Day Watch
Art houses
Режиссер Тимур Бекмамбетов
Это продолжение фантастического триллера «Ночной дозор», получившего премию «Серебряный Ворон» на фестивале кино «фэнтази» в Брюсселе. Оба «Дозора» (а вскоре на экраны выйдет и «Сумеречный дозор») — экранизации романов Сергея Лукьяненко. И оба несут на себе четкий отпечаток авторской индивидуальности Бекмамбетова.
Режиссеру фильма 46 лет. Он родился в Казахстане. Его отец, Нурахаит Бекмамбетов — руководитель энергетической компании, мать, Мира Богословская — журналистка. Тимур окончил театрально-художественный институт в Ташкенте. Работал художником в театре, потом стал снимать рекламные клипы, добился в этом успеха. В 1994 году дебютировал в кино постановкой фильма «Пешаварский вальс». Всего снял десять картин. Сейчас кинокомпания, возглавляемая Бекмамбетовым, сотрудничает с крупнейшей американской студией «Юниверсал». Режиссер снимает фильм «В розыске» (Wanted) с участием Анджелины Джоли и Моргана Фримена.
В «Дневном дозоре» продолжается скрытая борьба между силами Света и Тьмы, хотя между ними давно заключено перемирие. Оно довольно хрупкое, но это единственное, что спасает мир от гибели. Действие происходит в Москве. Маги, вампиры и другие сверхъестественные личности одеты в современные костюмы, ездят в автомобилях и внешне ничем не отличаются от обычных граждан. Это сочетание реальной обстановки действия с фантастическим сюжетом вообще очень хороший прием, и здесь он тоже дает прекрасный результат. Cпецэффекты в картине не такие грандиозные, как у американцев, но оригинальные, не заемные, и выполнены очень хорошо. Фильм большей частью смонтирован в быстром, нервном ритме, короткими кусками. Режиссер как бы убеждает нас, что подобные сюжеты именно так и надо излагать. Возможно, это и так. Но от этого лихорадочного, как в клипах, монтажа немного устаешь.
В странном мире заснеженной Москвы, где действуют таинственные персонажи, разворачивается история о том, как Антона Городецкого из армии Света обвиняют в убийстве беззащитной старой женщины. Это грозит нарушением перемирия и всеобщей катастрофой. Завулон, руководитель сил Тьмы (Виктор Вержбицкий) и Гессер, предводитель сил Света (Владимир Меньшов) вступают в тайную и ожесточенную дуэль. Она едва не приводит в финале к несчастью, но Антон (Константин Хабенский) успевает добыть и пустить в дело Мел Судьбы...
Мне этот «Дозор» нравится так же, как предыдущий, потому что его делали талантливые выдумщики, и потому что в нем есть моральная определенность. Его авторы говорят, что Добро и Зло существуют, и что каждый должен сделать свой выбор между ними.
****ЗОЛОТАЯ ДВЕРЬ
The Golden Door
Art houses
Сценарист и режиссер Эманюэле Криалезе
Обычно уже через пять минут после начала становится ясно — талантливый фильм или нет. Иногда это ясно с первого кадра, как в «Золотой двери» (ее итальянское название — Nuovomondo, то есть «Новый мир»).
Поскольку картина итальянская, идет с титрами (надо читать!), то много денег из нее не выжмешь. А то, что кинофестиваль в Венеции наградил ее премией «Серебряный Лев», массовому зрителю ничего не говорит. Так что реклама и пресса были хорошие, но не громкие.
Я смотрела «Золотую дверь» в скромном кинотеатре, в обществе всего 11 зрителей. Даже кондиционера не было — его заменяли два переносных вентилятора, да открытые двери в зал. Но я быстро забыла и про жару, и про не слишком удобные кресла.
В первом кадре перед нами огромный валун на горном склоне. Из-за него появляется загорелый человек в пастушеской одежде. За ним второй, помоложе. И оба почему-то держат во рту белые камни. Уже интересно.
Криалезе родился в Риме, но корни у него сицилийские. В 1991 году приехал в Нью-Йорк, учиться на кинофакультете нью-йоркского университета. Первый же его полнометражный фильм Once We Were Strangers (1997) показал, что учился он не зря. Фильм получил несколько международных премий.
