В ЛУННОЙ ТЕНИ
In the Shadow of the Moon
Режиссер Дэвид Сингтон
38 лет спустя после высадки американцев на Луну британскому (а не американскому!) режиссеру Дэвиду Сингтону, слава Богу, пришло в голову, что 15 астронавтов, участвовавших в программе «Аполлон», живы-здоровы, но ведь всем им далеко за 70. Сингтон уговорил десятерых из них сняться у себя в документальном фильме. Жаль, что не захотел сниматься Нил Армстронг, первым ступивший на Луну. Но он, конечно, присутствует в картине — на фото и в рассказах товарищей.
Фильм получился замечательный — очень теплый, человечный и интересный. Сингтон совершенно правильно отказался от дикторского текста, и рассказ ведут сами астронавты — люди умные, открытые, с хорошим чувством юмора. В картине использованы уникальные киноматериалы НАСА, некоторые из них мы видим впервые.
Меня весь фильм не покидало чувство стыда и досады. Невозможно прожить большую часть жизни в СССР и не сравнивать его с Америкой. Обе страны, конечно, состязались в космической гонке. Обе хотели ее выиграть. Но как по-разному они ее вели...
Не знаю, как другие мои соотечественники, но я не знала до сих пор следующих фактов. (В фильме они упоминаются мельком, но после просмотра я о них почитала).
С 1968 по 1972 год в рамках программы «Аполлон», стоившей почти 20 миллиардов долларов, американцы летали в космос 11 раз. Два раза облетели вокруг Земли, два — вокруг Луны, потом шесть (!) раз высаживались на поверхность Луны. В 1971 году, во время четвертой высадки, проехали по Луне 27 километров. В 1972 году, во время пятой высадки, пробыли на Луне три дня. После 6-ой высадки в том же году с «Аполлона-17» наш спутник оставили в покое.
Возможно, я в те годы была поражена глухотой и слепотой, потому что ничего подобного себе не представляла. Знала только про первую высадку в 1969 году. Я беспрестанно слышала только про Гагарина и про советский луноход, причем подавались эти сведения в духе вульгарного и неинтеллигентного хвастовства. Американцы же, радуясь своим космическим достижениям, постоянно подчеркивали, что они — победа всего человечества.
В США не побоялись сразу сообщить о трагедии — в 1967 году команда одного из первых «Аполлонов» сгорела при взрыве на стартовой площадке. В фильме один из астронавтов рассказывает, что член этой команды Гас Гриссом высказывал ему опасения накануне полета. Кабина была заполнена чистым кислородом, Гриссом боялся, что любая искра вызовет взрыв. Но еще больше боялся начальства — говорил, что если пожалуется, его выгонят...
Не скрывали американцы и истории «Аполлона-13» в 1970 году, который из-за неполадок (кстати, тоже с кислородом) не сумел прилуниться и вернулся не солоно хлебавши. Именно об этом сделали потом хороший художественный фильм с Томом Хэнксом. Не буду напоминать, как глупо относились в СССР к неудачам, как трусливо старались «замести их под ковер».
Открытость американской программы, все эти толпы зрителей с фото- и кинокамерами, ожидающие стартов с мыса Канаверал, кадры людей во всем мире (за исключением коммунистического), которые следят за полетами и молятся за астронавтов, производят и сегодня сильное впечатление. Спасибо англичанину, который напомнил Америке об ее славных временах.
****
В ИССТУПЛЕНИИ
Delirious
Режиссер и сценарист Том Ди Чилло
Это мелодрама о дружбе, хорошо сделанная хорошим «независимым» режиссером. Ди Чилло выбрал героем не обычного для кино персонажа. Это фотограф, снимающий знаменитостей — один из тех, кого называют итальянским словом «папараццо». Так же, как другое итальянское слово «мафиозо», вошедшее в международный словарь, оно имеет негативный оттенок. Папарацци, конечно, не преступники, как мафиози, но они презренное племя: подсматривают, толкаются, гоняются и даже вроде бы погубили принцессу Диану. Время от времени знаменитости вступают с ними в краткие, но яростные драки.
Ди Чилло впервые вгляделся в одного из этих презренных пристально. А Стив Бушеми замечательно его сыграл.
Раньше я думала, что его фамилия Buscemi произносится «Бусими», но посмотрела телевизионное интервью с ним, и теперь знаю, как правильно.
