Этюд первый. О пользе художественной школы
Семен Агроскин изобразил Адама (2023). Впрочем, ничто не говорит нам, что это именно Адам - первочеловек. Изображен он черным акрилом, то более светлым, то сильнее чернеющим в волосах, бороде, морщинах на лице. Это тоже цветовые акценты, как и поставленные художником белилами своеобразные «иконные» пробела, но только в неожиданных местах - на лбу, носу, щеке, губах.
И вдруг темное лицо ожило и заиграло каким-то очень глубоким душевным состоянием, - некой длящейся задумчивой озабоченности. Он, в сущности, один из нас, как Одиссей (2022, известняк тонированный) в скульптурном диптихе Льва Табенкина или, положим, Гамлет в театральном эскизе Александра Тышлера конца 50-х годов.
Подумалось, что сам этот жанр - изображение «головы»,- восходит к студенческим «классическим» штудиям античных гипсов. Все три художника в разное время и в разных художественных училищах - Агроскин в МАРХи, Табенкин в Полиграфе, Тышлер в Киевском художественном училище, конечно, проходили этот профессиональный искус, и, думаю, что проходили с блеском. Головы у всех трех получились живые и, по сути, восходящие к античным моделям, но с какими интересными находками! Волосатая диковатость и простонародность Адама и его не то семитская, не то вполне российская «тоска», озорная хитроумность табенкинского Одиссея, не теряющего головы в самых трудных поворотах судьбы, и утонченная, нежная, но и мужественная грация тышлеровского Гамлета в эскизе к одному из непоставленных спектаклей…
Подумалось, что повсеместное исчезновение в мире академического типа художественных школ, переход к каким-то импровизационным, самодеятельным техникам, сильно понизил уровень современной живописи, привел ее к серьезному кризису. И очень отрадно, что работы двух современных российских художников вполне выдерживают уровень признанного классика живописи 20-го столетья - Александра Тышлера…
Этюд второй. Наверх или вниз?
В последние несколько лет, отмеченных какой-то явной мировой дегуманизацией, в работах Семена Агроскина можно наблюдать некие парадоксальные скачки смыслов, вплоть до противоположных. Особенно это касается значимых для художника вещей, в частности, книг или, например, подарков, собранных для нуждающихся.
Положим, его недавняя работа «Башня помощи» (2023, х., акрил) - это вытянутая вверх огромная башня из довольно неустойчиво стоящих один на другом ящиков. Мы не знаем, что в них. Но скорее всего, - продукты, впрочем, возможно, вещи. Ведь продукты в таком количестве могут испортиться. Нам не известно, кому предназначена помощь. Это словно бы голос всего человечества, готового помочь нуждающимся.
Средства массовой информации нам то и дело сообщают о подобной помощи воюющим странам, нуждающимся людям. В таком же – символическом - духе можно истолковать работу, где к небу тянется огромная, напоминающая лестницу или пирамидальной формы книжный шкаф башня, с полками, уставленными книгами. Что это за книги? Чьи они? Похоже, что очень старые. Смотрятся необыкновенно красиво на фоне светлых небес, так же как и ящики с неведомой помощью. И снова приходит на ум человечество, предъявляющее небесам какие-то свои человеческие ценности («Библиотека», 2023, б., акрил, тушь, акв.) Но… Нужны ли они небесам? И кто там будет разбираться в этих ящиках помощи или в старых книгах? Не морочим ли мы сами себе голову, говоря о «нетленной» ценности добра, знания, человеколюбия?
Вот, в том же году художник пишет громадную лестницу, устремленную опять-таки в небеса, туда, где все с нами решается, если там кто-то нас видит и слышит («Наверх», 2023, б, акрил, тушь). Эта словно некая библейская «лестница Иакова».
А если никто не видит и не слышит? И груда ящиков с подарками может обернуться грудой никому не нужного мусора, как оборачиваются обыкновенные старые вещи и испорченные продукты?
Взгляните на «Мешки с мусором» (2022, х.м.). Как красиво они поблескивают своими переливающимися черными складками! И ведь в них могут оказаться старые вещи и старые книги, то, что человечеству уже почти не нужно, а небесам и подавно!
В старом книжном шкафу какой-то старой квартиры еще хранятся ветхие книги. И так заманчиво посверкивают цветными переплетами! («Без названия», 2022, х.м.). Но в распахнутую дверь мы видим, что в квартире, судя по всему, идет или начинается ремонт. И что ждет эти книги, - неизвестно. Впрочем, автор дает возможный вариант в картине «Опись №1». Старые книги по искусству с бумажными наклейками на английском - тут и Шагал, и Люсьен Фрейд, и старый добрый Вазари - собраны в две аккуратные пачки и проштемпелеваны. Теперь их можно или списать или просто выбросить. Они стали обыкновенными обветшавшими «вещами», ненужной рухлядью.
Художник не решил для себя, куда все же попадут эти важные для культурного человека вещи - книги, памятные подарки - на свалку или в общую память человечества, в то удивительное место, которое, по Платону, называлось «умным» и где вечно хранится все истинно ценное. Так что решать придется самому зрителю этих работ.
Добавить комментарий