5 сентября 2022 года завершила свой земной путь украинская русскоязычная писательница Марианна Борисовна Гончарова. Она родилась в городе Черновцы. За 600 лет Черновцы успели побывать в составе Молдавского княжества, Османской империи, Австро-Венгерской империи, Румынии, СССР и Украины Конечно же, империи оставили свой ментальный след в облике города и горожан. Город всегда был многонациональным. Украинцы, русские, немцы, евреи, румыны, молдаване, поляки и венгры дружно уживались в одном пространстве. Здесь всегда звучало много языков. И на этой лингвистической почве родились писатели, ставшие частью немецкой, еврейской, румынской и украинской литературы.
Марианна безусловно впитала в себя всю многовековую историю родного города, что и стало базовой составляющей её личности, а также неиссякаемым источником вдохновения.
Марианна Гончарова родилась 26 мая 1957 года в семье инженера и преподавателя английского языка. Еще в школе она начала писать детские пьесы, а также пародии на друзей и одноклассников. В основу сюжетов книг (их у неё вышло более двадцати) легли реальные истории, произошедшие с автором, ее родственниками, друзьями или знакомыми. Они подсмотрены в буднях широкого и радушного двора или просто созданы из воздуха, пейзажа, очертания, какой-то особенной детали провинциального города, где жила писательница.
Если обратиться к творчеству Марианны Гончаровой, то, в первую очередь, обращает на себя внимание язык её произведений ─ язык, сформировавшийся на юге Российской империи и впитавший в себя элементы разных культур, язык наилучшим образом воплощенный в «Одесских рассказах» Исаака Бабеля. Недаром в 2017 году писательнице Гончаровой была присуждена Одесская международная литературная премия имени Исаака Бабеля.
Гончарова переплетает в своей прозе смешное и печальное, весёлое и мудрое. Наряду с изысканной самоиронией писательница в полной мере обладает житейской мудростью и внимательным отношением к живым существам, в число которых входят люди и её любимые зверюшки, в которых она умудряется увидеть личность.
В текстах Марианны Гончаровой поражает трогательное отношение автора к персонажам своих произведений, например, к героям повести «Тупо в синем и в кедах» Лизе Бернадской и доктору Натану. В этом же ряду наивная и добрая чудачка ─ героиня повести «Персеиды».
Когда приходит весть о смерти красивого, умного, весёлого, находящегося в расцвете сил человека, то невольно приходит на ум: «За что? Почему Господь так несправедлив и забирает к себе лучших?»
Прочтите, пожалуйста, рассказ Марианны Гончаровой «Зельман, тапочки!» и у вас в памяти всплывёт стих из Четырнадцатой Книги Притчей Соломоновых : «И при смехе иногда болит сердце».
***
Марианна Гончарова
«Зельман, тапочки!»
Уезжал Шамис. Сказал – приходите, возьмите, что надо. Народ потянулся. Прощаться и брать. Горевоцкие тоже пошли. Оказалось – поздно! На полу в пустой гостиной валялась только стопка нот «Песни советской эстрады», а на подоконнике стояла клетка с попугаем. Горевоцкая, тайная жадина, стала голосить – да зачем же вы уезжаете, кидаться на грудь Шамису, косясь, а вдруг где-нибудь что-нибудь. Шамис, растроганный показательным выступлением Горевоцкой, говорил, мол, что ж вы так поздно, вот посуда была, слоники, правда пять штук, книги, кримплены. А Горевоцкий шаркал ножкой – да что вы, мы так, задаром пришли. После горячих прощаний Горевоцкая уволокла ноты и попугая. Не идти же назад с пустыми руками.
Попугая жако звали Зеленый. Зеленый был серый, пыльный, кое-где битый молью, прожорливый и сварливый. На вопрос, сколько ему лет, Шамис заверил, что Зеленый помнит все волны эмиграции. Даже белую, в двадцатые годы. Первый день у Горевоцких Зеленый тосковал. Сидел нахохленный, злой. Много ел. Во время еды чавкал, икал и плевался шелухой. Бранился по-птичьи, бегал туда-сюда по клетке и громко топал. На следующее утро стал звонить. Как телефон и дверной звонок. Да так ловко, что Горевоцкая запарилась бегать то к телефону, то к двери. Еще через сутки он прокричал первые слова:
– Зельман! Тапочки! Надень тапочки, сво-о-лочь!
