу. Это был праздник для глаз и души.
Первый экспонат, который встретил меня у входа, был ''Италия, Мурано, Ангельская слеза 2011'' Лино Тальяпьетра. Хочу добавить, что эта мистическая слеза переливается всеми оттенками красного - кровавая слеза ангела, возможно, оплакивающего всех нас. Я могу только вкратце описать, что художники хотели сказать нам своим искусством. Их и мои комментарии следуют за фотографиями.
''Тим Тейт Вашингтон, округ Колумбия. Осознание вечной любви 2022''. ''В моих бесконечных зеркалах я пытаюсь побудить зрителя заглянуть вглубь и испытать мои альтернативные измерения. Образы в них отражают мою бесконечную любовь''. Так художник по стеклу выразил свою любовь к единственной женщине, с которой он прожил многие годы.
''Эмбер Коуэн, Филадельфия, Пенсильвания. Колибри лакомятся гелио и лавандой. Прессованное стекло 2021''. ''Мои скульптурные изделия из стекла основаны на использовании вторично переработанного американского прессованного стекла. Мои произведения пробуждают нашу память, возвращают нас к домашнему уюту нашего детства''. Эта скульптура напоминает мне картины голландских художников 17 века. На ней вылеплены 2 птицы, которые летают над блюдом с фруктами и вазой с цветами.
''Деметра Теофанус и Дин Бенсен, Сан-Маттео, Калифорния. Когда момент становится воспоминанием, 2022''. ''Наша коллекция листьев выражает жизненную силу и уязвимость, подчеркивая нашу связь с окружающей средой. Куча листьев, сбитых порывом ветра, — метафора этой неопределенности''. От себя хочу добавить, что на листочках видны дырочки (следы червячков), пыль от ветра, съёженность их от холода.
''Сидни Хаттер, Массачусетс. Ваза из полированного стекла, 2014''. Это трехмерная картина: форма, цвет, свет. Каждая часть вазы ручной работы и тщательно вылеплена. Когда я рассматривала эту вазу, заглядывая внутрь, то дна я не видела. Оптическая иллюзия бесконечности.
''Мика Эванс, Техас. Модель швейной машины фирмы Зингер. Боросиликатное стекло, 2014''. Прекрасная работа, где каждая маленькая деталь швейной машины сделана черным стеклом - шпулька, иголка, нитка.
Это только маленькая выборка из прекрасного мира стекла, в который я окунулась. Я очень надеюсь, что выставки будут путешествовать по стране и мы все сможем увидеть, какой пластичный и красивый материал стекло.
Добавить комментарий