Война моей бабушки

Опубликовано: 6 декабря 2024 г.
Рубрики:

 У гроба в кресле сидела старушка. Её взгляд не выражал ничего, кроме невыносимой боли и печали. Изредка она вытирала ладошкой непрерывно катящиеся по щекам слезы. Отупевшая от горя, она задавала Богу один и тот же вопрос: «Почему не я, Господи? Мне 85 лет. Я прожила тяжелую жизнь. Теперь я старая и больная. У меня взрослые внучки, подрастают правнуки. Им моя помощь уже давно не требуется. Тогда почему ты не забрал меня вместо моей дочери? За что мне такое испытание: видеть свою Жанночку в гробу?»

***

Зинаида Кондратьевна родилась в 1924 году на хуторе Алёховка. Голод и нищета. Она была вторым ребенком из девяти. И по полной программе испытала все тяготы старшего ребенка в многодетной семье. В обязанности её и старшей сестры входило не только смотреть за младшими детьми, но и работать наравне со взрослыми. Единственная радость для маленькой Зины была бабушка …. И когда мать её отпускала, она с удовольствием бегала к ней. Зина знала, что бабушка всегда накормит, уложит в теплую постель и обязательно расскажет что-нибудь интересное. И не беда, что жила она за 50 км от их дома. Зина уже привыкла ходить к ней и знала, что, если рано утром выйти и нигде не останавливаться, то можно застать еще бабушку в поле за работой. 

Спустя какое-то время они переехали в город и старшие дети стали ходить в школу. С горем пополам Зина закончила 8 классов. У семьи не было денег платить за обучение и дальше, и старшие уступили место за партами младшим, а сами вынуждены были идти работать. Но Зина никогда об этом не жалела. Ведь брат, ради которого она не смогла продолжить учебу и которому помогала зарабатывать на учебу, вырос и поступил в летное училище, долго летал на реактивных самолетах, а теперь он полковник авиации в отставке.

А потом война. Они жили рядом с железной дорогой и часто видели, как немцы грузили полные вагоны мужчин и женщин. Куда их везли, тогда не знал никто, но многие понимали, что своих родных и близких они уже не увидят никогда. Так же пропал и родной дядька Зинаиды. 

Однажды ее брат играл на улице и мимо проезжал немецкий офицер на мотоцикле. Ребенок взял палку и всадил ее в колеса. Мотоцикл перевернулся, фашист не пострадал. Взбешенный, с автоматом наготове он вбежал в избу за мальчиком. И замер на пороге. Со всех углов на него смотрели грязные, не расчесанные, в каких -то обносках дети. В глазах животный страх. Мать бросилась на колени и стала умолять пощадить детей. Он опустил автомат показал жестами, что у самого трое детей остались в Германии, и ушел. Зине было 18 лет - и она впервые столкнулась с угрозой смерти.

Бабушка устроилась работать в госпиталь санитаркой. Крала лекарства и передавала через подругу партизанам. Когда фашисты словили её подругу, та сдала и бабушку. Её тоже арестовали. Немцам нужна была дармовая рабочая сила в Германии, поэтому её не расстреляли, а отправили туда. Привели на перрон, где нестройной шеренгой уже выстроились такие же испуганные люди. Ничего не понимающую, ее загрузили в вагон вместе с остальными и долго куда-то везли. Иногда поезд останавливался и их выпускали на улицу справить нужду, умыться снегом. В одну из таких остановок Зина, изможденная голодом, засмотрелась на охранника, который со смаком грыз сочное яблоко. Фашист оскалился и сказал на смеси русского и немецкого, что яблоко «гуд», когда не можешь почистить зубы. Странно, но Зинаида запомнила это на всю жизнь, не то как ей хотелось вырвать это яблоко и сожрать вместе с огрызком, пусть бы даже убили, а именно, что для зубов «гуд». Все-таки происходит что-то в человеческом мозгу, блокируются какие то извилины, так что человек отрешается от страха и боли и всего, что с ним происходит, видимо чтоб, не сойти с ума. 

Когда, наконец-то поезд остановился и открыли ворота, оттуда хлынул такой смрадный запах, что некоторых охранников стало рвать. Вывезенных выстроили на площадке в длинную шеренгу. В воздухе повис немой вопрос: «Куда теперь?» Кто-то сказал: «В концлагеря». 

