На Бродвее вышел мюзикл под названием "Билли Эллиот".
Элтон Джон загорелся идеей написать мюзикл о балетном мальчике из английской шахтёрской семьи после того, как композитор посмотрел художественный фильм под тем же названием, получивший "Оскара" в 2000-м году. Нам интересен бродвейский спектакль еще и тем, что главную роль играет сын российских эмигрантов 14-летний Кирил Кулиш.
Вообще исполнителей этой роли трое. Играют в очередь. На премьере я видел Кирила, голос которого американские рецензенты назвали свирельным, настолько он чисто звучит. На рекламном видеоролике, который крутят по телевизору, снят другой исполнитель — Дэвид Альварес. Есть ещё и третий — Трент Ковалик.
Мюзикл идёт в театре "Империал". Цена билетов от 41 до 136 долларов.
В мюзикле есть всё, что должно привести его к высшей театральной премии "Тони", потому что должно понравиться нью-йоркскому театральному жюри не только по своим художественным качествам, но и по идеологии. И тут начинается самое спорное.
Действие происходит во время шахтёрской забастовки 1984-го года. Автор книги, киносценария и либретто мюзикла Ли Холл полностью на стороне забастовщиков без всякого намёка на сбалансированность и нейтралитет. Автор с удовольствием сводит счёты с тогдашним премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, прозванной "Железной леди". Он вместе с композитором вкладывает в уста шахтёрских детишек рождественскую песенку, в которой невинные создания славят Рождество, которое приближает день смерти Тэтчер.
На фоне классовой борьбы разворачивается другая борьба: Билли Эллиот борется за своё право быть другим, не как все. Не могу сказать, что в этом мюзикле запомнилась хоть одна песня. Насвистеть сразу после спектакля хотя бы одну мелодию мне не удалось. Зато плакатно-примитивной социалистической пропаганды в мюзикле более чем достаточно. Как и гомосексуальных намёков, когда школьный друг Билли Майкл наряжается в платье сестры и побуждает Билли сделать то же самое. Их дружба скрепляется невинным поцелуем, в котором, по замыслу авторов и режиссёра, должно видеться неосознанное сексуальное влечение Майкла к Билли. "Голубизной" проникнут и мужской дуэт Билли маленького и будущего взрослого Билли под музыку из "Лебединого озера".
Кого не в чем упрекнуть — так это актёров. От исполнителей главных ролей до хора и кордебалета. Они сыграли, станцевали и спели, в общем, на совесть.
После премьеры артисты, их родственники и друзья, а также персонал театра собрались вместе, чтобы отметить событие. Среди гостей мелькают театральные знаменитости. Разумеется, в центре внимания композитор сэр Элтон Джон. С серьгой в ухе и с огромными перстнями на пальцах. Он сказал мне, что считает постановку очень удачной, и что в ней поднимаются такие важные вопросы, как призвание, как природный талант.
У балетмейстера мюзикла, обладателя множества престижных премий Питера Дарлинга (он же ставил танцы в одноимённом фильме) я спросил, как ему работалось с детьми.
— Мы старались создавать для них максимально лёгкую, игровую обстановку, чтобы они чувствовали себя свободно. Дисциплина была, но она не сковывала детей на сцене. Мы вели себя одинаково и с ансамблем девочек, и с главными исполнителями-мальчиками. Все они дурачились на репетициях, получали удовольствие, и это осталось у них и в спектакле. Я им говорил: "Если вам будет интересно, то и зрителям будет интересно. Если вам будет скучно на сцене, то и зрителям будет скучно".
Сказанное балетмейстером подтвердил Фрэнк Долси, исполнитель роли Майкла, друга Билли Эллиота:
— Здравствуйте, — ошарашил он меня, поздоровавшись по-русски.
— Откуда ты знаешь русский?
— Я взял класс русского в этом году.
— Почему?
— Моя сестра изучает русский. И потом... в мире балета и современного бального танца очень сильно русское влияние.
