Бомба для Николая Чудотворца

Опубликовано: 16 декабря 2008 г.
Рубрики:

Недавно в Москве продали на аукционе обыкновенный гараж за 130 тысяч долларов. Ничего в нем особенного нет — 12 квадратных метров в подземном паркинге нового дома на улице Академика Власова, у метро Калужская. В отдаленном районе Москвы, не возле Кремля. Тем не менее — 11 тысяч долларов за 1 квадратный метр жилья для машины. Средняя цена жилья для человека в Москве — 5555 долларов за 1 квадратный метр в новом доме. Средняя зарплата даже в Москве, где прописаны самые богатые люди страны — 1000 долларов в месяц. На типовую однокомнатную квартиру в 37 квадратных метров средний москвич должен работать 17 лет, при этом не есть, не пить, не одеваться.

А тут за 130 тысяч долларов — гараж. Это слово и понятие в сознании россиян до сих пор ассоциируется с коробкой, сваренной из железных листов. И за нее, пусть даже теплую, пусть даже в доме — такие деньги!

Поэтому, мне кажется, гараж и привлек внимание прессы, затмив океаническую 75-метровую 6-палубную яхту "Анастасия", которую купил Владимир Потанин (состояние — 22,4 миллиарда долларов), глава холдинговой компании "Интерросс". Он устроил ее презентацию, невзирая на неподходящее время. Вроде неловко, кризис... Но кризис кризисом, а как же не рассказать народу на своем сайте о панелях из эвкалипта и эбенового дерева, кинотеатре, скутерах и скоростных катерах, вертолетной площадке, массажной комнате, гимнастическом зале, бассейне, аквариуме. Как же не познакомить народ с меню на борту "Анастасии": утиные ножки в маринаде с кардамоном, апельсином и глазурью из имбиря, прожаренное седло ягненка с оливками с Пелопоннеса, бульоны из фазана с гренками и овощами, медальоны из лангуста с тропическими фруктами, ассорти из лобстера с лососем, крабовым мясом и красной икрой, шоколадные корзиночки с малиной и ягодным муссом. Цена яхты — 205 миллионов долларов, ежегодное обслуживание и содержание — 20 миллионов.

Тем не менее, про гараж говорили больше. Потому что жизнь потаниных, дерипасок и абрамовичей с их мегаяхтами и боингами — иная планета, а "гараж" — близко и понятно основной массе. Было до сих пор.

Сейчас и с понятием "как все" надо обращаться осторожно. Бывший вице-губернатор Пермской области, бывший лидер бывшей партии Союз правых сил Никита Белых поместил в своем блоге любопытный рассказ: "Сидим, общаемся с одним... членом Совета Федерации, обсуждаем перспективы строительной отрасли в Москве, Перми и вообще в России. Сенатор: "Да, я, как и все, потерял несколько миллиардов за последние месяцы". Пауза. Смотрит на собеседников, спохватывается: "Нет, я в смысле, что очень много, для кого-то и сто миллионов долларов тоже критично".

В общую тему "есть ли жизнь во время кризиса" неповторимую ноту внес лидер ЛДПР Владимир Жириновский: "Я экономлю. Я не стригусь сейчас — у меня волосы уже длиннее, чем обычно. Бреюсь через день, кушаю очень мало, никуда не хожу я, никого в гости не приглашаю, никаких подарков никому не покупаю и прошу, чтобы мне никто не покупал, никуда не еду".

Через неделю-другую обросший Жириновский с 17 до 19 часов оплачивал все покупки всех посетителей в Московском Доме книги на Новом Арбате, потратив на просвещение публики полмиллиона рублей.

С большим интересом встречали россияне вести из Лондона, где Королевский суд обнародовал данные об имуществе российского олигарха и председателя чукотского парламента Романа Абрамовича (состояние — 24,3 миллиарда долларов). Для рядовых граждан миллиарды в валюте — абстрактные понятия, все равно, что обнаруженный недавно лед на Марсе. Или участок в 40 гектаров на Луне, который Роман Аркадьевич купил подруге Дарье Жуковой. Зато вполне представимы несколько особняков в Лондоне, шато в Колорадо и во Франции, виллы на Сардинии и Карибских островах, четыре яхты, два боинга, футбольный клуб "Челси", который мы регулярно видим на экранах телевизоров.

Добавлю, что в Красноярске, возле английского ресторана, предполагается установить памятник Роману Абрамовичу. В интернет-опросе сибиряков на звание "истинного англичанина" российский олигарх победил Джеймса Бонда, Уинстона Черчилля и даже Винни-Пуха. Монумент капиталиста Абрамовича на площади Карла Маркса будет соседствовать с памятником Ленина.

Над такой парадоксальной идиллией можно бы и посмеяться. Если б не настроение масс, далековатое от идиллии. Социологи отмечают общее обострение классовых чувств и рост левых настроений.

В очень трудном 1997 году 40 процентов россиян, несмотря на откровенную нищету, выступали за рыночную экономику. Все еще верили в нее, надеялись, списывали трудности на переходный период. По опросам 2007 года сторонников частной собственности осталось 29 процентов. Больше половины граждан высказались за государственное планирование и государственную экономику.