Следующую свою картину Respiro (2002) Криалезе снял в Сицилии. И она была награждена на фестивалях в Каннах и Братиславе. Там впервые у него снялся актер Винченцо Амато. В «Золотой двери» Амато снова играет главную роль — бедного сицилийского крестьянина-вдовца Сальваторе, который решается в начале прошлого века эмигрировать в Америку с матерью и двумя сыновьями. На открытках, якобы пришедших из Америки, сняты деревья, на которых растут деньги. А в какой-то «Калафорнии», говорят, текут молочные реки. В воображении Сальваторе видит себя купающимся в молоке...
В пути к семье Сальваторе прибивается загадочная молодая женщина — англичанка Люси. Этой элегантной даме почему-то досмерти нужно уехать (бежать?) в Америку. Она ищет защиту у неграмотного сицилийца и для этого готова даже вступить с ним в брак.
В фильме замечательно показан переход от простой, близкой к природе, почти языческой по верованиям жизни сицилийцев к совершенно не знакомой и не понятной им американской цивилизации. Эта цивилизация предстает перед героями на острове Эллис Айленд, где американские чиновники проводят проверку и отсев новоприбывших, а также устраивают браки между иммигрантами. Новые порядки, может быть, и разумные, но какие-то не душевные...
«Золотая дверь» — фильм тонкий, умный, интересно написанный, восхитительный по изображению, прекрасно сыгранный. Я смотрела его взахлеб и мечтала, чтобы он подольше не кончался.
*****ШОУ-БИЗНЕС
Show Business
Art houses
Режиссер Дори Беринстайн
Несмотря на широковещательное название, это всего-навсего несколько хаотичный документальный фильм о четырех бродвейских мюзиклах. На экране проходит год. Немного показаны репетиции и спектакли. Взяты интервью у некоторых авторов и участников. Представлено несколько высокомерных театральных критиков, собирающихся «за круглым столом» в ресторане. Специалист по маркетингу рассказывает о Бродвее с коммерческой точки зрения — какой это неверный бизнес, как часто проваливаются спектакли.
И все это время участники живут в наэлектризованной атмосфере ожидания премий «Тони» за 2004 год (театральных «Оскаров»), которые присуждаются весной. Есть ощущение гонки, соревнования.
Соревнуются мюзиклы «Злая», «Авеню Кью», «Табу» и «Каролина, или перемены». «Злая» — это «Волшебник Изумрудного города», но рассказанный с точки зрения злой волшебницы. «Авеню Кью» — пародия (видимо, не слишком пристойная) на кукольный детский спектакль с куклами из Sesame Street. В «Табу» вложила 10 миллионов собственных денег скандально известная Рози О’Доннел, телеведущая, грубиянка и лесбиянка. Спектакль про рок-звезду, гея Бой Джорджа, выступающего в женском платье, она увидела в Лондоне, и он так ей понравился, что она перевезла его на Бродвей. «Каролину» написал известный драматург-гей Тони Кушнер, автор «Ангелов в Америке». Он вырос в Луизиане, и мюзикл рассказывает о судьбе чернокожей служанки.
«Тони» присуждают спектаклю «Авеню Кью», и режиссер фильма радуется вместе с его авторами.
****
Ratatouille
Идет везде
Режиссер и соавтор сценария Брэд Берд
Новый, девятый фильм лучшей (по-моему) в Америке мультипликационной студии «Пиксар». Режиссер Берд — лауреат «Оскара» за фильм Incredibles.
Рататуй — это название французского овощного рагу. Здесь обыграно английское слово rat — крыса. Честно говоря, узнав, что повар, герой фильма — это крыса, я слегка поежилась. То детям накрепко вбивали и вбили-таки в головы любовь к доисторическим ящерам, то умилялись крысам в недавнем фильме Flushed Away (где через унитаз они изящно смывались в подземные сточные канавы и переживали там свои приключения). Теперь нам будут внушать, что крысе самое место на кухне... Следующие, наверно, тараканы, у которых обнаружат большие добродетели?
Но все оказалось не совсем так.
Действие происходит в первоклассном парижском ресторане, где работает уборщиком довольно бестолковый юноша по имени Лингуини (как макароны). Он и похож на макаронину. И там же появляется крысенок Реми, обладающий редким кулинарным талантом. После многих недоразумений и перипетий эти двое заключают между собой союз. Лингуини притворяется поваром, хотя у него нет больших способностей. Реми — как Сирано де Бержерак — работает за него, спрятавшись под его поварским колпаком и довольно оригинально управляя своим подопечным. Следуют приключения и катастрофы, которые приводят к хэппи-энду.
