Из Альманаха №5 за 2017 год
Передо мной номер редкостной московской «Общеписательской Литературной газеты», №2 (87), 2017 (не путать с общедоступной «Литературной газетой»). На предпоследней странице – рекламное объявление Дома творчества писателей «Переделкино», в котором, в частности, говорится:
«Здесь вы сможете не просто хорошо отдохнуть или творчески поработать, но и побывать в домах-музеях Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Корнея Чуковского, галерее Евгения Евтушенко, погулять по аллеям и улицам, где ходили Валентин Катаев и Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Лиля Брик, Константин Симонов и Роберт Рождественский…».
И никого не удивляет, что рядом с именами широкоизвестных писателей названо имя… Лили Брик. Кто же она и по какому праву попала в этот список? Вряд ли кто-то при этом вспоминает, что она была Музой или невенчанной женой «лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи» Владимира Маяковского. Таких муз и жен в Переделкино пруд пруди (впрочем, там не пруд, а речка Сетунь). Однако, больше ни одна из них не удостоилась подобной почести.
Если же, по возвращении из Переделкино, вы зайдете в знаменитый ресторан «Арагви», что в самом центре Москвы, около памятника Юрию Долгорукому, то там на стене возле зеркала увидите такую памятную доску:
«Это зеркало находится в ресторане «АРАГВИ»
с момента его основания.
В него смотрелись все знаменитые посетители
от Валерия Чкалова до Владимира Высоцкого,
от Ива Монтана до Лили Брик…
Теперь вы видите в нем себя.
и тоже становитесь частью легенды».
Кто был автором этого объявления? Кто выбрал среди многочисленных именитых посетительниц этого ресторана единственную – Лилю Брик! – а другие должны посчитать за честь только посмотреться в одно с ней зеркало? Вы скажете, что это преувеличение и будете правы и одновременно неправы: ведь действительно есть что-то магическое в этом имени, что неизменно привлекает к нему и ее почитателей, и ее недругов.
В Санкт-Петербурге существует мини-отель «ЛИЛЯ-БРИК» (!) по адресу: ул. Маяковского, 46 «в пяти минутах ходьбы от станции метро «Чернышевская», в перечне услуг которого «допускается размещение домашних животных». Смотрите, как всё здесь сошлось: и Владимир Маяковский с Лилей Брик, и Н. Чернышевский, роман которого «Что делать?» они оба любили, и даже «Щену», которого очень любил поэт, о чем Л.Ю. написала отдельную книжку, в отеле, названном ее именем, место нашлось!
Некая торговая фирма поместила в Интернете рекламу «Блузка «Лиля Брик»»: Италия, хорошее качество, очень легкая, комфортная. Цена 2000 руб.»
Воистину, само имя «Лиля Брик» стало сегодня настоящим брендом – хорошо узнаваемым, привлекательным, внушающим доверие, гарантирующим высокое качество.
Очень часто в рекламных целях используется фотоплакат работы А.Родченко (1925 г.), где из открытого рта снятой в профиль Л.Ю. вырывается призывный рекламный лозунг. Вряд ли кто сегодня помнит, что в изначальном варианте это было: «КНИГИ по всем отраслям знаний», предлагающий продукцию Ленгиза. Сегодня в рот нашей героини заталкивают самую разнообразную рекламу и призывы. Какие уж там «Книги»?!
Образ Л.Ю. широко используется не только в печатной продукции, но, скажем, и в кино. Не только в многочисленных фильмах и телевизионных сериалах «про это, про поэта и про Лилю Брик», но и в совершенно неожиданной привязке. Недавно телестудия «Мир» сняла документальный фильм «Женщина за рулем», напомнив телезрителям, что первой «автоледи» в советской стране была, естественно, Лиля Брик. И телеведущая при его съемке дотошно расспрашивала меня о первой «автоледи».
Когда я закончил составление «Библиографии работ о Л.Ю.Брик», то был потрясен сам, обнаружив, что в этот список входит более 600 библиографических справок! А ведь этот список не может претендовать на абсолютную полноту. Что-то же заставило сотни авторов взяться за перо, чтобы публично выразить свое отношение к ней.
И по большому счету неважно положительное оно или отрицательное. Пытаясь как-то объяснить причину такой популярности ее имени многие видят ее в причастности к имени «лучшего и талантливейшего поэта нашей советской эпохи» - Владимира Маяковского, музой которого она была. Это он ввёл ее в историю литературы ХХ века, сделал ее (благодаря ему!) широкоизвестной. Полноте! В последние годы поэтическая слава Маяковского меркнет, читательский интерес к его творчеству падает.
Библиография работ о нем, появившихся в последние годы, несопоставима с аналогичной библиографией, относящейся к Лиле Брик. И порой на ум приходит совершенно крамольная мысль, что, может быть, это Лиля Брик, которая была его музой, еще удерживает его «на плаву»?
А может быть, обывателя привлекают сексуальные страница ее биографии? Некий «донжуанский список» в его женской интерпретации? Или тайны семейной жизни «треугольника», когда одновременно два мужчины открыто считались ее «мужьями». Но и такая арифметика любовных связей и любовная геометрия не редкость в истории отечественной литературы, но такого внимания к себе не привлекают.
