К сожалению, полной ясности, какой будет политика Республиканской партии в этом вопросе нет. Тем ни менее Трамп зарекомендовал себя как один из самых произраильских американских лидеров. Подтверждением этому являются те решения, которые были приняты Трампом в 2017 году после его прихода в Белый Дом. Напомню лишь некоторые из них:
- Поддержка Израиля, выразившаяся в признании Иерусалима столицей Израиля, перенос посольства США в Иерусалим, признание аннексии Израилем Голанских высот;
- Способствование нормализации отношений Израиля в рамках соглашений Авраама с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом;
- Изменение политики в отношении Ирана, выразившееся в выходе из ядерной сделки с Ираном (JCPOA) и введение новых санкций;
- Поддержка курдских сил в Сирии;
- Укрепление связей с Саудовской Аравией и продажа ей оружия.
Эти решения оказали огромное влияние на политическую и социальную обстановке в регионе, последствия которого ощущаются и по сей день.
Несмотря на то, что между Трампом и Нетаньяху сохраняется некоторая неприязнь после того, как последний поддержал Байдена после его избрания президентом США, нет никаких сомнений в том, что это не скажется на политике в отношении Израиля. Можно ожидать увеличения помощи Израилю, включая поставку крайне необходимых Израилю компонентов вооружений. Известно, что Трамп неоднократно критиковал Байдена за ограничения в военной помощи Израилю. Следует признать, что давление, оказывавшееся Байденом на Нетаньяху с требованием избегать жертв среди мирного населения сектора Газы, побудило ХАМАС продолжать военные действия против Израиля и отказываться от ведения переговоров об освобождении заложников. Байден укрепил решимость ХАМАСа и Исламского Джихада продолжать эту войну
Можно ожидать, что Трамп не станет навязывать Израилю новых правил игры.
Война в секторе Газа
Тем ни менееТрамп хотел бы, чтобы к моменту его инаугурации были решены главные проблемы противостояния Израиля с ХАМАСом и Хезболлой. Большой резонанс вызвало заявление Трампа, что ХАМАСа ждет «адская расплата», если его боевики не освободят заложников до инаугурации и что эта акция будет ощущаться по всему Ближнему Востоку.
Пока неясно, что это означает.
Можно предположить, что эта угроза относится прежде всего к ХАМАСу и его сторонникам – Ирану и Ливану, а также к Турции, предоставляющей ХАМАСу дипломатическое прикрытие и убежище для его лидеров и к Катару, финансирующему ХАМАС. Если в отношении Турции и Катара у Трампа есть рычаги воздействия, то в отношении ХАМАСа вопрос остается открытым, хотя могут быть введены ограничения на поставку в анклав гуманитарной помощи. Мало вероятно, что Трамп потребует от Израиля полного прекращения контроля над Филадельфийским коридором и проходом Нецарим. Израиль также заинтересован в том, чтобы его войска оставались на территории Газы в течение срока действия соглашения об освобождении заложников. Недавно газета The Wall Street Journal сообщила, что ХАМАС согласился с этими требованиями. Угроза Трампа, похоже, подстегнула всех участников переговорного процесса к более активным действиям. Появилась информация о существенном продвижении в переговорах: называют даже сроки подписания соглашения – неделя-две.
«Мы все время, без отдыха, работаем над тем, чтобы вернуть домой наших заложников как живых, так и павших. Чем меньше мы об этом говорим, тем лучше, - таким образом, с Божьей помощью, у нас все получится», - сказал Нетаньяху. Несколько анонимных чиновников заявили, что соглашение может быть достигнуто до конца месяца. Чиновник сообщил газете Israel Hayom, что сделка, вероятно, может быть заключена к еврейскому празднику Ханука, который начинается вечером 25 декабря этого года.
Между тем назначенный специальный посланник Трампа по делам заложников Адам Болер намерен тайно посетить Израиль в качестве частного лица на этой неделе, сообщает Ynet News. Ожидается, что во время поездки в неофициальном качестве он встретится с израильскими официальными лицами для обсуждения вопроса о соглашении по освобождению заложников.
По всей вероятности, Трампу придётся решать, какие арабские страны возьмут на себя бремя финансирования восстановления разрушенной Газы.
Трамп дал ясно понять, что не станет препятствовать полной победе Израиля в Газе.
