История знает немало случаев, когда главы государств подвергались уголовным преследованиям и были осуждены. К ним относятся бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан, президент Перу Педро Кастильо, президент Украины Петр Порошенко, президент Франции Николя Саркози, президент Венесуэлы Николас Мадуро, президент Армении Роберт Кочарян, президент Египта Мухаммед Мурси, Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, экс-президент Южной Кореи Пак Кын Хе, четырехкратный премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, экс-президент Франции Жак Ширак, экс-президент Египта Мубарак и другие. Не избежали этой участи и президент Трампа в США и премьер-министр Нетаньяху в Израиле.
Однако, как считают некоторые в США и в Израиле, в последние годы создалась ситуация, когда судебная система в этих странах, объективно говоря, занимается преследованием президента Трампа и премьер-министра Нетаньяху в Израиле.
Приведу краткий обзор обвинений, выдвинутых судебной системой в отношении Трампа.
- 9 мая 2023 года жюри федерального суда Манхэттена признало экс-президента США Дональда Трампа виновным в сексуальных домогательствах и клевете в отношении писательницы и журналистки Джин Кэролл. Трампа обязали выплатить ей почти $3 млн за моральный ущерб и еще $2 млн по гражданскому иску о побоях. Трамп в своей соцсети Truth Social назвал вердикт жюри «полным позором» и «продолжением величайшей охоты на ведьм всех времен».
- 9 июня 2023 года федеральные прокуроры обнародовали обвинительное заключение против Дональда Трампа в связи с делом о нарушении правил обращения с секретными документами.
Трампу предъявили обвинения по 37 пунктам.
Покидая Белый дом, Трамп вывез десятки ящиков, многие из которых содержали секретные документы, и хранил их в своем поместье Мар-а-Лаго в Палм-Бич (штат Флорида), говорится в обвинительном акте.
1 августа 2023 года экс-президенту США и кандидату на выборах 2024 года Дональду Трампу предъявили обвинения в связи с попытками отменить результаты выборов 2020 года, которые привели к штурму Капитолия в январе 2021 года.
По данным CNN, в обвинительном заключении, утверждается, что Трамп и его сообщники обманули людей из семи штатов, заставив их создать и представить сертификаты, подтверждающие, что они являются законными избирателями. По мнению этого агентства, многие из разоблачений в обвинительном заключении, по-видимому, являются плодами агрессивных юридических баталий.
14 августе 2923 года судья округа Фултон (штат Джорджия) предъявил экс-президенту США Дональду Трампу четвертое по счету уголовное обвинение, передает компания Bloomberg со ссылкой на документ. На этот раз политика обвинили в попытке отменить его поражение на президентских выборах 2020 года в Джорджии.
В специальном докладе Минюста США говорилось, что, если бы Трамп не выиграл президентские выборы в 2024 году, он был бы осужден.
К опубликованному докладу прилагалось письмо прокурора Джека Смита генпрокурору США Меррику Гарланду в котором говорилось:
«Хотя мы не смогли довести дело до суда, я считаю очень важным, что наша команда следовала принципам закона до последнего». После публикации отчета Дональд Трамп назвал Смита «невменяемым», а результаты его расследования — «фейковыми».
30 мая 2024 года суд присяжных признал Трампа виновным по всем пунктам обвинения, каждый из которых предусматривал до четырех лет наказания, а в сумме экс-президенту грозило максимум 136 лет за решеткой.
10 января судья Мёрчан на заседании огласил приговор Трампу — «безусловное освобождение». Это означает, что у Трампа будет судимость, но никакого наказания в виде штрафа, условного срока и т.п. он не понесет. Еще до президентских выборов вероятность тюремного заключения Трампа оценивалась как крайне низкая — у него не было судимостей, а вменяемое ему преступление было ненасильственным. Эксперты прогнозировали приговор в виде штрафа, условного срока, максимум домашнего ареста. И судья, и прокуратура аргументировали решение никак не наказывать политика тем, что он вскоре займет Белый дом. Отмечается, что закрытие дел ознаменовало конец многолетней юридической борьбы между Трампом и специальным прокурором Джеком Смитом и свидетельствует о чрезвычайной способности Трампа обойти обвинение, которое бы потопило кандидатуру любого другого кандидата в президенты.
После победы Трампа на президентских выборах 2024 года с него сняли обвинения по делам о ненадлежащем хранении секретных документов и штурме Капитолия. По делу Сторми Дэниелс суд вынес обвинительный приговор, но без какого-либо наказания. По последнему делу — о вмешательстве в выборы в Джорджии — судебный процесс приостановлен. Associated Press прогнозировало, что Трампа вряд ли удастся привлечь к ответственности после его вступления в должность президента США. Издание Business Insider писало, что Трамп может использовать полномочия президента США, чтобы «помиловать себя» и избежать уголовного преследования
Однако, в связи с тем, что верховный суд США наделил бывшего президента Дональда Трампа частичным иммунитетом от судебного преследования за действия, совершенные во время его пребывания в Белом доме, он не прибег к «помилованию себя».
Трое либеральных судей Верховного суда выразили несогласие с этим решением. Судья Соня Сотомайор заявила, что отныне любой президент может делать практически все что угодно, прикрываясь официальными полномочиями.
«Сегодняшнее решение предоставить бывшим президентам уголовную неприкосновенность меняет институт президентства», — написала она. — Опасаясь за нашу демократию, я выражаю несогласие». Байден назвал это решение суда подрывом принципа верховенства закона.
Бурная деятельность Трампа по исполнению его предвыборных обещаний расширила границы власти президента. В частности, он уже распорядился приостановить рассмотрение новых заявок на получение убежища, отменил переселение беженцев, заморозил финансирование госструктур и прием туда новых сотрудников, упразднил созданные Конгрессом агентства, принял меры по запрету для подростков направленных на смену пола процедур и предложил сотням тысяч федеральных работников уволиться в обмен на компенсацию. Единственными заметными препятствиями для планов Трампа стали федеральные суды — именно они приостановили действие некоторых наиболее противоречивых решений.
Однако Трамп может просто-напросто отказаться исполнять любые решения суда, которыми ему попытаются помешать пользоваться неограниченной президентской властью.
Говоря с журналистами 11 февраля, Трамп намекнул на возможность такого развития событий: «Мы хотим искоренить коррупцию», — сказал Трамп. — И сложно поверить, что судья может сказать, что он не хочет, чтобы мы это делали».
Как американская общественность отреагировала на судебное преследование Дональда Трампа, хорошо известно: На президентских выборах 2024 года Трамп, набравший в общей сложности 312 голосов в коллегии выборщиков, победил на президентских выборах, а его партия получила контроль над обеими палатами Конгресса, что означает контроль всех ветвей власти, как минимум, до промежуточных выборов 2026 г.
В Израиле с 2016 по 2019 год против главы правительства было заведено четыре уголовных дела. Его обвиняли в мошенничестве, коррупции и злоупотреблении доверием Одно «преступление» состояло в том, что Нетаньяху после его избрания премьер-министром продолжал получать подарки сигарами от своего давнего друга. Обвинительное заключение по этому делу («1000») переписывалось трижды, причем сумма «взятки» так и осталась невыясненной.
Со временем премьера обвинили во «вмешательстве» в закупку германских подводных лодок. Это дело - «3000» - снято с повестки дня.
Два других «преступления» сводились к якобы предпринимавшимся Нетаньяху попыткам повлиять на владельца «Едиот ахронот» Мозеса (дело «2000»), и на новостной портал Аловича Walla (дело «4000») с целью улучшения своего медийного имиджа.
Группа американских юристов сделала специальный доклад, в котором показала, что не существует демократических стран, в которых какие-либо соглашения политиков с прессой считались бы подсудными.
10 декабря 2024 года Нетаньяху начал давать показания по одному из четырех возбужденных против него в 2019 году коррупционных дел.
Несмотря на войну, ведущуюся на семи фронтах, прокуратура настояла на том, чтобы Нетаньяху появлялся в суде три раза в неделю. Кто-то обратил внимание, что столь плотный график судебных заседаний наблюдался только на процессе Эйхмана.
Отложить слушания на более поздний срок прокуратура отказалась по причине высокого «общественного интереса» к этому процессу, что, впрочем, не помешало суду отклонить просьбу Нетаньяху, чтобы заседания транслировались СМИ.
В ходе процесса по «делу 4000» обнаружилось не только то, что портал Walla освещал политику Нетаниягу крайне негативно, но, что благосклонностью на портале пользовались как раз его политический противники - Бужи Герцог, Яир Лапид, Бени Ганц и Нафтали Беннет.
Но главное, судебный процесс с помощью показаний свидетелей выявил многочисленные нарушения со стороны следователей полиции и прокуратуры.
Один из пострадавших - Шломо Фильбер уже подал иск в 10 миллионов шекелей против полиции и прокуратуры, утверждая, что применявшиеся против него пытки были санкционированы высшими чинами.
