Что мы живем на острове, одни...
Юрий Кузнецов
Eсли сказать, что у господина NN друзей нет, то все будут смотреть на него с настороженностью: как же так, столько лет прожить на свете и не приобрести друзей? Что-то неладно, видимо, с господином NN...
Наверно, то же самое относится к странам-государствам. С поправкой, конечно, что дружба всегда бескорыстна, а тут - государственный прагматизм, никуда не денешься. И потому на языке дипломатии друзья называются союзниками.
Но всё равно, нехорошо звучит: «У России союзников нет, кроме ее армии и флота...». Это сказал российский император Александр Третий. И не в осуждение себе: мол, плохой я император, так как не приобрел союзников. Вовсе нет. Совсем наоборот! И в течение веков очень и очень многими эта фраза воспринималась не как повод подумать о себе, а как наш особый путь во всеобщем враждебном окружении.
То есть некая отчужденность России от мира имеет исторические корни.
Если не в самой России, то в ее правителях.
Которые навязывали и навязывают отчужденность нам.
Заявить на весь мир о нацеливании российских ракет на Европу - значит сознательно ставить Россию в положение агрессора и изгоя. Особенно после предложения американского президента присоединиться к системе противоракетной обороны.
Встреча глав стран Большой восьмерки, как бы ни старались сгладить углы, свелась к вопросу: не начинает ли Россия новую «холодную войну?»
А нашa пресса упоенно подает ее как ответ недоброжелателям России. «Известия», потеряв, на мой взгляд, все человеческие ориентиры, откровенно угрожаeт Польше и Чехии за размещение американской системы ПРО: «Чтобы вычислить вероятные места попадания наших боеголовок, достаточно нарисовать циркулем круг «диаметром» в 10 тысяч километров на карте мира от любой российской ракетной базы. Теперь поляки и чехи могут рисовать от Калининградской области и Белоруссии 500-километровые круги - это зона прямого поражения оперативно-тактическим комплексом «Искандер-М».
Это называется - привет братьям-славянам. Мы вас всех победим.
Точно так же газеты и телевидение комментировали встречу в Самаре канцлера Германии Ангелы Меркель, главы Еврокомиссии Жозе Барроуза и президента Владимира Путина как победу нашей дипломатии и международной политики: «Путин обезоружил врагов России!»
Первый канал телевидения в лучших традициях советской пропаганды смонтировал сюжет, подогнал цитаты так, что получилось, будто Ангела Меркель подтверждает слова Владимира Путина и даже обвиняет «несогласных» в погромах. А канал НТВ на обсуждение интервью Джорджа Буша выпустил не кого-нибудь, а Владимира Жириновского. Очень точно рассчитано. Тут не ум нужен, не обстоятельный разговор, а истерика, ор: «Какое право имеет этот Буш указывать нам, как нам жить!»
А ведь Буш начинал дружбу с Путиным. Точнее, начинал ее английский премьер Тони Блэр. Ведь западный мир относился к неожиданному преемнику Ельцина с большой настороженностью. Как политик он никому не был известен, зато репутация выходца из КГБ... Блэр тогда, после первой встречи, сказал: «Путин - высокоинтеллектуальный человек с четким представлением о том, чего он хочет в России. Его Россия - это сильная держава, где царит закон и порядок, это еще демократическая и либеральная страна». Потом уже Буш словно поставил печать «Утверждаю» в нарочитой или естественной простецкой манере техасского ковбоя: «Я посмотрел в глаза этому парню - ему можно верить».
И Владимир Путин откликнулся: «Впервые за многие десятилетия - если не столетия - мы не конфронтируем ни с целым миром, ни с отдельными странами».
С тех пор прошло 7 лет.
Ушли из руководства своими государствами Шрёдер, Ширак, уходит Блэр. И уходящий Буш снова подвел итог: «В отношениях между Западом и Россией существует серьезная напряженность. Я поддерживаю личные отношения с Путиным, но... почему он думает, что его страна движется по пути демократии?»
Путин теперь при каждом поводе советует Западу рассмотреть сначала бревно в своем глазу, а потом уже обращать внимание на соломинки в чужом. Советский анекдотический вариант: «А у вас негров вешают!».