В этом сюжете спрятан другой, умный и лукавый.
Хотя лозунг основателя ресторана, папаши Гюсто, гласит «Готовить может каждый», и авторы притворяются, будто они в это верят — на самом деле они понимают, что это ерунда. Никакой «каждый» не способен ко всему одинаково. У каждого свой дар. Популярный в Америке лозунг, обращенный к молодежи — «Ты можешь стать кем хочешь» — неправда. Реми отличается от своего крысиного клана талантом. Именно этот талант и желание ему следовать заставляют крысенка встать на задние лапки и покинуть своих туповатых и прожорливых родственников. Естественно, между ними возникает конфликт, который сильно напоминает кое-что, происходящее в действительности. Реми добивается успеха не потому, что он представитель «крысиной культуры». А как раз потому, что он с ней решительно порывает. Крысенок-бунтарь не боится сказать в лицо пузатому братишке Эмилю и папе Джанго, что они воры, живут в грязи и питаются дрянью. Родственники же возмущены тем, что изменник Реми ходит на двух лапах, как люди, и вообще не имеет ничего против людей. Они ему даже нравятся! Услышав этот диалог, я сказала себе: «Ого-го! Сейчас папа вспомнит про линчевания (конечно, не упоминая этого слова»).
И точно. Джанго торжественно ведет сына к стене, где в крысоловках висят трупы линчеванных мучеников.
На Реми, к счастью, эта демагогия не производит никакого впечатления. Он продолжает следовать своему призванию и добивается того, что даже желчный ресторанный критик Антон Эго (озвученный Питером О Тулом) приходит в восторг от его великолепного рататуя.
Конечно, политическая корректность, да и правила сказки требуют, чтобы крысы в конце перековались, и это требование выполняется. Но все-таки в заключение голос закадрового рассказчика задумчиво сообщает, что талант может родиться в любой среде (святая правда), только вот не каждый — талант.
Так что «Рататую» хочется аплодировать не только за блестящее изобразительное решение и за юмор, но и за умный сюжет.
****ВЫСОКИЙ НАКАТ
Surf’s Up
Идет везде
Режиссеры Эш Брэннон и Крис Бак
При мысли об еще одной мультипликации про пингвинов невольно содрогаешься. Но авторам удалось придумать необычный ход, позволяющий это смотреть, и даже с удовольствием.
Во-первых, из пингвинов сделали серферов. Серфинг — очень зрелищный спорт, хорошо смотрится.
Во-вторых, слава Богу, в фильме нет никаких либеральных проповедей насчет спасения природы и злодейства людей, а также пропаганды мультикультурализма и атеизма (как это было в пингвинской мультипликации Happy Feet, изнывавшей под грузом идеологии). Здесь простой сюжет про юного пингвина Коди. Он хочет принять участие в соревновании, посвященном памяти знаменитого серфера Зи, поскольку этот самый Зи когда-то произвел на него своим мастерством неизгладимое впечатление. Прибыв с этой целью на тропический остров Пен Гу, Коди, к своему изумлению, узнает, что известие о смерти Зи, говоря словами Марка Твена, сильно преувеличено. Тренируясь под руководством мнимого покойника, Коди возвращает своему герою его потерянное самоуважение и приобретает уверенность в себе (не говоря о любви к прелестной пингвинке).
Но самое главное — в-третьих. Существует много документальных фильмов про серфинг. Я их очень люблю и несколько штук смотрела. Сделаны они примерно по одной модели. Кадры виртуозного серфинга. Знакомство со спортсменами, их рассказы и воспоминания. Показ разных мест, по всему земному шару, облюбованных серферами.
Так вот, авторы «Высокого наката» сделали свой фильм так, как будто это документальная лента.
Только герои — пингвины, а жанр — мультипликация. Фактически, это мягкая пародия на документалистику про серфинг. Персонажи, которых интервьюируют «документалисты», ведут свои рассказы простонародным говорком, используя любимые словечки серферов. Есть здесь и типичный для всякого спорта зазнавшийся нахал-чемпион, и хвастливый менеджер-выдра, и предприимчивый «искатель талантов» — длинноногая птица по имени Майки Абрамович. Все это получилось довольно остроумно и забавно. Годится и для детей, и для взрослых. **** __________***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный
Добавить комментарий