Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что происходит с вещами, оставленными в домах богатых и преуспевших американцев 18,19, 20 –х веков после смерти их последнего наследника?
Оказывается, эти предметы пытаются сохранить, реставрировать, сберечь для истории и будущих поколений. Не говоря уже о том, что для постановщиков спектаклей и фильмов той эпохи это огромное подспорье.
В нашем штате Массачусетсе есть огромное хранилище собранных вещей (125,000), с которыми я познакомилась на экскурсии в сопровождении гида. Организация, которая спонсирует и собирает с 1910 года мебель, картины, предметы быта, коробки, обувь, керамику, посуду и ювелирные изделия, называется Historic New England.
Эта организация не только собирает оставшиеся коллекции и отдельные вещи, но и участвует в аукционах, соревнуясь или, скорее, согласуя покупки с музеями и ведёт каталог подаренных вещей. Она также выкупила с помощью государства и поддерживает в прекрасной форме 37 исторически важных домов, где проводятся экскурсии и лекции.
Для нас, членов этой организации, устроили полуторачасовую экскурсию по запасникам центрального хранилища.
Расположено хранилище в городе Haverhill (Хаверхилл), на севере нашего штата. Семиэтажное здание было знаменитой обувной фабрикой в двадцатом веке. На каждом этаже, за исключением двух верхних, где расположены реставрационные мастерские, огромное количество выдвижных стеллажей - шкафов, в ящиках которых хранятся коллекции. Невозможно даже представить, сколько времени занял бы осмотр всех коллекций запасников.
Расскажу о том, что запомнилось. Во-первых, все предметы имеют бирки с инвентарным номером, годом поступления и именем хозяина коллекции. Первое, что нам показали, были стеллажи-ящики с красивыми цветными разрисованными коробками разных форм и размеров. В 18 веке эти коробки служили для упаковки подарков и покупок в богатых магазинах. Никто не заворачивал подарки в бумагу. Например, для больших шляп с перьями коробки были высокими и большими, а для шелковых шарфиков - маленькими и разноцветными.
Каждая из картин в коллекции имеет свою историю.
Есть картина, скопированная американской художницей Элизабет Адамс во время ее поездки во Флоренцию (оригинал французской художницы Элизабет Виже-Лебрен '' Автопортрет''). В копии отразился талант этой начинающей художницы. Другая американская художница Гертруда Фиске получила профессиональную подготовку в Бостонской художественной школе Бостонского Музея искусств. Еще при ее жизни картины выставлялись в Филадельфии, Чикаго, Детройте. Рядом с художницей Г. Фиске висит прекрасный портрет Клементины Бич знаменитого американского художника Гилберта Стюарта . Клементина Бич открыла в 1803 году первую частную школу для девочек. Там их учили музыке, картографии, акварельному искусству и вышивке. Этот прекрасный портрет достоин быть в музее.
Дальше нам показали выставку обуви, начиная от детских пинеток до туфель последней моды на высоких платформах. Это и театральные туфельки, и танцевальные - узенькие на каблучках для балов, это и сапожки, сандалии, ботинки. Застежки - с кнопками, шнурками и без. Глаза разбегались от множества фасонов и расцветок.
Потом шли стеллажи с одеждой. Нам рассказали, как менялась их расцветка, фасон и ткань в зависимости от достатка хозяйки и моды того времени.
Потом мы перешли к посуде. Коллекция сотни маленьких чашечек для детей была передана в дар центру детьми коллекционера. Для детей из бедных семей чашечки делались из толстого фарфора, а для детей из зажиточных семей - из тонкого фарфора с рисунками, позолотой, с гравировкой имени ребенка.
Коробочек ювелирных изделий было немного. В основном это были кольца, серьги и цепочки, сделанные из плетенных волос любимых, но рано умерших детей, жен и мужей.
Было много керамических ваз, посуды, мелкой скульптуры. Свернутые ковры занимали почти пол-этажа. Но разворачивать для нас их не стали, так как время экскурсии было ограничено.
Ну и конечно, образцы мебели. Несколько экземпляров кресел-качалок восемнадцатого века выглядели так модно, что напрашивался вопрос о копировании их в двадцатом веке. Невозможно было пройти мимо прекрасного старинного комода из Вермонта с крышкой, выполненной в технике интарсии, то есть мозаично сложенной из многих пород местных деревьев.
В конце нашей экскурсии мы поднялись на верхний этаж посмотреть на реставрационные работы и поговорить с реставраторами. Две молодые и приветливые женщины открывали нам свои секреты по восстановлению изделий из металла, дерева, коллажей. Сколько терпения и любви к своей работе было в их рассказах о сложностях и подводных камнях реставрации!
Так для себя и для вас, мои читатели, я открыла еще одну страничку в истории нашей Новой Англии, которой и хотела поделиться.
Добавить комментарий