Но в бывших республиках СССР чернокожих нет. Однако и с ними не получается дружбы. Кто будет дружить со страной, вице-спикер парламента которой заявляет на встрече с журналистами в Брюсселе, на Парламентской ассамблее Совета Европы: «Ну что мы, действительно, с какой-то губернией, как Грузия, где два с половиной миллиона человек, начинаем выяснять отношения, как с серьезным большим государством?»
А назначенный, но еще не прибывший в Минск посол России в Белоруссии разглагольствует по телевидению: «Трудно сломать режим Лукашенко, очень трудно, он очень крепко стоит на ногах... Конечно, ему нужно в себе переломить главное: Россия - это Россия, а Белоруссия - это Белоруссия; Путин - это Путин, а Лукашенко - это Лукашенко. И он ни в коем случае не должен дуть щеки, что вот он давно там работает, и кто-то ему там должен быть на посылках».
Конечно, можно отнести эти слова на счет человеческой и государственно-дипломатической невоспитанности госпожи Слиски и господина Аяцкова. Но они ведь не частные лица, их на эти посты выбрали или назначили. Они в данном случае - лицо и голос России!
Когда-то Пушкин писал, что единственный европеец в нашей стране - правительство. Теперь же в верхах у нас всё меньше европейцев, а всё больше охлократии, то есть людей, вещающих не голосом народа, а голосом толпы. Где хамство удивительным образом сочетаeтся с постоянной обиженностью. Хотя, если мы такие великие и могучие, то почему всё время на кого-то обижаемся и всё время от кого-то защищаемся?
В результате - расширяющийся холодный круг отчуждения. Если бы не авторитетный в мире Казахстан, ведущий точно рассчитанную, прагматичную, дружелюбную ко всем политику, мы бы сегодня жили, как на острове. Довольствуясь хорошими отношениями с Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. И с Северной Кореей.
Одни конспирологи говорят, что того и добивались «определенные круги». На которые, кстати, дипломатически намекал и Джордж Буш. Не секрет, что многие «ястребы» в верхах российской власти спят и видят в мечтах железный занавес между нами и миром. И очень стараются довести отношения до разрыва.
Другие конспирологи подозревают, что таким образом преемника, будущего президента России, специально загоняют в жесткие рамки, в колодки. С одной стороны, принимается трехлетний бюджет. На 2008-2010 годы. Иначе говоря, президент, который придёт к власти в 2008 году, до конца своего правления будет скован по рукам и ногам экономически. А если вдобавок оставить ему страну в состоянии чуть ли ни холодной войны с Западом, насторожённую Европу и Америку, то его власть и влияние превращаются в фикцию.
А потом придет «настоящий» президент и начнет «настоящую» политику.
Однако опасаюсь, что настоящая политика - та, что сейчас. Из нутра идет. «У России союзников нет, кроме ее армии и флота...».
Чтобы приобрести друзей, союзников, надо предлагать им не только деньги, оружие и даже нефть с газом, но и привлекательный образ, стиль жизни. Надо быть им интересным.
А можно кричать в тёмном переулке: «Все кругом гады! А я - самый-самый!»
Можно. Но таких обходят стороной. И отвечает им только эхо.
Эхо прошлого. Или эхо из прошлого. К которому мы, похоже, возвращаемся. Берем на вооружение.
Процесс шел постепенно, но обострился в этом году.
«Причины всякой войны нужно, прежде всего, искать в ошибках и просчетах мирного времени, а их корни - в идеологии конфронтации и экстремизма, - сказал Владимир Владимирович Путин, выступая 9 мая на параде в честь Дня Победы. - Тем более, что и в наши дни таких угроз не становится меньше. Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах, как и во времена Третьего рейха, всё то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат».
Наши широкие массы почти не заметили, мы на слова мало обращаем внимания (ну сказал и сказал, что тут такого?), а Америка была шокирована. Поскольку восприняла более чем странный пассаж на свой счет. И - оскорбилась. Президент дружественной, демократической России сравнивает США с фашистской Германией Гитлера?! Как так? Что случилось?
Это самые мягкие вопросы. Недоумения. А газеты американские писали очень жестко - требовали от своего президента призвать к ответу Путина. Что тот и сделал.
