Старик был одинок и древен, как самые древние легенды Земли. В соломенной шляпе, в бежевом полотняном костюме и растоптанных под давлением жизни кожаных сандалиях он напоминал расползшийся холм. Впрочем, его уверили, что он носит всё натуральное, на самом деле эти вещи были искуснейшей китайской подделкой. Натуральное, как реликвию, хранили в международном музее Земли. Несколько правдивых экспонатов.
Старик приложил загорелую жилистую руку к выцветшим на солнце бровям и с беспокойством всматривался туда, откуда нарастал шум машин и лязг их челюстей. Город-паук расширялся во все стороны, захватывая железными щупальцами всё больше земли. Набивал своё ненасытное брюхо пространством.
- Скорее бы умереть, но не видеть, как вся планета укроется стальным панцирем! – старик взмахнул обречённо рукой и страдальчески нахмурился. – Выкачали всё полезное из чрева, Земля стала скорлупой, а теперь боятся, что скорлупа треснет от столкновения с самым безобидным обломком космического пришельца!
Вдруг его тело болезненно передёрнулось: а как же реликвия всего человечества, которую он охраняет? Этот могучий великан дуб останется без него? Единое живое дерево на Земле?
Старик щёлкнул пультом – дверь скользнула вправо и пропустила его в оранжерею. Вот он, красавец, протягивает ему ветви для приветствия! Старик снял в ответ шляпу и поклонился дереву издали, потом снял лжекожаные сандалии и босиком пошёл осторожно к его корням, натужно выпиравшим, словно старческие жилы, из серой земли. Трава приятно щекотала подошвы и вливала неведомую силу в сердце.
Об этом он рассказывал группе профессоров, которые тщательно обследовали его, как ценное приложение к реликвии. Он и сам становится экспонатом – самый древний человек земли, отказывается принимать препараты, которые вносят в геном организма такие коррективы, чтобы вынести смертельную солнечную радиацию. А в скором времени помогут приспособиться жить без воздуха. Генная инженерия уже создала с сотню таких постлюдей, у которых нет лёгких.
Потребность в воздухе очень высока и немыслимо дорого обходится. Так вот главный профессор-уникум, выращенный из пробирки от умнейших учёных, бледнощёкий и усталый, всегда недоверчиво качает головой. В его светлейших глазах, разбавленных суперинтеллектином, качалось сомнение, что можно выжить без химических добавок. А у старика, по всей видимости, уже наступила психическая разлаженность. Старик отворачивался – обижался.
Да и что объяснять ему, выходцу из раствора, ходячей формуле, что земля может лечить так же, как и этот дуб? Но разве он в этом повинен, когда большая часть землян выводится из пробирок, а редкие женщины, самородящие, заносятся в Почётную Красную книгу планеты. А все овощи и фрукты выращивают в особых растворах. Также из замороженных клеток выращивают мясо и рыбу - намного рентабельнее, чем выращивать животных и тратить на них драгоценный кислород! Полезной земли нет – вся она ядовита и не пригодна. Если бы можно было выбрать эпоху, он выбрал бы раннюю стадию цивилизации – первые столетия. В оранжерее летали насекомые: пчёлы, стрекозы, бабочки, жучки. Ах, если бы они все были настоящие, а не приводились в движение сокращением зрачка!
Старик направился к мощному стволу, чтобы ласково погладить своего друга и поговорить. Дрогнула дряблая старческая грудь (он отказался от пересадки искусственной гладкой кожи), а в ней рванулось навстречу дереву сердце.
- Великан! Богатырь! Не верится, что был когда-то жёлудем! Гладким и тёплым жёлудем в моём детском кулачке! Ну, как тебе живётся-можется, сынок?
Дуб в ответ зашумел, зашуршал ветками под зеркальным пластмассовым куполом – спасением от дейтериевых осадков и щелочей, склонил верхушку на знакомый голос.
- Узнаёшь меня, узнаёшь? – старик похлопал бугристый ствол, и все предыдущие мысли о смерти показались ему игрушечными и нелепыми. Под сенью дуба он никогда не чувствовал свою плоть одряхлевшей и изношенной. Дуб вливал в него героические гимны земли и животворящие соки, от которых исходила сладкая сопричастность миру, умение быть сильным и мудрым.
Как объяснить эти ощущения суперинтеллекту из пробирки? Старик сжал кулак, а потом разжал – представил, как этот дуб когда-то перекатывался в его детском кулачке: блестящий и желтокожий. Он просился в землю. Сколько тогда они посадили с отцом желудей! Но молодые крошечные дубки пропадали. Не спасали толстые спецстёкла!