— Как тебе удалось освоить акцент рабочей британской глубинки?
— Это не было трудно. Бывало, что акцент получался не точный, и это создавало неудобства. В Англии интонации отличаются от Америки. И труднее не акцент, а мелодика речи. Мы, например, говорим в конце фразы с понижением голоса, а они с повышением...
Семья Кулиш эмигрировала в Америку из Черновиц в 1988 году. Кирил родился уже в Америке. Его мама, Раиса, естественно, рада успехам сына:
— Он и есть Билли Эллиот. Начал танцевать, когда ему было 5 лет. Влюбился в балет как в искусство. Получил Гран-При на международном конкурсе. Одновременно добился успехов и как пианист. Выступает с концертами. Он очень чувствует музыку. А ещё он занимается современными бальными танцами и стал чемпионом Америки по бальным танцам в своей возрастной группе.
— Все эти таланты он получил по наследству?
— Не думаю. Хотя я пианистка, но от мира танца, от балета я далека.
— Как он прошёл конкурс на роль Билли?
— Это был долгий процесс. Тест проходили полторы тысячи мальчиков. Когда Кирил выиграл Гран-При на международном конкурсе в Нью-Йорке, то его заметила и пригласила на пробу кастинг-директор, то есть ассистент режиссёра по подбору актёров... Английский композитор и исполнитель своих песен Элтон Джон, обладатель множества премий "Грэмми", автор мюзиклов "Лев-король" и "Аида", но провалившийся с мюзиклом "Лестат", скандально известен тем, что он — открытый гомосексуалист. До таланта Чайковского ему далеко. Я бы не решился на такое сравнение, если бы сам Элтон Джон не вставил в мюзикл "Билли Эллиот" целые музыкальные куски из "Лебединого озера". Эти цитаты услаждают слух. А не песня "Солидарность, солидарность", которую чеканит хор бастующих шахтеров. Я бы вообще оставил в мюзикле одного Чайковского. А серьгоухий сэр Элтон Джон пусть демонстрирует свои причудливые перстни на светских раутах...
Кстати, шахтёры проиграли в той борьбе. В ответ на их требования правительство Тэтчер стало закупать уголь в странах Восточной Европы, что оказалось намного выгоднее, чем добывать уголь у себя. Шахты оказались вообще ненужными. 300 тысяч шахтёров потеряли работу. Национальная угольная промышленность прекратила своё существование. Вот к чему привели забастовщиков профсоюзы. В Америке самое время сейчас для появления таких "железных леди", как Маргарет Тэтчер!..
Теперь о самом спектакле. Не знаю, как в Лондоне, где он с успехом идёт уже три года и назван лучшим мюзиклом года, но его бродвейский вариант нельзя назвать ровным. В спектакле много слащавой сентиментальности. Билли растёт без мамы. Она умерла. И является ему в его фантазиях. Он часто перечитывает оставленное ею письмо. Сцена чтения музыкально не интересна, останавливает ритм всего спектакля и попросту скучна. Помимо сентиментальности, спектакль страдает наивным изображением борьбы шахтёров с полицией. Это всё просчёты постановщиков и композитора. Актёры выполняют свою задачу хорошо. Наиболее удачные сцены были во второй половине второго акта, начиная с момента, когда шахтёры поверили в призвание Билли и собирают деньги, чтобы он мог поехать в Лондон и поступить в Королевскую балетную школу...
Дети играют, танцуют и поют просто прекрасно. Декорации превосходны.
Есть немало хореографических и режиссёрских удач. Если не искать мелодичности в музыке Элтона Джона, не обращать внимания на проникнутую комсомольским задором классовую борьбу, и закрыть глаза на слишком выпирающую из многих щелей гомосексуальную тему, а сконцентрироваться на актёрской работе и на некоторых постановочных находках, то в этом случае спектакль может понравиться...
Добавить комментарий