Это значит - смерть. Вдоль шеренги медленно прохаживался какой-то немецкий офицер. Он остановил свой взгляд на Зинаиде. Даже измученная дальней поездкой, грязная, она выделялась среди других женщин. Молодая, стройная и красивая.

«Мне нужна домработница. Поедешь со мной? Будешь убирать, готовить, смотреть за ребенком?» - спросил он по-немецки. То ли от страха, то ли от того, что ей легко давался язык в школе, хоть и учила она его всего -ничего, но Зинаида поняла, что ей предлагают. И сказала «да» тоже по-немецки.

Офицер оказался инженером, который проектировал и строил бараки. Он с семьей жил в теперешнем Люксембурге. Во время войны территория этого маленького государства принадлежала Германии. 

У него была молодая жена и маленькая дочь. В обязанности Зины входила любая работа по дому и уход за ребенком. Семья офицера относилась к ней хорошо. Его жена стала учить Зину, как правильно вести себя за столом, как правильно ходить: выпрямившись, и никогда не оборачиваться. А Зинаида научила её шить. 

В Германии до Победы она прожила два года. Она очень хорошо помнила, как пришли «наши» и сказали, что «Гитлер капут» и они свободы. И неважно, что «наши» были французы, американцы, русские. Они все сражались против фашизма. Все были родными и близкими людьми. Русским пленным предлагали выбирать, куда ехать жить. Им обьясняли, что в России их упекут как предателей Родины в лагеря для политзаключенных, но почти все поехали домой. 

Вернувшись в родной город, ей удалось поработать какое-то время и даже полюбить. Она познакомилась с ним в военном городке, где устроилась на работу. Молодой, добрый офицер, который, как умел, ухаживал за ней. Это случилось в то послевоенное время, после всех ужасов и испытаний, когда люди уже думали, что их души очерствели и не способны испытывать никаких радостных эмоций, не способны чувствовать ничего, кроме страха, который поселился глубоко внутри и от которого никогда не избавиться. 

...Когда за ней пришли с повесткой забирать в СИЗО, она была беременна. Потом долгие допросы на Володарке среди таких же несчастных и ни в чем не повинных людей. Среди них были и профессора, и музыканты - в общем образованные и интеллигентные люди. Многих забирали за «просто так», за какие то мифические доносы соседей. А стране нужна была бесплатная рабочая сила. 

Зина рожала там же, на ул. Володарского, при упоминании которой, у людей того поколения ассоциация одна, с тюрьмой. Во время её родов, по камерам прошел шепот: «политическая рожает» и по всей тюрьме люди стали отстукивать азбуку Морзе, чтоб поддержать её. Девочка родилась синенькой, маленькой и почти не живой. Она назвала её Жанной (Богом данная). С Жанночкой её и отправили в Мордовию в лагерь. На 25 лет. Как врага народа…Как смогла она и такие же несчастные матери выходить своих детей в неотапливаемых бараках, без нормальной еды, горячей воды - одному Богу известно. Пеленки сушили на себе, вместо пустышки была сусла (кусок сахара в тряпке). Утром детей сдавали нянькам и шли работать. Вечером забирали. Зинаида и другие женщины работала в закройном цеху. Концлагеря - это свой мир, город в городе. Им устанавливали планы на работе, иногда даже устраивали мероприятия, концерты, были ясли для детей. Как будто живут обычные советские люди, которые трудятся на благо своей страны, поднимают её из послевоенных руин. Даже была доска почета передовиков, которые перевыполняли нормы, и выдавали премии им виде дополнительной порции перловки. Зина перевыполняла почти всегда. Только живут люди за колючей проволокой, с вышками по периметру, и на каждой стоит солдат с автоматом. И кормили этих людей почти всегда соленой протухшей рыбой, которая портилась где- то и потом попадала на столы к политзаключенным, чтобы пить хотели. Если кто-то и пробовал сбегать, то далеко не уходил, жажда мучала, просил местное население воды - его сдавали. 