Есть и еще один «грех» на ее душе, привлекающий внимание к себе проницательного обывателя: ее сотрудничество с «органами». Правда, об этом документально ничего не известно, кроме номера ее «чекистского» удостоверения. Как справедливо заметил шведский профессор-славист Бенгт Янгфельдт: «Правду мы узнаем, когда откроются для исследователей архивы КГБ (впрочем, может быть, тогда окажется, что Л.Брик не была исключением, а удостоверения ГПУ были и у многих других)».
Но многим сегодняшним «исследователям» недосуг ожидать, когда откроются эти архивы, и они прогнозируют уже сейчас по своему разумению скрытые в них тайны, участие в которых легко приписывают нашей героине. Я же хочу обратить внимание на два известных факта.
В разгар кровопролитной Отечественной войны, 19 марта 1943 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О работе Молотовского областного издательства», в котором это издательство было подвергнуто суровой критике в том числе за выпуск «пошлых рассказов Брик о Маяковском «Щен» (!). А через 16 лет, 31 марта 1959 г. было принято специальное (!) Постановление ЦК КПСС «О книге «Новое о Маяковском», в которой были впервые (!) опубликованы письма В.Маяковского к Л.Брик. Вряд ли партийные власти стали бы столь открыто предавать публичной суровой критике своего агента из «органов». Словом, и эта страница ее биографии не могла стать причиной признания ее «феномена».
Так в чем же тогда заключается «феномен Лили Брик», обусловивший ее легендарность? Скорее всего в совокупности приведенных выше причин, в продолжительности ее яркой, насыщенной событиями жизни, в окружении ярких личностей эпохи.
Считается, что настоящая женщина должна быть «женщиной-загадкой». В этом качестве Лиле Юрьевне, как говорится, не занимать. Она поистине кладезь загадок и одна из них, может быть главная, в том, в чем заключается феномен ее легендарности.
Она и я вместе с ней, в качестве ее биографа, предлагаем читателям самим попытаться разгадать эту загадку.
Но какие бы ни были причины ее феноменальной популярности, можно с уверенностью констатировать, что ее имя стало настоящим брендом, характеризующим высокое качество, долговечность, доступность рекламируемого предмета.
Как бы порадовался Маяковский, который много занимался рекламой, если бы мог предположить, что имя его Музы стало брендом. Он и сам мог бы откликнуться на это, например, такими строками:
Наш призыв переходит в крик:
Покупайте товары «Лиля Брик»!
или:
Селитесь в гостиницу «Лиля Брик»!
Ну, а как же порой выглядит Лиля Брик на полках книжных магазинов?
Перед нами солидный академический том: Бабенко В.Г. Музы русской литературы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 – 344 с. 52 л. илл., 2000 экз. Ее автор – «известный ученый и писатель, многие годы посвятивший изучению мировой литературы»
На обложке 9 женских портретов, среди которых два связаны с именем поэта Владимира Маяковского. Это Лиля Брик и Татьяна Яковлева. Первая из них – его «главная» Муза, которой он посвятил всё свое творчество. Не осталась обделенной и вторая из них, его парижская любовь, которой он тоже посвятил два замечательных стихотворения. И открывая этот солидный том, мы вправе увидеть там очерки, посвященные им.
Но что это? Глава 4 озаглавлена «Владимир Маяковский и Элли Джонс» (?!) Да, в 1925 году поэт был, как говорится, в длительной служебной командировке в США, где познакомился с ранее переехавшей туда немкой из Советской России Елизаветой Зиберт (в американском варианте Элли Джонс). Между ними завязались любовные отношения, и через положенное время, уже после возвращения поэта на родину, у нее родилась дочь. Вот практически и вся история, связанная с ней. Никакой Музой Маяковского она не была, никаких стихов он ей не посвящал и присутствие ее в этом «сборнике Муз» весьма сомнительно. Это прочувствовала, по-видимому, и редакция, поместив примечание, что «она не всегда разделяет мнение автора» и поместив, уже от себя, портреты двух женщин, которые заслуживают это звание.
А вот небольшая книжечка с броской фотографией на обложке. Это «литературно-художественное издание», вышедшее в конце прошлого года:
Маяковский В. Барышня и хулиган: стихи, поэмы, пьесы, киносценарии / Владимир Маяковский. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 448 с., 4000 экз. – (Азбука-классика).
По первым трем разделам сборника: «Стихотворения», «Поэмы», «Пьесы» замечаний у нас вроде бы и нет. А вот четвертый раздел «Киносценарии» следует рассмотреть подробно.
В него включены четыре работы: «Не для денег родившийся» [1918], «Барышня и хулиган» [1918], «Закованная фильмой» [1918] и «Как поживаете?» [1926].