После трех лет разбирательств - 22 июня 2023 года судьи уведомили прокуроров, что у них «нет шансов доказать обвинение в коррупции по делу 4000».
Но «закусившая удила» прокуратура, потребовала продолжение суда и объявила, что пришло время допросить самого Обвиняемого. 21 ноября 2019 года Генеральный прокурор потребовал продолжения суда и предъявил соответствующие обвинения.
Для многих это явилось неожиданностью. Позднее один из разработчиков «тысячных» дел – экс-инспектор полиции Рони Альшейх, признался, что расчет делался на то, что во избежание суда Нетаньяху просто уйдет в отставку: «Никто не мог предвидеть, что он решится воевать с системой».
По какой причине прокуратура настойчиво отрывает премьера от жизненно важных государственных дел?
По мнению некоторых политиков и комментаторов, прокуратура надеется, что Нетаньяху не выдержит навязанный ему интенсивный график, и признается, что не может одновременно и участвовать в процессе, и управлять страной. Тогда у израильской юстиции появится повод отправить премьера в отставку, чтобы он мог целиком посвятить себя защите от ее нападок.
Создается впечатление, что прокуратура осознанно пытается помешать Нетаньяху вести войну, поскольку война лишь отвлекает общественность от ее главной задачи сместить премьера. Что касается войны, то по мнению юстиции, ее нужно как можно скорее завершить, независимо от того, будут ли достигнуты основные цели – уничтожение ХАМАСа и освобождение заложников.
Уже с самого начала операции «Железные мечи» СМИ твердили, что победа в ней невозможна и что Нетаньяху льет кровь только затем, чтобы остаться у власти. Главнокомандующий Герци Алеви противился вторжению в Газу, а введя туда армию, отказался установить там военную администрацию, оставляя ХАМАС фактическим хозяином сектора.
На северном фронте Генштаб боролся за «мирное урегулирование» и возражал против операции с пейджерами, опасаясь, что она приведет к «расширению конфликта». Прекращения войны все это время добивались и продолжают добиваться леваки.
Не менее значимы в этом подходе также и шкурные политические соображения: победа в этой войне влечет собой снижение разобщенности в обществе и укрепление национального духа и возможную смену кадров в министерствах, в руководстве силовых структур и юстиции, что угрожает оппозиционным левым силам. А это – святое.
Государство, в котором левая элита не будет находиться у руля, эту элиту категорически не устраивает.
Выступая в суде, Нетаньяху сделал следующее заявление: «Я ждал восемь лет этого момента, чтобы рассказать правду, — приводит Reuters слова Нетаньяху. - Но я еще и премьер министр… Я возглавляю страну, которая ведет войну на семи фронтах. И я думаю, эти два дела могут быть сделаны параллельно».
The Jerusalem Post отмечает, что Нетаньяху назвал выдвинутые против него обвинения «океаном абсурда». Премьер-министр также заявил, что если бы он принял более «левую» позицию, то против него не завели бы уголовное дело.
Адвокат Нетаньяху Амит Хадад обращаясь к судьям заявил, что полиция «не расследовала преступление, а преследовала человека», и сравнил судебный процесс с чем-то, что могло бы происходить «в России или Северной Корее».
В последние несколько дней Израиль сотрясают события, связанные со скандалом, получившим название Катаргейт. Сам Нетаньяху на данном этапе фигурирует в расследовании как свидетель, а не подозреваемый, но полиция арестовала двух его главных помощников — Джонатана Уриха и Эли Фельдштейна, которые как раз и являются главными фигурантами этого скандала. Толчком к расследованию послужила публикация записей израильского бизнесмена Гиля Биргера, из которых следует, что он помогал переводить деньги Фельдштейну от некоего лоббиста правительства Катара. В материалах дела они названы «иностранными агентами». Фельдштейну грозят обвинения в нанесении ущерба национальной безопасности Израиля в связи с утечкой секретных документов Армии обороны Израиля. Следствие пытается выяснить, знал ли Нетаньяху об этом и о предполагаемых выплатах Катара его близкому окружению. Сам Нетаньяху категорически отрицает свою причастность к этому скандалу. С высокой вероятностью можно утверждать, что контакты арестованных помощников ПМ с Катаром не имеют состава преступления и не имеют судебной перспективы. Тем ни менее продолжается «океан абсурда», а левая общественность смакует происходящее. Однако рано или поздно правда восторжествует.
Добавить комментарий