Подлинная история, на которой основан этот фильм, просто сбивает с ног. В 20-е годы в Лос-Анджелесе жила телефонистка Кристина Коллинз. Ее муж, водитель трамвая, от нее ушел, и она осталась с сынишкой Уолтером. В марте 1928 года девятилетний мальчик исчез. Через пять месяцев полиция нашла в Иллинойсе маленького бродягу, назвавшегося Уолтером Коллинзом, и привезла его Кристине. Та заявила, что это вовсе не ее сын. Но позволила сфотографировать себя для газет вместе с мальчиком и взяла его к себе домой. Вскоре Кристина снова стала настаивать, что мальчик ей чужой. Полиция сочла ее психически неуравновешенной и отправила в лечебницу.
Через десять дней Кристину освободили, потому что мальчик признался, что его настоящее имя Артур Хатчинз. Он сбежал из дома, чтобы попасть в Голливуд и познакомиться со звездой ковбойских фильмов Томом Миксом.
Параллельно разворачивались жуткие события. В Уайнвилле, близ Лос-Анджелеса, обнаружили останки нескольких убитых мальчиков. По-видимому, среди них был и Уолтер Коллинз. Убийцей оказался некий Гордон Норткотт. Его вину поначалу пыталась взять на себя его мать. По ходу дела выяснилось, что на самом деле она не мать, а бабушка. Гордон появился на свет от кровосмесительной связи его деда с собственной дочерью. В феврале 1929 года ему вынесли обвинительный вердикт, а в октябре 1930 года повесили.
В те времена с преступниками не церемонились. Полицией Лос-Анджелеса с 1926 года руководил Джеймс Дэвис. Городские власти были заражены коррупцией, которая распространилась и на стражей порядка. За это шеф Дэвис выгнал со службы 240 своих подчиненных. Он же создал и "спецназ" в составе 50 человек для того, чтобы расправляться с бандитами прямо на улицах. "Я хочу, чтобы их доставляли не живыми, а мертвыми, и буду выносить выговоры тем, кто проявит малейшее милосердие к преступникам", — заявил шеф. В 30-ые годы он создал спецгруппу для борьбы с "красными" радикалами, стачками и бунтами. "У коммунистов нет конституционных прав, — объявил Дэвис, — и я не буду слушать никого, кто их защищает".
Злоключения Кристины Коллинз происходили во время службы Дэвиса. Она долго продолжала ждать и надеяться, что ее сын все-таки спасся от Норткотта. Тело Уолтера так и не нашли. Кристина подала в суд на капитана полиции Джонса, руководившего поисками Уолтера. Он был наказан — временно уволен со службы, потом восстановлен. Последние достоверные сведения о Кристине относятся к 1941 году, когда она пыталась получить с Джонса (уже бывшего в отставке) по суду 15 тысяч долларов. После 1954 года сведений нет, хотя некоторые источники утверждают, что она якобы умерла в 1985 году.
Во всем этом деле много неясностей, лжи и противоречий. Их не рассеивает и сценарий Майкла Страшински, по которому снят фильм Иствуда. Он делится на две части. Первая делает упор на обличение полиции и властей. Кристина представлена как жертва злобного капитана Джонса и садиста-психиатра. Неизвестно, были ли они на самом деле такими чудищами, или это проявление обычной голливудской склонности очернять родное капиталистическое государство. Думаю, что эта склонность здесь сказалась. Не случайно на помощь Кристине приходит не представитель государства, а ненавидящий полицию священник пресвитерианской церкви (Джон Малкович). Это гражданский активист-агитатор, этакий community organizer, какими (как нам сообщили во время выборов) были Барак Обама и Христос.
В первой части есть большие странности, никак не объясненные. Почему все-таки м-с Коллинз приняла к себе в дом чужого ребенка и этим вконец запутала дело? Испугалась? Но чего именно? Нельзя же всерьез поверить, что строгого тона капитана Джонса. Пожалела мальчика? Но в фильме это совершенно не показано. Может быть, все-таки были какие-то основания считать ее не совсем психически уравновешенной?
Вторая часть фильма посвящена расследованию дела Норткотта, его поимке и казни.
Дикая история с матерью-бабушкой не упомянута. Истязания мальчиков показаны бегло и без подробностей. Зато в деталях изображена казнь несчастного психопата. Голливудские либералы против смертной казни и всегда пользуются случаем вызвать у зрителей ужас перед ней.
Самый большой "прокол" фильма — приглашение Анджелины Джоли на роль Кристины. Это смотреть невозможно. Настоящая Кристина была в 1928 году 37-летней женщиной самой ординарной наружности. Иствуд пытается выдать за несчастную телефонистку королеву экрана с ее пухлым, ярко намазанным ртом, в тщательном гриме, безукоризненной прическе и туалетах с иголочки. Эта картинка из модного журнала приходит в просто неприличное противоречие с содержанием роли. В таком образе играть Кристину никак нельзя, и у Джоли это и не выходит, несмотря на ее надсадные старания. Вполне возможно, что за эти старания актрисе, наконец, дадут "Оскара".
Есть в фильме и настоящее мастерство. Главные художники Джеймс Мураками, Патрик Салливен и целая армия их сотрудников блистательно восстановили облик прежнего Лос-Анджелеса, его улиц, по которым ездят трамваи и "древние" автомобили (их для фильма нашли целых 150 штук), его домов в стиле "крафтсмэн" и вообще его "воздуха".
Во всем остальном фильм, мягко говоря, посредственный. Его спасает только необычность сюжета.
Подмена
Changeling
Идет везде
Режиссер Клинт Иствуд
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий