Я ничего не имею против Авраама Линкольна и даже втайне горжусь землячеством с величайшим американским политиком. Хоть на малость, а свой человек. Я против шумихи по поводу предстоящего 200-летнего юбилея президента. Чтобы понять меня, надо пережить столетие Ленина. Не думаю, что ЦРУ слямзило у русских сценарий юбилея Ильича, но американский - весьма схож, и, начиная с 12 февраля, стране целый год предстоит жить под знаком Линкольна. Кентукки, как родине Эмансипатора, еще дольше. Предъюбилейные мероприятия здесь идут уже на полную катушку.
Как и Ильич, Линкольн не обделен памятью потомков. Только в моей округе - усадьба Knob Creek, мемориальный музей в стиле Парфенона близ Ходженвилла, статуи Линкольна чуть ли не в каждом кентуккском тауне. В соседней Индиане - громадный мемориальный комплекс. И дальше, по всей стране: географические названия, корабли, монументы, пантеоны, музеи, книги, фильмы, картины... Так сложилась судьба, что Линкольн долго не задерживался на одном месте, и многие штаты претендуют на кусочек его имени и славы. Но первый среди равных, по праву первородства, - конечно, Кентукки.
12 февраля этого года старт юбилейной программе дает в городе Ходженвилл нынешний президент США Джордж Буш-младший. Ходженвилл выбран не зря, городок стоит в эпицентре линкольновских мест. Семейная история Линкольнов в Кентукки начинается с деда будущего президента, отставного капитана Авраама Линкольна. В 1782 году дед прикупил участок девственной земли в двадцати милях от кентуккского Луисвилла, но хозяйствовал недолго - спустя пару лет на своем же поле его убили "дружественные" индейцы. Одна из его дочерей провела несколько лет в индейском плену.
Отец президента Томас с женой Нэнси купили за двести долларов 348 акров земли в графстве Вашингтон, построили хижину, где 12 февраля 1809 года и родился будущий национальный герой. Как и у многих фермеров-соседей, у Линкольнов было несколько рабов, но быт невольников и господ был практически одинаков. Вместе работали на поле, ели из одного котла, жили в таких же хижинах с печкой и земляным полом. Через два года Линкольны перебрались ближе к Ходженвиллу на усадьбу Knob Creek. В половодье протекающий через усадьбу ручей превращался в бурную речку, в которой однажды едва не утонул Авраам. Здесь Линкольны прожили пять лет, но дела шли плохо, и в поисках лучшей доли они уехали в соседнюю Индиану. Как потом писал в одном из писем Линкольн, об этих местах он на всю жизнь сохранил теплые воспоминания. Я не раз бывал в удивительно пасторальном Knob Creek и полностью согласен с Линкольном.
Куда ни ступи от Ходженвилла - везде линкольновские места, и в каждом будут отмечать славные моменты из семейной истории юбиляра. В Спрингфилде, в реставрированной хижине дяди Линкольна, его отец сделал предложение Нэнси, неподалеку - церковь, где они венчались. Местные актеры в парке Lincoln Homestead State Park на протяжении года будут показывать туристам эти сентиментальные сцены.
Будущий Эмансипатор в молодости дружил с семьей Спид, крупнейшими рабовладельцами Кентукки. Он не раз гостил в их имении Фармингтон, ныне в черте города Луисвилл. Сейчас в усадьбе готовится обширная экспозиция "Линкольн и Гражданская война". Собственно, старт юбилея был дан минувшим летом именно здесь. Мэр Луисвилла в усадьбе Фармингтон объявил 2008-й - "Годом Линкольна".
В столице штата Франкфорте вскоре будет еще одна значительная экспозиция, на нее свезут мемориальные вещи президента со всех концов страны. В Лексингтоне обновляется родительский дом Мэри Тодд, жены Линкольна. Здесь они останавливались по пути в Вашингтон, когда молодой политик был впервые избран в Конгресс. А 1-го марта, в крошечном городке Фолкленд соберутся прямые потомки Линкольна и претенденты на это звание. Среди гостей будет Нина Уоррен Клуни - ее родословная идет от матери Линкольна. Хотя непонятно, чем ей больше гордиться, предками или потомком? Нина - сноха легенды Голливуда Роз-Мари Клуни и мать суперзвезды экрана Джорджа Клуни. Соответственно, красавчик Джордж тоже пошел от Линкольнов.
Перепадет от линкольновских щедрот и главному противнику Линкольна - Джефферсону Дэвису, президенту мятежного Юга. По иронии судьбы оба президента были из одного штата Кентукки. Только Линкольн оказался удачливей. В Историческом обществе штата состоится обширный симпозиум, посвященный Дэвису. И финальный аккорд - весной будущего года на набережной реки Огайо в Луисвилле откроют новый памятник Линкольну (третий в городе) работы скульптора-афроамериканца Эда Хамилтона. Все его произведения политически корректны, поэтому их охотно оплачивают за счет казны от Кентукки до Вашингтона. Ну и, как положено, состоятся парады, народные гуляния, фейерверки.
Казалось бы, все, что связано с жизнью Линкольна, "просвечено" вдоль и поперек. Как это было и в случае с вождем мирового пролетариата - на всякий чих Линкольна есть, как минимум, мемориальная доска. Но нет главного - хижины, в которой он родился. В чреве ходженвиллского "Парфенона", посреди "греческого зала" в мраморных колоннах, стоит бревенчатая избушка на курьих ножках - но она всего лишь макет. На Knob Creek тоже не оригинал. И даже работники музея-усадьбы не могут точно показать место, где стояла хижина Линкольнов. Но на помощь приходит наука и комсомольско-пионерский энтузиазм.
В преддверии юбилея на Knob Creek высадился вооруженный современной поисковой техникой десант археологов из Флориды. Специалисты из Национальной службы парков вместе с местными бойскаутами просеивают, просвечивают и зондируют почву. Находки пока хилые: несколько черепков и остатки утвари и то непонятно, кому они принадлежали - Линкольнам или работавшим на этом месте в 1930-х годах магазину и таверне.
Из крупных находок - скелет кобылы. Сейчас фрагменты костей проходят радиологическую экспертизу на предмет возраста. Археологи и бойскауты мечтают, чтобы останкам лошади было около двухсот лет. Но даже если и так, что из этого? Поместят в "Парфенон" "кобылу, которая видела Линкольна"? И будут там проводить симпозиумы на тему "Линкольн и лошади"?
А, кстати, чем не тема? Линкольн - родом из самого лошадиного штата страны, но что-то я не припомню ни одной статуи президента на коне, или, на худой случай, портрета верхом. Все на стульях, диванах, скамейках, за столами и трибунами...
Кто старше?
Департамент демографической статистики США (Office of Vital Statistics) знает все, но вот о долгожителях-близнецах ничего. Делаю почин. В качестве первых кандидатур от моего штата Кентукки выдвигаю 94-летних сестер-близнецов: Хэйзел Фергюсон живет в графстве Нелсон, Мэйбел Баллард - в соседнем Луисвилле. Близняшки родились в пригороде Луисвилла 6 января 1914 года в фермерской семье Германа и Берты Ноэр. Как раз в 1914-м ввели первый в стране обязательный минимум зарплаты для женщин - девять долларов в неделю.
Но даже этого минимума Хэйзел и Мэйбел не получали: с малых лет они помогали родителям, естественно, бесплатно. На 42 акрах земли было где приложить руки. Впрочем, девчушки на "эксплуатацию" не жаловались и не бастовали - нормальные производственные отношения на семейной ферме.
"Все, что отец засевал, мы выращивали и собирали, - вспоминает Мэйбел. - А потом запрягали мула и отвозили урожай на городской овощной рынок и там продавали. Но земля эта меня отблагодарила: когда мне было 18, на нашей земляничной плантации я познакомилась со своим будущем мужем. Мы поженились в 1932 году, у нас шесть сыновей и три дочери. У меня была счастливая жизнь, да и сейчас я ни на что не жалуюсь". Ее первый муж умер в 1970 году, после этого Мэйбел выходила замуж еще три раза, но пережила всех мужей.
Впрочем, усадьба Ноэров не была вполне фермерской. На их участке был общественный бассейн и даже танцзал. Земля эта давно продана, и сейчас на ней расположена штаб-квартира знаменитого в стране производителя пиццы "Papa John's".
Вторая сестра, Хейзел, мечтала стать медсестрой, но планам помешало замужество. Ее первый брак закончился разводом, второй муж рано умер, в третий раз Хэйзел решила "подстраховаться" и выбрала супруга на 11 лет моложе. "Она его нашла в люльке", - шутит по этому поводу ее сестра. Но, тем не менее, Хэйзел оказалась прозорливой: с третьим мужем они живут уже 57 лет.
Кроме Хэйзел и Мэйбел в семье Ноэров были еще четверо детей, трое не дожили и до шестидесяти, а четвертый, Честер, не дотянул до ста всего три года. Отец умер в 68 лет, мать - в 77. То есть с точки зрения геронтологии, семья не имеет четко выраженной тенденции к долгожительству. Но сестры еще не сказали последнего слова. Обе активны и жизнерадостны, стараются чаще бывать вместе. Хэйзел до 89 лет играла в боулинг и однажды даже выиграла путевку в Мэриленд на финал в своей возрастной группе. До девяноста обе водили машины, сейчас основные предпочтения - церковь, вышивка, кулинария и бинго.
И хотя в США нет статистики насчет близнецов-долгожителей, первенство по этой части все же за американцами. По данным книги рекордов Гиннесса, на сегодня самые пожилые близнецы здравствуют в Северной Америке. 105-летняя Сара Джинмогэн живет на "сковородке Штатов", в аризонской пустыне Мохаве, а ее сестра - Эллен Робертсон - в канадском Виннипеге.
Мэйбел и Хэйзел есть на кого равняться.
Добавить комментарий