Кода Жанне исполнилось полтора года, приехал грузовик, в кузове накидано сено. Приехал за детьми, их забирали у матерей, кидали в кузов и развозили по детским домам. Женщинам не говорили, куда повезут, потому что понимали, что будет много побегов. Одна мать не смогла сдержаться, стала вырывать ребенка у солдата, кричать, ругаться. Её отшвыривали и уже приготовились стрелять. Зина подбежала к ней, повалила на землю и прошептала: «Тихо, убьют - тогда ты вообще ребенка никогда не увидишь» . 

Но многие даже и не искали потом.

Люди жили безнадежно, не мечтая, не думая о завтрашнем дне. У всех сроки были на полжизни, и никто не думал, что будет, если он выживет и выйдет на свободу. Однажды к ним в лагерь приехал какой-то начальник из области и тех, кто хорошо работал, был в передовиках, вызывали к нему. Он смотрел участливо, вроде как искренне хочет помочь и облегчить, в меру своих сил, их жизнь. Зинаиду вызвали к нему. На вопрос, есть ли у неё какие-нибудь просьбы, она попросила назвать адрес детского дома, где находится её дочь. Он сказал, что это не в его полномочиях и вряд ли сможет чем-нибудь ей помочь. Тогда она стала писать письма, с просьбой разыскать её дочку. Её настойчивость была вознаграждена - и спустя несколько лет ей все-таки сказали адрес детского дома. Зина стала писать Жанке письма и передавать заработанные деньги. В детском доме работала честная и добрая заведующая. Она помогала общению мамы и дочки. 

Рядом с женским концлагерем был мужской. И женщинам как-то сказали, что их поведут туда на концерт, который организовали мужчины с музыкальным образованием. Там она познакомилась с Казимиром. Он был музыкант - с незаконченной консерваторией. Точнее, они не познакомились, одна из подруг потом сказала, что он о ней спрашивал. Его срок был таким же -25 лет. Как они могли общаться? Видеться им, конечно, никто не давал. Писали друг другу письма. Рассказывали о себе. О своей жизни до и во время войны. 

В 53-м умер Сталин. Заключенных стали освобождать. На тот момент, как Зину признали жертвой репрессий и выпустили, она отсидела в лагере 9 лет. И заработала страшную болезнь - астму. Женщины, с которыми она разделяла свою участь, стали для неё настоящими подругами. Все разъехались по домам - Беларусь, Украина, Литва, Польша. Но даже спустя годы, десятилетия, двадцатилетия - они продолжали общаться. Знали, как растут их дети, внуки, называли детей одинаковыми именами. И так до самой смерти.

У Зинаиды не было сомнений, куда ехать. В Чапаевск, за дочкой. 

Жанну подвели к незнакомой женщине, которая сказала: «Я твоя мама». Она не могла от волнения ничего сказать. Только потом призналась, что думала, что её мама молодая. Она не могла понять, что её мама не старая, а измученная тяжелым трудом женщина. В родной город, где у Зины осталась мать и отец, добирались долго, через Москву. Мама хотела порадовать чем-то дочь, спрашивала, чего бы она хотела. Жанна попросила розовое варенье. Дорогущее до безумия, но Зина купила. Дома её встретили безрадостно. Бышая зечка, да еще с байстрючкой. Самим есть нечего. Но как-то жили и выживали. А потом к ней приехал Казимир, тот самый музыкант из соседнего концлагеря. Предложил выйти за него замуж. Она не любила его. Но была благодана за то, что он взял её с ребенком. Переехали жить к нему, в другой город. Зина работала закройщицей, он в музыкальной школе. Открыл класс духовых инструментов и всю жизнь преподавал. Зина родила дочь Зою. Построили дом. И всю жизнь она была честной доброй веселой и патологически трудолюбивой женщиной. Её потрясающее чувство юмора помогало и ей, и её близким переносить невзгоды не так болезненно. У старшей дочери Жанны детей не получилось. Младшая родила ей двоих внучек, которым она отдавала всю свою любовь, тепло и заботу. А потом и их детям тоже, её правнукам. 

***

Это была моя бабушка. Она умерла 7 октября 2013 года в 89 лет. Но я до сих пор помню её голос по утрам: «Надюша, пора в школу вставать». 

-Бабушка, сделай мне массажик. Только левой рукой, а то правая у тебя шершавая. 

Шершавая… От каторжного труда…Самая нежная и любимая рука в мире.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки