Как будто не очень известно, что такие классики русской культуры, как Пушкин, Некрасов, Достоевский, Блок и Куприн сочиняли пародии. Окуджава тоже немного этим баловался. Ещё больше пародировали его самого.
Литературовед и педагог, профессор МГУ Владимир Новиков, анализировавший, в частности, творчество бардов, отмечал, что «…пародии на Окуджаву являются свидетельствами эпохи, документами, отражающими восприятие творчество поэта современниками» (“Песни и «перепесни». Окуджава и пародия”).
Остановимся на пародиях современников на творчество Булата Окуджавы.
Поэт и пародист. Юрий Левитанский.
«Прощание с Ленькой Зайцевым».1969
Тема: «…охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет…».
Словно бы на зависть грустным арбатским мальчикам,
арбатские девочки, безнадежно влюбясь,
Леньку Зайцева называли ласково зайчиком —
ваше высочество, говорили, и просто князь.
А когда погулять выходил он с черного хода,
сто прелестных охотниц выбегали из своих засад,
розовые лошади били крылами, начиналась охота,
из которой никто не старался вернуться назад.
А они в него корочкой, видите ли, поджаристой,
пирогом с грибами — в семейный, извините, круг.
А он на плечо шарманочку —и, пожалуйста,
потому что шофер в автобусе —его лучший друг.
А он на свои на рыжие, как порфиру — фуражку.
А он их сам, понимаете, убивал.
И последний троллейбус развозил по Сивцеву Вражку
ситцевых девочек, им убитых наповал.
Плакала на Смоленской флейта, лесная дудочка.
Бил на Садово-Кудринской барабан любви.
Ночь опускалась, короткая, как мини-юбочка,
над белыми дворниками, изящными, как соловьи.
И стоял, как замок отчаянья, арбатский дворик,
жалуясь, печалуясь, безнадежно моля...
Плачьте, милые девочки, пейте паригорик!
Пейте капли датского короля!
Литературовед и пародист Зиновий Паперно
«Про козлика». 1964.
Из Окон козликом дохнуло сереньким,
а также бабушкой пахнуло вдруг.
И вот уж рожек нет,
и вот уж ножек нет,
Козел угрОбился, мой лучший друг.
А волки дикие блестят глазищами,
Грозят когтищами. Ну и дела!
Ах, бабка-бабушка, напрасно ищешь ты.
Напрасно свищешь ты свовО козла.
«Стрекоза и муравей» 1964
Тень стрекозы мелькнет в окне,
И я замру в тревоге.
Да неужели вы ко мне?
Не стойте ж на пороге.
О, ваш приход, как дымоход,
Он так огнеопасен!
Я муравей, но я не тот,
Что вам знаком из басен.
Я не запру своих дверей,
В беде вас не покину.
Замоскворецкий муравей
Нашел свою богиню.
Нет, нам не жить в моем дому
За прочными замками.
А почему? А потому!
Я сам иду за вами.
– Идешь? Иди! Держи! Лови!
А мы уже в дороге,
Счастливые, как муравьи,
Свободные, как боги.
Нам под любым листком – еда.
Нам каждый пень – подушка.
Вы все – сюда, а мы – туда!
Замку цена – полушка.
Пародист Эстер Паперная. «Про попа и собаку». 1964
Стояла во дворе хибарка,
В хибарке поп Харламов жил,
А у попа была овчарка,
И он ее, как водится, любил.
Она была красавица собака.
И он ее, товарищи, любил.
А на столе лежал кусок грудинки,
И лампочка светила над куском.
Овчарка проглотила слюнки,
И в комнате запахло воровством.
Собака съела мясо без заминки,
А мясо, между прочим-то, с душком.
Овчарке воздержаться бы, ребята,
Да, что ли, не хватило бедной сил...
А поп со зла покрыл собаку матом
И тем ее, товарищи, убил!
А ведь она ни в чем не виновата:
Ведь он ее, скупяга, не кормил.
Пародист П. Суров. «Про попа и собаку». 1990
Убиенную суку в холодную землю зарою,
Королевские детские датские капли приму.
И заплачет король, и откажется кушать второе.
На поминки Арбат соберется в аббатском дому.
Напишу золотые слова на табличках фанерных –
Что она героически пала в неравном бою...
Бах и Моцарт Шопена опять заиграют на нервах,
И заслушаюсь я, и участливо им подпою.
Пародист Александр Иванов.
"Песня об отсутствии присутствия".1976
Былое нельзя воротить ни ученым, ни неучам,
У каждой эпохи поэты и барды свои.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем
По поводу прав заскочить объясниться в ГАИ.
Извозчиков нету. Один Булат Шалвович прогуливается.
Ах, нынче, увы, ничего уж не произойдет.
"Муха-Цокотуха и комар», 1982.
Мы убили комара. Не в бою, не на охоте,
а в домашней обстановке, в будний вечер. Видит бог,
мы не крадучись его, а когда он был в полете...
Мы его предупреждали – он советом пренебрег.
Автопародия "Песенка о народном депутате" 1993
Он вышел из кремлевского подъезда.
Он там, в Кремле, вершит делами съезда.
Как славно быть народным депутатом,
любовью к самому себе объятым!
Да, он служил в провинции доцентом,
а хочется командовать конвентом,
и он кричит с трибуны что придется:
авось себя прославит и пробьется.
Он говорит от имени народа,
а в этом и видна его порода.
Когда толпа его возносит дружно,
он скромно говорит: народу нужно.
А если что не так - не наше дело!
Премьер не смог: он правил неумело.
Как славно быть ни в чем не виноватым -
совсем простонародным депутатом!
Снимаясь у кинорежиссёра Виноградова, Булат Окуджава, шутя, напевал: «Виноградова косточки в тёплую землю зарою»…
Как известно, Окуджава в жизни и творчестве был весьма ироничным.
Юмор Окуджавы хорошо проявился в его рассказах-анекдотах «Гений» и «Гитарист». Талант есть талант. Почитайте, обсмеётесь…
Профессор Владимир Новиков тоже написал на Окуджаву четверостишие:
Пародией не был сражен Окуджава – пародия даже его поддержала. Пародия просто ему подражала, но неподражаемым был Окуджава.
Разговор о пародиях на Окуджаву был в программе Юлия Зыслина «Голос Булата», 4 мая 2024 г.: https://youtu.be/PGotbGb3_4w (полная рабочая запись ZOOM-клуба «Интересных встреч»).
Добавить комментарий