50-летний Бушеми — одна из самых интересных фигур американского кино. Он прекрасный, уважаемый в своей среде актер и режиссер. Поставил несколько эпизодов знаменитого сериала «Сопрано». Только что прошел по экранам его фильм «Интервью», где он сам сыграл главную роль.
Бушеми подсмеивается над тем, что раньше ему чаще всего доставались роли психопатов и преступников, да еще таких, которых обязательно убивают в конце. Правда, в раннем фильме Тарантино Reservoir Dogs именно он один из всей компании оставался в живых.
В 80-е годы Бушеми довелось работать пожарником в Нью-Йорке. На следующий день после 11 сентября 2001 года он явился в свою бывшую команду и неделю работал по 12 часов в день, помогая спасать людей из-под обломков. Это стало известно много позже, потому что актер свое участие в раскопках не рекламировал.
На лице у Бушеми глубокий шрам, который на съемках приходится тщательно замазывать гримом. Правда его происхождение — не героическое. Подрался в баре, в штате Северная Каролина в 2001 году, его несколько раз ударили ножом. Спас его актер Винс Воун, который изувечил нападавшего, был за это арестован, и теперь не имеет права посещать бары в этом штате.
В фильме «В исступлении» Бушеми играет Леса Галантайна, который считает себя художником. Фотограф он действительно хороший и горячо преданный своему делу. Но плохо отличает добро от зла. Изворотливый и наглый лгун, он готов на все ради сенсационной фотографии. Больших капиталов не нажил, друзей тоже. Ютится в скромной квартирке, куда приводит бездомного парня — они случайно познакомились на улице, и Тоби навязался Лесу в помощники. Лес укладывает его спать в шкафу. Бесплатный ассистент его устраивает.
Этот Тоби, которого играет 26-летний Майкл Питт, тоже не большой подарок. (Питт, так же, как его герой, несколько лет назад приехал в Нью-Йорк без гроша в кармане. Но он работал курьером и немного поучился, прежде чем выбился в актеры. Теперь он снимается, а также играет на гитаре и поет в группе «Пагода».) Тоби предпочитает есть из помоек, воровать и ночевать в подъездах в ожидании счастливого шанса — только бы не работать.
Счастливый шанс является Тоби в образе юной поп-певицы, которая изящно именует себя К’Харма. Смазливый юноша пришелся ей по вкусу, благодаря ей он начинает отираться среди знаменитостей. А благодаря фотографиям, сделанным для него Лесом, попадает в кино.
К этому времени между Лесом и Тоби уже возникло что-то вроде дружбы. Но Лес разрушает ее собственными руками — инстинкт шакала-папараццо оказывается сильнее дружеских чувств...
Картина хорошо смотрится. Одна лишь игра Бушеми, который раскопал в своем персонаже и страшноватое, и трогательное, стоит входного билета.
****
ВОЙНА ДРАКОНОВ
Dragon Wars
Режиссер Хьюнг Рей Шим
В этом фильме, поставленном корейским режиссером надо пересидеть первый час. Вам будут излагать корейскую легенду XVI века о том, как хороший и плохой драконы («имуги») борются за обладание жизненной силой «йе-ю-джу», которая находится внутри юной девушки. Оказывается, не только в Европе драконы интересуются девицами. Корейская девушка, однако, не хочет, чтобы ее приносили в жертву дракону, даже хорошему, и прыгает со скалы вместе с любимым человеком. Дракон возобновляет поиски «йе-ю-джу» в современной Америке. Погибшая кореянка перевоплотилась в американскую девушку Сару. Тут же крутится и любимый ею американский юноша Этан, и загадочный антиквар, и даже агент ФБР. В действие вступает также другой, мало симпатичный дракон Бураки. Его тоже интересует, как добыть из девушки «йе-ю-джу», и он во главе своих темных сил является в Калифорнию.
В начале второго часа наконец-то начинается то, ради чего был сделан фильм. Лично я очень люблю, когда в даунтауне Лос-Анджелеса происходит битва гигантских драконов. Особенно впечатляюще они обворачиваются вокруг небоскребов. С машинами тоже разделываются будь здоров. Взрывы, пожары, хватание людей разинутой пастью тоже имеют место. Если вы любите спецэффекты, то, вполне вероятно, получите полчаса удовольствия.
****
- * * * * * - замечательный фильм
- * * * * - хороший фильм
- * * * - так себе
- * * - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий