ЗА 10 000 ЛЕТ ДО Н.Э.
10 000 B. C.
Идет везде
Режиссер Роланд Эммерих
Это дорогостоящее голливудское зрелище начинается как повесть про доисторических людей, вроде знакомой нам с детства книжки Рони "Борьба за огонь". Тут и точная дата происходящего указана - плейстоцен, ледниковый период, и стада мамонтов носятся по экрану, и саблезубый тигр присутствует, и люди одеты в шкуры, а проживают в пещерах.
Но тут же к этому примешивается любимая американцами мистика с восточным привкусом. Тут и шаманка по имени Старая Мать, которая видит будущее и может воскрешать мертвых; и юноша, который укрощает саблезубого тигра исключительно силой взгляда.
А затем на нас обрушивается "навернутый", чисто голливудский сюжет. Критик "Лос-Анджелес таймс" Кеннет Теран назвал его бодро бесстыдным и смертельно глупым - но не в укор, а в похвалу. Фильм доставил ему удовольствие, напомнив приключенческие картины его детства.
На "наше" племя Ягахи нападает какое-то другое, уже совсем фантастическое - ездят на лошадях, выглядят как смесь арабов с монголами - и уводит в плен несколько человек на предмет работорговли и жертвоприношений. Молодой герой Л'Де и охотник Тик-Тик (типично доисторические имена!) начинают преследовать врагов, потому что те прихватили с собой Эволет, любимую девушку Л'Де, и занимаются погоней очень долго, вплоть до финала. Прямо из ледников они попадают в жаркие джунгли, где на них набрасываются птицы вроде хищных страусов, затем в пустыню, где идет строительство пирамид. Историческое правдоподобие растворяется без следа в не слишком замысловатых приключениях.
Для политкорректности сюда введено еще одно племя - негритянское. Эта группа населения доблестная и добродетельная, она по-братски помогает герою расправиться с врагами и спасти любимую. Тем более, что похитителями правят старые белые жрецы с очень длинными ногтями. Расправляться с пожилыми белыми мужчинами Голливуд обожает.
Компьютерные спецэффекты с мамонтами и тигром, конечно, выполнены прекрасно. Все остальное - обычная чушь для невзыскательных подростков.
* * *
МИСС ПЕТТИГРЮ ЖИВЕТ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
Miss Pettigrew Lives For a Day
Во многих кинотеатрах
Режиссер Бхарат Наллури
Этот фильм задуман с самыми лучшими намерениями. Режиссер - индиец, явный англофил, и хотел сделать приятную комедию из английской жизни, экранизировав роман 1938 года, написанный Уинифрид Уотсон. Но у него не получилось.
Действие происходит в Лондоне накануне Второй мировой войны. Главную роль капризной, легкомысленной девицы Делишии Лафосс, которая хочет выступать на сцене, играет очень модная ныне Эми Адамс. Недавно она имела большой успех в комедии-сказке Enchanted, где сыграла принцессу.
Для меня успех Эми Адамс - большая загадка. Это красивая 34-летняя блондинка, которая работала продавщицей, официанткой и танцовщицей, прежде чем начать сниматься на телевидении и в кино. Я очень стараюсь увидеть в ней талант и очарование, которое видят, кажется, все. Но у меня, вероятно, что-то со зрением. В роли Делишии она работает на одной-единственной ноте, на уровне самодеятельности.
Сюжет состоит в том, что Делишия мечется между тремя мужчинами и никак не может решить, кому ей выгоднее дарить свою благосклонность. Двое из них - аморальные типы, а третий - бедный и добродетельный музыкант, который любит Делишию по-настоящему. Разобраться в этой увлекательной ситуации Делишии помогает пожилая безработная гувернантка мисс Петтигрю. Она дочь священника и тоже очень добродетельная, хотя не брезгует мелким обманом, чтобы получить место.
В отличие от Делишии, она более или менее сообразительная. Поэтому Делишия сразу нанимает ее чем-то вроде секретаря и наперсницы. Мисс Петтигрю служит Делишии не за страх, а за совесть, лавируя между ее поклонниками и выручая ее из затруднительных положений.
В результате все складывается прекрасно, и даже скромная мисс Петтигрю находит счастье в любви с дизайнером женского белья. Глубокое чувство к мисс Петтигрю преображает дизайнера. Ради нее он бросает свою неприятную молодую невесту и свое легкомысленное занятие, и отныне будет проектировать исключительно носки для джентльменов.
Заглавную роль в этой белиберде сыграла Фрэнсис Макдорманд. Она, кстати, тоже выросла в семье удочерившего ее священника. Ей 51 год. Актриса она хорошая. Становлению ее успешной карьеры, кроме таланта, способствовало то, что уже четверть века она замужем за режиссером Джоэлом Коэном. Вместе со своим братом, сценаристом Итаном, они занимают высокое место среди голливудских знаменитостей. Только что их фильм "Старикам здесь не место" был награжден "Оскаром" как лучшая картина.
В 1996 году они сделали фильм "Фарго" в обычном для них жанре "черной комедии", и Фрэнсис Макдорманд, игравшая там главную роль, получила "Оскара".
К сожалению, роль мисс Петтигрю не принесет ей никаких лавров. Сколько ни уверяли бы нас некоторые критики, что это "очаровательная романтическая фантазия", на мой взгляд, эта картина может лишь повредить репутации актрисы.
* *
ТЕЙЛОР-СВЕРЛО
Drillbit Taylor
Идет везде
Режиссер Стивен Брилл
Это фильм про подростков и для подростков.
Трое мальчишек - очкарик, толстяк и коротышка - приходят учиться в "хай-скул". Над ними начинает издеваться гнусный хулиган. Жалобы не помогают. У директора негодяй притворяется воспитанным юношей и обвиняет своих жертв во лжи. А директор ему верит. На власти надежды нет!
Тогда несчастная троица дает объявление, что им требуется телохранитель. На него откликается Тейлор по прозвищу Сверло. Он выдает себя за опытного профессионала, но на самом деле он бомж, который дезертировал из армии.
Он большой симпатяга. А что дезертир, так это пустяки. Там, где начальство не помогает, поможет люмпен! Правда, американский Челкаш не прочь стянуть то, что плохо лежит (в том числе и у своих подопечных), зато он вроде бы не принимает наркотиков.
Однако, их принимал исполнитель этой роли.
Тейлора играет звезда Оуэн Уилсон. В августе прошлого года 40-летний актер пытался перерезать себе вены. К счастью, его успел спасти брат, и Уилсона отвезли в больницу. Говорят, что он употреблял кокаин и героин, страдал от депрессии.
Читая рецензии на "Тейлора-Сверло", я узнала кое-что новое про американское кино. Оказывается, в нем есть свой отшельник, вроде Сэлинджера.
Это один из сценаристов "Тейлора-Сверла". Вообще-то, сценарий он не писал. У него взята только основная выдумка про люмпена-спасителя. Его псевдоним - Эдмон Дантес. То есть, как у главного героя романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". А по-настоящему его зовут Джон Хьюз, он сценарист и режиссер.
Многие из поколения кинематографистов, которым сейчас по 30-40 лет, выросли на его фильмах. И поэтому очень его уважают. В 80-х годах Хьюз делал картины про подростков (Sixteen Candles,1984, The Breakfast Club, 1985, Ferris Bueller's Day Off, 1986, Pretty In Pink, 1986). Среди поклонников Хьюза - талантливый режиссер Кевин Смит, прекрасный актер Винс Воун, известный комический актер Бен Стиллер.
Несколько лет назад Хьюз, которому сейчас 58, прекратил не только работу, но и общение с людьми. Живет отшельником где-то возле Чикаго и никого не желает видеть.
Финансовую независимость ему, видимо, обеспечил грандиозный коммерческий успех его фильма "Один дома" (Home Alone,1990), где маленький мальчик сражается с бандитами, осаждающими его дом. Фильм занимает третье место в числе самых кассовых американских лент всех времен.
Как раз, когда я подумала - интересно, чем же так пленил в свое время Хьюз юных зрителей - по телевидению взяли и показали его картину 1986 года "Выходной день Ферриса Бьюллера". И многое стало понятно.
Поразительно, кстати, насколько экранная Америка двадцатилетней давности отличается от нынешней. Она белая и зажиточная. А если показан парад в Нью-Йорке, то это парад не гейской гордости, не мексиканских иммигрантов и не ужаса перед глобальным потеплением, а просто веселящихся американцев немецкого происхождения. Совсем не политкорректно.
Герой-подросток Феррис обделен жизнью. Родители подарили новую машину его старшей сестре, а ему достался всего-навсего сверхсовременный компьютер. Но и это неплохо. Когда Феррис притворяется больным, чтобы прогулять школу, умная машина кашляет и стонет, переворачивает манекен в его постели и отвечает за него по домофону. Все это, конечно, должно было вызывать восторг у юношества.
В школе Феррису скучно. Учителя - дураки, как на подбор. "Зачем мне туда идти, там сегодня проходят социализм в Восточной Европе. Я же не из Европы", - восклицает умный Феррис. Действительно, зачем?
Феррис вдохновенно врет на каждом шагу, и все ему сходит с рук. А у его мрачного друга Камерона все плохо, потому что его не любит папа. Папа любит только свою роскошную машину "Феррари". Естественно, по наущению Ферриса друзья берут ее без спроса, а затем Камерон превращает ее в лом. Так он символически обретает независимость от отца. Вероятно, подросткам нравилась эта месть ценой в сто тысяч долларов нехорошему папе (которого мы в фильме не видим.)
Самое страшное наказание автор уготовил директору школы. Чем он плох, я не поняла. Такой длинноносый блондин. Может быть, Хьюзу несимпатичен этот мужской тип. (В фильме еще есть метр'д'отель сходной внешности, которого друзья обманывают и унижают.) Директор виновен лишь в том, что подозревает Ферриса в прогуле. За это, по воле Хьюза, он подвергается вываливанию в грязи и кусанию собакой. Затем несчастного подбирает школьный автобус, и ученики с удовольствием созерцают его в униженном и укушенном виде. Девочка, с которой бедняга садится рядом, мстительно осведомляется: "Небось, никогда не нюхали, как пахнет школьный автобус?"
По-моему, он пахнет обыкновенным густым хамством. Том Сойер был враль, но у Твена он никого не унижал и ни над кем не издевался. Посмеяться над власть имущими и богатыми всегда приятно, но здесь к этому примешана явная доля садизма. Между насмешкой и мучительством есть разница!
Свою популярность Джон Хьюз, оказывается, добывал простым путем: становился на уровень подростков, подыгрывал их молодой жизнерадостности и бунтарству, но также их неразумию и жестокости. Так что он действительно внес немалый вклад в современное кино для юношества - чаще всего, к сожалению, грубое и глуповатое.
* * *
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный
Добавить комментарий