Противостояние с Ираном
Не приходится сомневаться в том, что Трамп будет проводить политику максимального давления на Иран, подобную той, которую он проводил во время своего первого срока и которая, благодаря санкциям, нанесла серьезный удар по экономике страны. Возможны новые санкции и экономическое давление, а также выход Америки из ядерной сделки, что вынудит Иран отказаться от производства ядерного оружия. Не исключено, что Трамп поддержит нанесение Израилем удара по ядерным объектам Ирана. Важным фактором в отношениях Ирана с новым президентом США станет то, как Трамп отреагирует на недавние сообщения американской разведки, предполагающие, что Тегеран пытался убить его — обвинения, которые Иран отверг как «необоснованные и злонамеренные».
Возвращение Трампа к политике «максимального давления» может сочетаться с «максимальной поддержкой иранской оппозиции» — потенциальной политикой смены режима в Иране. Это, по мнению директора проекта «Иран» и старшего советника Международной кризисной группы (International Crisis Group, ICG) Ваеза, сделает маловероятным возвращение двух стран за стол переговоров.
«Не думаю, что кто-либо в команде (Трампа) по национальной безопасности разделяет цель достижения взаимовыгодной сделки с иранским режимом», — добавил он.
Сирийская проблема
После падения режима Асада израильская авиация нанесла сотни ударов по военным объектам в сирийских провинциях Тартус, Латакия, Хама, Дамаск. В Тартусе были такие мощные взрывы, что они были слышны в радиусе нескольких десятков километров. А турецкое Управление по стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям зафиксировало землетрясение магнитудой 3 балла. Эти удары израильская армия пока не комментировала. Армия обороны Израиля продолжает действовать на захваченных в Сирии территориях, включая Голанские высоты и, в случае необходимости, готова занять дополнительные территории на юге Сирии. Это стало возможным после того, как несколько высокопоставленных командиров сирийской армии, по сообщению Ирана, передали Израилю информацию о важных объектах в этих провинциях. Тем временем Трамп заявил, что за повстанцами стоит Турция и что захват власти в Сирии осуществила Турция. Турция заявила, что готова оказать всестороннюю военную поддержку новым властям в Сирии, если они попросят, и предупредила Израиль о недопустимости поддержки курдских сепаратистов. В то же время американские войска вошли в граничащую с Турцией провинцию для защиты поддерживаемой Америкой Рабочей партии Курдистана. Американские войска захватили также бывшие российские базы в Хмеймим, откуда русские бежали в Тартус. Известно, что американские представители установили контакты с новыми властями в Сирии. Новая сирийская власть не намерена вступать в конфликт с Израилем и предупредили палестинские группировки в Сирии, что им больше не будет разрешено иметь на территории Сирии какое-либо оружие, тренировочные лагеря и военные штабы. Им будет запрещено вести какие-либо военные действия против Израиля с территории Сирии. Многообещающим стало заявление сирийских властей о том, что Главным своим врагом они считают Иран.
Кроме того, лидер повстанцев заявил, что все вооруженные формирования повстанцев будут распущены и будет отменена обязательная военная служба. Турция решительно поддержала новые власти и впервые открыло свое посольство в Дамаске.
Нормализация отношений с Саудовской Аравией
Трамп хотел бы продолжить процесс нормализации отношений с Саудовской Аравией.
Для руководства Саудовской Аравии возвращение Дональда Трампа на пост президента может стать трудной проблемой. Дело в том, что за последние пять лет Королевство приложило значительные усилия для восстановления связей с Ираном, Сирией и другими странами. А более жесткая политика в отношении Ирана, которую Трамп может вернуть, входит в противоречие с этими изменениями. Некоторые из окружения президента, похоже, полагают, что Саудовская Аравия всецело поддержит новую кампанию максимального давления на Тегеран, однако они могут быть обмануты в своих ожиданиях.
Тем не менее складывается впечатление, что саудовцы рады возвращению Дональда Трампа. Это не означает, что они одобряют его политику, это происходит, скорее, потому что они видят в Трампе архитектора перемен. В течение своего предыдущего срока Трамп укреплял тесные связи с Саудовской Аравией, основанные на взаимных экономических и оборонных интересах. Это включало многомиллиардные сделки по поставкам оружия, совместные усилия по противодействию иранскому влиянию и поддержку саудовской программы Vision 2030. Новое президентство Трампа может возобновить эту динамику, сосредоточившись на углублении торговых и инвестиционных связей при сохранении прочного сотрудничества в сфере безопасности. Однако новые глобальные вызовы могут обеспечить иное направление двусторонних отношений. За последние четыре года существенные изменения в региональном политическом климате изменили содержание американской внешней политики. На региональном уровне такие события, как нападение ХАМАС на Израиль, война Израиля в секторе Газа, более широкий конфликт с участием Хезболлы и Ливана, прямые военные обмены между Израилем и Ираном, а также угрозы со стороны йеменской группировки хуситов международной морской безопасности и падение власти Асада в Сирии добавили число проблем, которые предстоит решить США.