Неизвестно, что и как они говорили по телефону.
После чего наше министерство иностранных дел стало публично объяснять, что ничего оскорбительного, никакого намека на США в речи президента России и близко не было. Ни в прямом, ни в переносном смысле. А слова Путина относятся только лишь к международным террористам и экстремистам, которые и хотят диктовать миру свою волю...
Дезавуировать такие высказывания нелегко. Впечатление было тяжелое, тягостное.
Но если произошел срыв, мысль случайно запуталась, не то слово ненароком вырвалось, - то впредь надо усилить осторожность. Ан нет. Вскоре на весь мир прозвучало: «У некоторых участников международного процесса возникло желание диктовать свою волю всем и вся... Мы считаем - очень и очень опасно и вредно нормы международного права подменять политикой целесообразности. А что такое политика целесообразности? Кто ее определяет? На наш взгляд, это ничто иное, как диктат, и ничто иное, как империализм».
Давненько, почти два десятилетия под нашими осинами не слышно было дивного словосочетания - «американский империализм!» А в том, что имелся в виду «американский», никто не сомневается.
А чтобы не оставалось места для иных толкований, президент Путин продолжил: «Надо сказать прямо и называть вещи своими именами. Наши партнеры американские вышли из Договора по ПРО. Мы тогда сразу предупредили, что предпримем ответные шаги с тем, чтобы сохранить стратегический баланс в мире. Это крайне важно для сохранения всеобщего мира. Наши ответы будут ассиметричными».
Неслучайно вновь возникло слово из прошлого. Точно так отвечал в начале своего руководства страной Михаил Горбачев на планы американской СОИ (стратегической оборонной инициативы): «Наш ответ будет ассиметричным».
В данном контексте слово «ассиметричный» означает, что мы создадим такое же оружие, только совершенно другим способом, а самое главное - не с таким затратами, в десятки раз дешевле. Как в народе говорили - при помощи лома и такой-то матери...
Но это - самообман. Или прямой обман налогоплательщиков. Военная техника не бывает дешевой. И ответ может быть только симметричным.
Военный бюджет США - примерно 420 миллиардов долларов.
Военный бюджет России - примерно 20 миллиардов долларов.
Какое тут может быть соревнование? И если мы собираемся участвовать в нем - значит, будем тянуть последние жилы из народа.
Советский Союз надорвался в гонке вооружений.
А Россия превзошла Советский Союз пока только в одном - в количестве чиновников. Их у нас в три раза больше, чем в СССР, в пересчете на душу населения.
Кстати о чиновниках. В СССР основные средства-ресурсы уходили в одном направлении - на военно-промышленный комплекс. В России же - три потока, по которым утекает богатство Родины. Первый - доходы олигархов, которые только увеличиваются. Второй - содержание чиновников. Третий - растущие расходы на создание оружия.
Ни чиновники, ни олигархи не пострадают от резкого увеличения оборонного бюджета России, нового перевода страны на военные рельсы. Так что можно не гадать, за счет кого собирается Путин давать ассиметричный ответ Америке. За счет населения.
Не бывают изолированными друг от друга внутренняя и внешняя политика. Конфронтация с Западом - верный признак общего политического неблагополучия. Получается, от чего ушли - к тому и пришли. 20 лет психологического шока, ломки сознания, всенародного обнищания, утрат и надежд - псу под хвост?
И, наконец, о пользе дела. Чего мы достигнем? Резкие заявления президента Путина вызваны размещением в Польше и Чехии частей системы противоракетной обороны. К которой, кстати, Россию пригласили присоединиться. Можно обсудить, рассмотреть, подумать. А нацеливанием ракет на Европу уж точно невозможно вызвать симпатии европейских народов и стран. Наоборот - теперь даже протестующая часть населения Польши и Чехии согласится со своими правительствами. То есть результат будет прямо противоположный.
По опросам аналитического центра Юрия Левады, 60 процентов наших сограждан сейчас считают «главным врагом» Эстонию. На втором месте - Грузия - 46 процентов. На третьем - Латвия. На пятом месте - Украина. А США - на четвертом месте. Америку считают «главным врагом» 35 процентов опрошенных.
Добавить комментарий