Смрадный воздух, негодная почва и ядовитые воды не давали им ни единой возможности выжить. Мальчик плакал навзрыд, когда деревца превращались в коричневую труху, стоило только до них дотронуться. Рассыпались от прикосновения. Чтобы отвлечь ребёнка от печали, отец рассказывал ему сказки о садах и лесах, которых на всей земле было множество. В них водились звери и птицы, а в водах жили многие виды удивительных рыб. И эта была такая живительная вода, что её можно было пить из колодцев и водоёмов! Купаться в ней не грозило смертью. А ягоды росли не в растворе, а на стебельках из самой земли.
Те древние люди не знали вкуса овощей из пробирок! И не догадывались, что по формуле граната или апельсина можно было их вырастить! Невероятные, конечно, вещи. Когда кто-то хотел сказать, что это было в древности, так и говорили: когда ещё были леса и озёра, а от дождей не надо было прятаться, как от врагов.
Мальчиком его прадед купался и ловил карасей, а в воздухе носились насекомые, их разнообразие поражало. Открыв рот, он слушал эти чудотворные сказки и никак не мог представить себе такую волшебную землю. Он листал электронную память «История Земли», которая смутно подтверждала сказку отца, но не верил этому. Их поколение переболело скепсисом, и для них не существовало априори, всё было апостериори. То есть нуждалось в научном опыте подтверждения. Пить воду из колодцев? Сколько миллионов средств уходит на то, чтобы очистить 10 литров воды! Тяжёлый дейтерий сделать пригодным для питья? Сейчас бы ни один самоубийца не рискнул искупаться в красных водах, разъедающих глаза и кожу.
Трава и мох, цветы и деревья росли сами по себе, не утруждая людей пристальной заботой. Старик сомнительно хмыкнул и покачал шляпой: хотелось бы ему в это поверить. Чем же тогда занимались древние люди, если не надо было бороться за каждый глоток воздуха? И за чистую пищу без ядов? Они соревновались друг с другом в силе, эти соревнования назывались войнами. И в это тоже верилось с трудом. Как люди одной формации – земляне - уничтожали не пришельцев, а самих себя? Вместо того, чтобы обогащать землю, излечить страдания и боль, разумные существа занимались убийством?
Право на убийство было узаконено всеми планетными государствами! Они выделяли средства на содержание армии потенциальных убийц! На уничтожение! Старик поднял седые брови и наморщил лоб. Как ему хочется раскрыть вот эту тайну безумства об истинном прошлом его Земли! Может, прадед бредил, когда всё это рассказывал его отцу?
Теперь старик – самый известный из всех землян, лауреат Нобелевской премии. Именно он смог вырастить натуральный дуб в невыносимых экологических условиях. Этот реликтовый великан - единственное дерево на планете, к которому стекается столько паломников в светлую часть года. В тёмное полугодие опасность метеоритных дождей усиливается, и все стараются не покидать оснащённых жилищ. Каждый мечтает купить жёлудь и вырастить такое чудо, если повезёт!
Хранитель дуба продаёт всем желающим планетянам жёлуди и прилагает электронную инструкцию, но ни у кого пока ничего не выросло. Даже у того трудолюбивого японца!
Часто у хранителя берут интервью. Он снова и снова повторяет рассказы прадеда (а может, всё-таки сказки?)
А журналисты и футурологи, космобиологи и астрофизики недоверчиво улыбаются и щёлкают своими диктофонами. По каналам связи он часто слушает дебаты, удобно устроившись в таком же старом, как и он, кресле, хотя может телепортироваться прямо в студию, но предпочитает старинный просмотр из своего угла. Вот и теперь экран на всю стену ожил фигурами, заговорил. Его любимая передача «Поиск истины»
- Фольклору всегда присущи гипербола, яркие эпитеты и образы. В древности наука была развита недостаточно: приходилось с трудом выживать без самого необходимого. Представьте себе, что даже не было в каждой квартире кислородной комнаты! Спецодежды, отталкивающей радиацию, самых простейших препаратов для жизнедеятельности! От обыкновенного дождя мог погибнуть человек! Или от некачественного воздуха! И чтобы выжить на трудной для обитания планете, земляне придумывали в утешение себе сказки!
Гений из пробирки излагал уверенно, с апломбом, он буквально пригвоздил старика к креслу. Неужели прадед бредил или врал? Хранитель посерел лицом, но слушал дальше.
