Израиль. Иерусалим. День восемьдесят восьмой

Опубликовано: 2 января 2024 г.
Рубрики:

На войне, к несчастью, всё по-прежнему. “И вправду стреляют” и гибнут. Каждый день гибнут. Обстрелы продолжаются, но в эти сутки не так мощно, как в новогоднюю ночь. Вроде бы начинается третий этап войны: Газу покинут тысячи бойцов, в основном резервистов, часть которых перебросят на север. Но часть все-таки вернется домой. Но это еще не совсем точная информация - подождем. 

Заложников освободить не удается. ХАМАС готов на переговоры только при условии, что война будет закончена. Еще один из похищенных 7 октября признан мертвым.  

Израильское правительство - на словах - продлило предполагаемый срок войны до конца 2024 года, то есть не год, как раньше говорили, будет длится война, а год и почти три месяца. А военное противостояние, как обещают, будет продолжаться годами. 

Сахар, мука и еще ряд продуктов и товаров первой необходимости существенно дорожают (до 40%). Малые бизнесы, владельцы которых служат в армии как резервисты, не получают финансовой помощи. Перед Новым годом (правительственный бюджет формируется по Григорианскому, а не по еврейскому календарю, в отличие, например, от университетских бюджетов) коалиционные партии давили на министра финансов, требуя обещанных денег и грозя в противном случае развалить коалицию. Проголосовали экстренно, слаженно и всё получили: на йешивы, на поселенческое движение, на что-то никому кроме них самих не нужное - всё получили.  

Зато в общественной жизни значительное событие. Высший суд справедливости (БАГАЦ) аннулировал решение кнессета об отмене принципа юридической несостоятельности (илат ха-свирут). Решение высшей судебной инстанции по ключевому элементу юридической реформы обнародовано вечером понедельника, 1 января. Рассмотрев ходатайства, поданные общественными организациями, суд восемью голосами против семи постановил аннулировать поправку к Основному закону, принятую кнессетом 24 июля 2023 года. По мнению большинства судей, поправка выходит за рамки полномочий израильского парламента. До июля 2023 года, когда Кнессетом была принята эта поправка, принцип юридической несостоятельности был частью системы сдержек и противовесов в политическом устройстве страны. Суды были уполномочены отменять решения властей, если те признаны несостоятельными.

Таким образом, речь идет об инструменте для защиты прав общества от своевольных или необоснованных решений правительства или государственных органов. Суды также были вправе проверять соображения, которые привели к принятию решений. Если суд приходил к выводу о том, что решения приняты под воздействием сторонних соображений либо имеют дискриминационный или своевольный характер, то он мог их отменить, руководствуясь принципом несостоятельности.

Принцип несостоятельности не закреплен в законе. Его применение базировалось на прецедентах Верховного суда и на законе, согласно которому Верховный суд вправе выступать как Высший суд справедливости (БАГАЦ) и рассматривать дела, требующие решения во имя справедливости, не подпадающие под юрисдикцию иных судов.

Боюсь, что тем, кто не вовлечен в нашу жизнь, не понять ни сути этого,  ни важности.  

Попытаюсь сказать коротко своими словами. Кнессет (про который я уже писала, что нынешнее правительство, с моей точки зрения, ужасно) принял в июле поправку к Основному закону. Основной закон, хотя официально не является конституцией, но представляет собой ее наметки, которые, по мнению их в свое время формулирующих (очень образованных и уважаемых судей), должны были дополняться и развиваться превращаясь в конституцию, чего не произошло. В Основном законе предусматривалось разделение между исполнительной и законодательной властью.

Нынешнее правительство предполагало это разделение отменить, полностью сосредоточив всю власть в руках исполнительной власти (то есть в руках правительства, в своих руках), тем самым превратив демократию (не будем сейчас обсуждать, существует ли вообще в Израиле демократия, согласимся для простоты) в диктатуру. Так эту поправку восприняла половина израильского населения. Другая половина, напротив,  очень одобряла поправку, считая, что эти судьи и так “много себе позволяют, мол, ученые очень”. То есть общество разделилось и весь прошедший год на эту тему бурлило.

Не уверена, что решение Высшего суда справедливости положит конец этим пересудам. В правительстве все остались при своем мнении - противоположном мнению оппозиции. Но главное,  меня огорчает то, что решение Высшего суда было принято восьмью голосами против семи (судей всего 15) - это очень мало, почти ничья, то есть и там раскол, и там пошла стена на стену, и скоро и Высший суд станет другим, и будущее наше темно. Но пока будем радоваться. 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки