Российские СМИ называли только закончившийся в Бруклине процесс «шумным», но на самом деле он не вызвал у здешней прессы ни малейшего интереса, потому что такие суды в США уже бывали, тем более этот касался иска говоривших через переводчика людей по поводу фильмов на непонятном языке и с неизвестными никому звездами. Я тоже не пошел бы на суд между индийцами по поводу фильмов, сделанных в Бомбее.
Российские журналисты в духе времени часто изображали бруклинский процесс как войну миров, в которой их люди посрамили америкосов. Подробнее об этом в конце.
Как мы уже сообщали, федеральный суд Восточного округа Нью-Йорка решал вопрос о размере компенсации, которую должен выплатить бывший ленинградец Иосиф Беров, являвшийся самым крупным видеопиратом на русском рынке Америки. Суд продолжался с 11 по 15 июня. Присяжные постановили, что с Берова причитается 2,75 млн. долларов за незаконно тиражировавшиеся его компанией «Дом книги «Санкт-Петербург» советские и российские кинофильмы. Иск охватывал период с мая 1999 по май 2002 года.
Хотя речь шла о сложных калькуляциях, присяжные вынесли вердикт всего за час с небольшим.
Год назад другие присяжные признали ответчика виновным в пиратстве, и сейчас решался лишь вопрос о компенсации
Неясно, как это судебное решение повлияет на пиратство, свирепствующее на русском рынке США и Канады: истцы показали на процессе, что лицензионная продукция по-прежнему составляет на нем лишь скромную часть от общего количества видеоносителей, хотя они возбудили многочисленные иски против других видеомагазинов, например, торонтской «Радуги», и выиграли самый знаковый - против Берова.
Первоначальный список ответчиков включал также компанию «Санкт-Петербург» и жену Берова Наталью Орлову. Однако в прошлом году супруги расстались, и «Санкт-Петербург» перешел к Орловой. Она заключила с истцами мировое соглашение и выплатила им непоименованную сумму, даже порядок которой она назвать мне отказывается.
Кроме того, «Санкт-Петербург» подписал с истцами контракт, по которому он обязывается в течение пяти лет закупать у них определенное количество видеопродукции по лицензионной цене.
Истцы заявили мне, что ни к Орловой, ни к магазину у них претензий больше нет, и что сотрудничеством с нею они весьма довольны. Сейчас «Санкт-Петербург» торгует лишь чистым товаром, и, как уверяет меня блестящий манхэттенский адвокат Дэниэл Блуменстайн, представляющий Орлову, дела у магазина идут даже лучше, чем прежде.
Истцами являются американская компания Close-Up International в лице ее президента Натальи Ганем и ее мужа и партнера Михаила Шейдина, до 1998 года работавшего у Берова в «Санкт-Петербурге», а также «Мосфильм» и российское киновидеообъединение «Крупный план». Российские СМИ упоминают также «Ленфильм», но в исковом заявлении он не значится.
Высокий брюнет Шейдин закончил два курса финансово-экономического института в Санкт-Петербурге, затем занимался там книжным делом и перебрался в Нью-Йорк в 1993 году. Пригожая миниатюрная блондинка Ганем, в девичестве Юдина, родилась в Нальчике, закончила в Москве МХТИ им Менделеева, заведовала, по ее словам, отделом рекламы в журнале «Домовой» и приехала в Нью-Йорк в 1999 году.
Если победителям удастся получить с Берова выигранные ими деньги, они будут разделены между истцами согласно давно достигнутой договоренности, которая не разглашается. Тяжбой занималась практически одна Close-Up, которая, как поведала мне Ганем, на данный момент истратила близко к миллиону долларов и, похоже, истратит еще: адвокат Берова, англичанин Адам Ричардс, заявил, что подаст апелляцию, и в любом случае процесс взыскания денег с ответчика может потребовать дополнительных расходов.
47-летний Беров, обладающий американским и российским гражданством, приехал в США молодым человеком и некоторое время работал в нью-йоркской полиции, хотя говорил мне, что не дослужил даже до конца испытательного срока.
Накануне нынешнего процесса его адвокат Ричардс убедил судью Дэвида Трейгера запретить истцам говорить присяжным о первой судимости Берова, которого арестовали в 1993 году за незаконный ввоз в США пожилых женщин из Эстонии для устройства домработницами в эмигрантских семьях. Беров признал себя виновным, согласился дать показания на своего подельника и отделался легким испугом.
Судья, однако, разрешил истцам упоминать о второй судимости ответчика, который в 2002 году был приговорен в том же суде к 10 месяцам тюрьмы за видеопиратство, но по какой-то причине ни одного дня в тюрьме так и не отсидел.
Истцы, насколько я понял из разговоров с ними, надеялись на 10 миллионов, считая, что Беров выпустил около миллиона пиратских кассет и заработал на каждой по 10 долларов. Объясняя, как они пришли к этой цифре, Ганем показала на суде, что истцы пользовались пятью разными методами подсчета. Я подробнее расскажу о них в отдельном отчете о процессе, который в конечном итоге оказался более интересным, чем я подумал сначала.
«Вы довольны?» - спросил я у Шейдина после вердикта. «Могло быть больше, но могло быть и меньше», - философски заметил он и выразил надежду, что судья еще распорядится взыскать с Берова деньги на оплату адвокатов истцов, а также проценты, набежавшие с 1999 года. Если упования истцов сбудутся, им всем будет в общей сложности причитаться около 5 миллионов.
Получить их будет непросто. Я крайне сомневаюсь, что Беров принесет искомую сумму в чемодане или выпишет истцам чек.
Возвращаясь к российской прессе, скажу, что ее заголовки чаще всего искажали суть произошедшего. «Американских видеопиратов обязали выплатить 2,69 млн. долларов», - озаглавил свое сообщение «Московский комсомолец», хотя видеопират был всего один. Он «американский» настолько же, насколько он «русский»: у Берова, как я сказал, есть и российский паспорт. Есть у него и квартира в Москве. Родной язык его русский, а не английский; по-английски он говорит хорошо, иначе его бы не взяли в менты, хотя недолюбливает артикли.
Но желание изобразить процесс как победу россиян над ненавистными янки было так сильно, что мне на каждом шагу попадаются заголовки вроде «Американских видеопиратов накажут за советские фильмы» (Правда.ru), «Российские киностудии наказали американских видеопиратов» (Курсор), «Россия одолела американских пиратов» (Вести.ru), «Наши киностудии засудили американских пиратов» (О2ТВ) и т.п.
Детский сад какой-то. Но злой.
Заголовки типа «2,69 млн. долларов в качестве компенсации получит «Мосфильм» и «Ленфильм» (Newsinfo) или «Мосфильму» и «Ленфильму» заплатят 2,69 млн. долларов» (Взгляд) выдают желаемое за действительное. То ли заплатят, то ли нет, и наверняка не такую сумму.
Добавить комментарий