Но, позвольте! Перу Маяковского принадлежит только последний из них. Киносценарии первых трех, в которых, правда, снимался В.Маяковский, тоже были написаны им, но до нашего времени они, к сожалению, не сохранились, и либретто фильмов были написаны уже после его смерти другими людьми (либо с их слов), соответственно – Л.А.Гринкругом, А.В.Февральским и Л.Ю.Брик1. Эти тексты позднее были опубликованы2 с указанием их фактического авторства. В рассматриваемом нами сборнике они безапелляционно приписаны В.Маяковскому, без каких-либо пояснений, да еще для правдоподобности со смещением даты их якобы создания на даты выхода фильмов в свет.
Но, если, как говорится, театр начинается с вешалки, то книга – с обложки.
Прежде всего, название. Оно неуместно в авторском сборнике, если помещенные в нем тексты принадлежит, как мы показали, не ему, а о съемке фильма под этим названием, в котором снимался поэт, ничего не говорится. Нет, скажем, даже кадров из этого фильма, который, к счастью, сохранился до наших дней.
Теперь об иллюстрации на обложке. В примечании к ней сказано: «В оформлении обложки использован фотопортрет Маяковского и Лили Брик».
Да, это – известная в «маяковсковедении» фотография указанных лиц, сделанная неким Г.П.Ясинским в Крыму в июле-августе 1926 года. Л.Ю.Брик была тогда там на съемках короткометражного документального фильма «Евреи на земле» в качестве ассистента режиссера А.Роома, а В.В.Маяковский находился в поездке по городам Крыма с чтением лекций о поэзии и своих стихов. Тогда же он, по просьбе Л.Ю.Брик, сделал надписи к немому фильму «Евреи на земле», которым она занималась.
Но какое всё это имеет отношение к содержанию сборника и его заглавию? Никакого.
При взгляде на заглавие книги и фотографию, помещенную под ним, непроизвольно возникает ассоциация, что некая «Барышня» - это Лиля Брик, а «Хулиган» - Владимир Маяковский, не как киногерой, а, как говорится, в действительности.
К фильму же «Барышня и хулиган» Лиля Брик вообще никакого отношения не имеет, ни к сценарию, ни к съемкам (в роли «барышни» снималась актриса Александра Ребикова), а ее фотография на обложке помещена только для привлечения внимания к самой книге.
А вот книжная реклама в том же книжном магазине с вульгарной картинкой на обложке и броским названием «Брик, Лиля Юрьевна» (?!) Пытаемся разобраться.
Нет, оказывается, никакого отношения эта реклама к Л.Ю.Брик не имеет. Это так называемая акция изготовления книги по требованию заказчика и ее авторы Джесси Рассел и Рональд Кон описывают здесь условия и технологию выполнения заказа. Бумага – офсетная (белая), обложка – цветная мягкая, текстовый блок (включая иллюстрации) – черно-белый, скрепление блока – КБС. Срок изготовления – около 5 рабочих дней.
А содержание? Любое – по выбору заказчика. Текст и иллюстрации будут подобраны в Интернете, как из Википедии, так и из других доступных сетевых ресурсов, и как честно признаются составители, будущая книжка «не будет содержать никаких аналитических материалов, выводов, оценок морального, этического, политического, религиозного и мировоззренческого характера в отношении главной тематики, представляя собой исключительно фактологический материал».
А при чем здесь Л.Ю.Брик? Совершенно ни при чем. Можно заказать книжку, например, о Надежде Константиновне Крупской. Только кого же привлечет сегодня ее реклама?
Бросается в глаза реклама электронной книги «Пятьдесят оттенков любви. Свадьба и развод по-русски» (М.: Изд-во Рипол классик, 2013).
Читаем ознакомительную информацию о ней: «Катя – давно и счастливо замужем. На ее 39 день рождения любимый муж дарит ей поездку на экзотический курорт. Сначала она не хочет ехать одна, так как никогда и никуда не ездила без мужа, но под натиском уговоров подруги все же решает поехать. В первый же день своего пребывания на курорте ей суждено встретить там странного незнакомца, который ведет себя необычно и вызывающе, разрушая все ее привычные представления о хороших манерах и пределах допустимого. Поначалу отталкивающие, их отношения с каждым днем становятся все более близкими и притягательными. Ей предстоит испытать множество новых ощущений, о которых она никогда ничего не знала. Смелые сексуальные эксперименты, участницей которых ей суждено стать, перевернут с ног на голову все ее представления о жизни, сексе, любви и самой себе. Но, нарушив все запреты, обретет ли она свободу, о которой постоянно говорит ее новый спутник или еще больше увязнет в догмах и стереотипах?»
Кто же автор столь увлекательного чтива? Читаем здесь же, на обложке: «Ляля Брик».
Ну да, конечно, кто же, как не скандально известная Муза Маяковского? И только повнимательнее приглядевшись, замечаем, что здесь не «Лиля», а «Ляля». Кто же это такая? Никогда не встречал эту однофамилицу. Перерыл весь Интернет и разные литературные справочники, но никаких сведений о ней не обнаружил. Скорее всего, это литературный псевдоним, взятый как раз специально для привлечения читателей (покупателей). А что? Находка удачная.
---------------
1. Маяковский В.В. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 11. С. 696-697.
2. Там же. Т. 11. С. 481-485.
Добавить комментарий