– Значит, он и у Зельмана жил!.. – Сказала Горевоцкая.
Зельман Брониславович Грес был известным в Черновцах квартирным маклером. Последующие пять дней Зеленый с утра до вечера бормотал схемы и формулы квартирных обменов, добавляя время от времени «Вам как себе», «Побойтеся Бога!», «Моим врагам!» и «Имейте состраданию». Тихое это бормотание внезапно прерывалось истеричным ором:
– Зельман! Тапочки! Надень тапочки, сволочь!
Через неделю в плешивой башке попугая отслоился еще один временной пласт, и Зеленый зажужжал, как бормашина, одновременно противно и гнусаво напевая:
– Она казалась розовой пушин-ы-кой. В оригинальной шубке из песца…
– Заславский! Дантист! – радостно определила Горевоцкая. – Я в молодости у него лечилась, – хвастливо добавила она и мечтательно потянулась. Зеленый перестал есть и застыл с куском яблока в лапе. Он уставился на Горевоцкую поганым глазом и тем же гнусавым голосом медленно и елейно протянул:
– Хор-роша! Ох как хор-роша!
Горевоцкий тоже посмотрел на жену. Плохо посмотрел. С подозрением.
– Может, он тебя узнал?!
– Да ты что?! – возмутилась Горевоцкая. – Побойся Бога!
– Имейте состраданию! – деловито заявил Зеленый и, громко тюкая клювом, принялся за еду. Ночью он возился, чесался, медовым голосом говорил пошлости и легкомысленно хохотал разными женскими голосами.
– Бордель! – идентифицировал Горевоцкий, злорадно глядя на жену. – Значит, ты не одна у него лечилась!
От греха попугая решили отдать в другие руки. Недорого. Зеленый, в ожидании участи, продолжал напевать голосом дантиста, внимательно следя за Горевоцкой из-за прутьев клетки:
Моя снежин-ы-ка!
Моя пушин-ы-ка!
Моя царыца!
Царыца грез!
Вечером пришла покупательница – большая любительница домашних животных. Зеленый пристально взглянул на потенциальную хозяйку, отвернул голову и скептически изрек:
– Ничего особенного! Первый рост, шестидесятый размер!
– Это я – первый рост?! – возмутилась покупательница и, обиженно шваркнув дверью, ушла.
– Магазин готового платья? – предположил Горевоцкий. И тут же засомневался:
– Хотя… попугай в магазине…
– А может, Фима Школьник? Он немножко шил… – покраснела Горевоцкая и опустила ресницы.
– Школьник? – подозрительно переспросил Горевоцкий. Зеленый четко среагировал на ключевое слово «школьник» и завопил:
– Товарищ председатель совета дружины! Отря-ад имени Павлика Морозова, живущий и работающий под девизом…
– Живой уголок. В сто первой школе, – хором заключили Горевоцкие. А Зеленый секунду передохнул и заверещал:
– Зельман! Тапочки! Сво-о-лочь!
По городу разнеслась весть, что попугай Горевоцких разговорился и раскрывает секреты прошлого, разоблачает пороки прежних хозяев и при этом матерится голосом бывшего директора сто первой школы.
Из Израиля, Штатов, Австралии, Венесуэлы полетели срочные телеграммы: «Не верьте попугаю! Он все врет!» Горевоцкие завели себе толстый блокнот, забросили телевизор, каждый вечер садились у клетки с попугаем и записывали компромат на бывших владельцев птицы.
«Морковские, – писал Горевоцкий, – таскали мясо с птицекомбината в ведрах для мусора».
«Реус с любовницей Лидой гнали самогон из батареи центрального отопления».
«Старуха Валентина Грубах, член партии с 1924 года, тайно по ночам принимала клиентов и торговала собой».
«Жеребковский оказался полицаем и предателем, а его жена его же и заложила».
«Сапожник Мостовой, тайный агент НКВД, брал работу на дом и по ночам стучал молотком. Будя соседей».
Однажды Зеленый закашлялся и сказал, знакомо картавя:
– Алее, Наденька! Рэволюция в опасности!
Горевоцкие испуганно переглянулись. А попугай с той поры замолчал.
Выговорился.
И только иногда, когда Горевоцкий приходит с работы, попугай устало и грустно произносит:
– Зельман, тапочки! Надень тапочки! – и ласково добавляет – Сволочь!
Добавить комментарий