- Так вы, господин Хейворс, считаете рассказы хранителя вымыслами? И леса, покрывающие земные пространства, и живность, которая в них водилась?
- С космобиологической точки зрения, Земля всегда была такой: непригодной для особей, с опустошёнными недрами и ядовитыми водами! Мы уцепились за безжизненный астероид, чтобы сделать из него временное жилище. Хотя многие предпочитают жить на космолайнерах.
Гений выжимал, как пресс, из старика последние сомнения.
- Если даже и допустить, что такое было в древности на планете, то напрашивается сам собой вопрос: почему же для будущих потомков земляне не оставили и кусочка этого рая?
Пронырливости ведущего надо было отдать должное, он допытывался:
- А как же электронная память «Истории Земли»? Она зафиксировала растительность, насекомых и редкие виды животных, которые питаются этой растительностью?
Старик щёлкнул пультом – подъехал гарсон с чашкой горячего чая, на которой высветилась цифра + 70. Отхлебнул. Да, вода становилась по качеству всё хуже и хуже!
- Столько существует спецэффектов! Не поражайте мой гипоталамус своей наивностью! – его снисходительность пригвоздила ведущего к одному месту, но ненадолго.
- Как психоаналитики расценивают рассказы хранителя?
- Нашествия пришельцев было фантастической выдумкой в отдельно взятых умах, так что теория уничтожения землян иными цивилизациями, которая описана в устаревших учебниках нашей истории, отпадает. Психобиология выдвигает реальную причину случившегося: одновременное помешательство предков землян в виде склонности к коллективному разрушению и суициду.
Тут заговорил знакомый профессор старика с бледно-синим лицом.
- Хранитель, самый древний планетянин из нас, кстати, он не принимает витамины продления жизни, утверждает, что его предок рассказывал про войны меж землянами, упоминая это как радикальное средство доказательства своей правоты. Так что коллективное безумие вполне имело место.
- А что по этому поводу скажут историки?
- Изучив электронную память Земли, мы допускаем лишь такую версию, что войны были спортивными соревнованиями на проверку выносливости и мужества, но никак не смертоубийства! Война и борьба - слова-синонимы.
Земля – единый дом для землян среди вселенского пространства. Дом рушится, а его хозяева уничтожают друг друга? Такое предположение – безумие. Поверить в это – самим стать безумными!
- Древние люди на заре третьего тысячелетия умирали от смехотворных причин! – ввязывается в диспут медицинский уникум трансгуманизма. - От несовершенства технических средств, холода и наводнений. Невероятно, но есть данные, что умирали от голода! У них столько было вселенских проблем, им просто было не до войн! Это надо было иметь одну мозговую клетку, чтоб затевать самоуничтожение!
- Позвольте возразить! – запротестовал космобиолог Малков. - Даже инфузории во время опасности объединяются, чтобы выжить! Без всякой мозговой клетки!
- Может, у предков и был интеллект инфузорий?
- Но это не вяжется со всеми теми открытиями, что они робко пытались сделать для нас! – синелицый профессор горячо бросился защищать генум гуманом*.
- Не забывайте, что многие их открытия привели к повсеместному вымиранию планетян как отдельно взятого вида.
- Что же, подведём итоги: всеучёный совет придерживается мысли, что изначально Земля была не приспособлена для цивилизации, а не сама цивилизация разрушила её пригодность для обитания многих видов.
Старик разволновался и встал. А как же цветные сны, записи которых он постоянно просматривает? Сны отца и его? Они тоже врут? Он тут же набрал свой вопрос, который отразился на экране, а из бледных холодных уст профессора прозвучало следующее:
- Мозг устаёт бороться с реалиями, он ищет развлечений в форме фантастических видений. Мощная память Земли влияет на все уровни сознания, модулируя эти картинки, но это всего лишь красивая ложь! Великое желаемое, которое всегда было только в умах древних антропос.
Хранитель закачался от тоски, отрешённо опустил плечи, так его придавила тяжесть правды. Пошатываясь, он снова шёл к дубу, а тот приветственно шумел ветвями.
- Мой дорогой уникум! Может, мы с тобой тоже виртуальная реальность космоса, а на самом деле нас нет?
Значит, это волшебная иллюзия. Бред больного предка, а
как хотелось, чтобы сказка была правдой! Старик приник лицом к шершавому стволу и зарыдал без слёз. Слёзы у людей исчезли давно, ещё в прошлом столетии – за ненадобностью…
Добавить комментарий