Предыдущая поддержка Трампом израильской политики, включая признание Иерусалима столицей Израиля и израильского суверенитета над сирийскими Голанскими высотами, напрямую противоречит позиции Саудовской Аравии о решении проблемы создании двух государств на основе границ 1967 года. Назначения Трампом сторонников Израиля на руководящие должности в сфере внешней, оборонной и стратегической политики, свидетельствуют о дальнейшей непоколебимой поддержке израильской политики, включая ее поселенческие программы. Эти назначенцы являются ярыми противниками решения палестинского вопроса путем создания двух государств. Большинство открыто отвергают принцип создания независимого палестинского государства и не проявляют особой склонности признавать или поддерживать политические права палестинского народа. Такой состав сигнализирует о потенциальном продолжении политики, которая ставит интересы Израиля на первое место, что еще больше усложняет усилия по установлению прочных экономических и политических связей Израиля с Королевством. Эр-Рияду будет трудно пойти на компромисс по своим основным условиям мира. Без «волшебного решения», которое удовлетворит все три стороны, Эр-Рияд, США и Израиль, тупик становится все более вероятным. Ключевой вопрос в отношении вышеуказанных проблем заключается в том, в какой степени я администрация Трампа будет оказывать давление на Эр-Рияд, чтобы он тесно сотрудничал с приоритетами США.
Противостояние с Ливаном
Ливано-американская группа, поддерживавшая президентскую кампанию Дональда Трампа , опубликовала публичное заявление после прекращения огня между Израилем и «Хезболлой», в котором поблагодарила избранного президента за это развитие событий. В письме они благодарят Трампа за его «приверженность созданию рамок для прочного мира на Ближнем Востоке». И за использование своего политического влияния для «обеспечения постоянного соглашения о прекращении огня в Ливане» перед его инаугурацией. По данным Wall Street Journal, в начале ноября Трамп, принимая министра стратегических дел Израиля Рона Дермера в Мар-а-Лаго, выразил надежду на то, что прекращение огня в Ливане будет реализовано до его инаугурации. Затем Дермер, как сообщается, встретился с зятем Трампа Джаредом Кушнером, одним из авторов Авраамовых соглашений. Подписание соглашения о перемирии в Ливане стало возможным после того, как Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) уничтожила руководство «Хезболлы», убила большинство ее командиров, уничтожила до 80 процентов ее ракет и демонтировала большую часть ее инфраструктуры.
Эти результаты не только катастрофа для Хезболлы, но и для Ирана, поскольку он обучал командиров Хезболлы и ее политических лидеров, помогал им развивать собственную военную промышленность, снабдил Хезболлу 150 000 ракет и огромным количеством других видов вооружений, включая беспилотники. Довоенный запас этих видов оружия был сдерживающим фактором против нападения Израиля на иранскую ядерную программу. Теперь этого сдерживающего фактора больше нет, Хезболла ослабла, пути доставки оружия через Сирию не существуют. В этой ситуации Иран не мог позволить себе потерять Хезболлу, и потому прекращение огня становилось все более необходимым.
Без сомнения, отчасти из-за всех своих исключительных успехов, Армия обороны Израиля также была готова положить конец войне. После более чем года войны ей необходимо было пополнить боеприпасы, а ее войскам, особенно резервам, необходим отдых. Армия обороны Израиля считает, что она достигла своей самой важной цели войны: уничтожение сил Хезболлы и ее инфраструктуры вдоль израильской границы, что снижает вероятность атаки в стиле 7 октября из Ливана.
Хотя должностные лица администрации Трампа не были напрямую вовлечены в переговоры, нет никаких сомнений в том, что перспектива возвращения к власти президента-республиканца подтолкнула обе стороны к заключению соглашения.
Советник Трампа по вопросам национальной безопасности Уолтц, отдавая должное Трампу за заключение соглашения о прекращении огня, предупредил главного финансового спонсора «Хезболлы» - Иран.
«Но давайте проясним: иранский режим является коренной причиной хаоса и террора, которые развязаны по всему региону. Мы не потерпим статус-кво их поддержки».
Американские и арабские аналитики полагают, что прекращение войн в Газе и Ливане, а также интеграция Израиля на Ближнем Востоке, вероятно, станут главными приоритетами ближневосточного курса Трампа. А это позволит превратить Ближний Восток в мирный анклав. Такого же мнения и автор этой статьи.
Добавить комментарий