Пять лет назад, в 2003 году, к Октябрьской революции положительно относились 36 процентов россиян, отрицательно — 56 процентов. Сейчас результаты противоположные: 56 процентов — "за", 36 — "против". 60 процентов положительно оценивают роль Ленина в истории.

Оценки оценками, но они умозрительны, поскольку относятся к прошлому, которое не изменить.

Социологи задали конкретный вопрос: на чьей стороне вы будете, случись Октябрьская революция сегодня?

Только 7-8 процентов ответили, что выступят против большевиков. А треть населения России, 33 процента — на стороне большевиков.

Утешимся тем, что от слов, даже решительных, до поступков — дистанция немалого размера.

Следует отметить: огромную роль в сдерживании левых настроений сыграл Владимир Путин. Народ почему-то уверился, что он — против олигархов. Еще бы, ведь изгнал из страны знаковые фигуры ельцинской плутократии — Березовского и Гусинского, затем — посадил Ходорковского.

С тех пор Путин столько сделал для развития и укрепления ненавистного людям олигархического режима, что Ельцину не снилось. Если бы в поздние годы Ельцина кто-нибудь купил английский футбольный клуб, боинг, парочку яхт, да показал их по телевизору, — началась бы революция. Именно в годы путинского правления сложилась нынешняя система, и возникли баснословные состояния, от непонятности которых у западных акул бизнеса кружится голова. Тем не менее, широкие массы пребывают в вере, что Путин — главный враг олигархов. Вот ужо он развернется, и тогда вместе с народом свергнет кровососов.

Кризис может сильно повлиять и уже влияет на их убежденность и убеждения. Чем дальше, тем больше. Треть желающих хоть сейчас идти за новыми большевиками — тревожный сигнал. Путинизм в массах может смениться новым большевизмом. Людей самых разных умонастроений объединяет доминантная черта в русском национальном характере — жажда справедливости. Говоря языком социологов — таков сегодня общественный запрос.

Нет лишь партии и нет лидера, которым верят и которые могли бы возглавить движение. К счастью, еще нет.

Левые настроения соседствуют с разгулом люмпенской агрессии.

Солдаты из Еланского учебного центра Приволжско-Уральского военного округа жестоко избили офицера — лейтенанта Владимира Мечетного. Он сейчас лежит в госпитале — закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, ушиб брюшной полости, отбита почка, сломан зуб, расцарапан глаз, который ему пытались вырвать.

Лейтенант Мечетной дежурил по гарнизону. Пытался задержать пьяного солдата. Тот позвал на помощь дружков. Из казармы выскочили 10-15 военнослужащих, вооруженных дужками от кроватей... Мечетного забили бы до смерти, не подоспей дежурный по части с пистолетом.

ЧП в Еланском гарнизоне — больше, чем ЧП. Оно обозначило некий предел, пропасть, на краю которой находится армия. Офицер для солдата — неприкосновенен. Поднять руку на офицера — уничтожить дух и суть армии. Во многом виноваты сами же офицеры — от ротных командиров до полковых и дивизионных. Одни сознательно закрывают глаза на "дедовщину" — так им легче управляться с остальными солдатами. Другие — скрывают издевательства над молодыми, боясь скандалов, дисциплинарных взысканий. В общем и в целом — попустительствуют, потворствуют.

Отступая от устава и закона, офицеры не возвышают себя над законом, а опускаются до уровня "дедов" с уголовными повадками и уголовной психологией. И солдаты мгновенно понимают: можно, они такие же, как мы!

В последние годы не только офицерский мундир, но даже и священнический сан на Руси не спасает от насилия. Примеры жестоких убийств церковных служителей у всех на памяти. Недавно в селе Петрово Ярославской области неизвестные подожгли дом проректора Ярославской духовной семинарии иеромонаха Серапиона (Митько). Сразу с трех сторон. "Через 10 минут уже полыхала кровля", — рассказывает отец Серапион. К счастью, к нему в тот вечер приехал в гости родственник, они допоздна засиделись за разговором. Поджигатели явно рассчитывали, что хозяин спит. Так что поджог вполне можно приравнивать к покушению на убийство. Деревенские старики говорят, что видели недалеко от дома машину без номеров и троих чужих мужчин в ней. Как только дом загорелся, машина развернулась и уехала. Может, и так, может, и сочиняют. Чужие и незнакомые злодеи — всегда удобное объяснение. Еще предполагают, что это месть иеговистов. Иерей Серапион высказывался и высказывается о них очень резко: "Государство должно положить конец деятельности этой организации и начать проверку их литературы на предмет экстремизма".

В Москве, в районе Бирюлево, неизвестные пытались взорвать церковь Николая Чудотворца. Храм и молящиеся в тот момент пятьдесят прихожан уцелели чудом. Бомба с зарядом из селитры и алюминиевого порошка могла обрушить своды, убить и покалечить многих.

Свидетели показали, что сумку с бомбой внесли двое молодых людей примерно 17-20 лет, одетых в темные спортивные куртки, джинсы и кроссовки.

"Совсем молодые! Они стояли на коленях и молились, — рассказала оперативникам 62-летняя служительница церкви Анна Михалкина. — Потом ушли, а сумку оставили. Я еще подумала: может, там свечи или утварь какая-то. А она вдруг задымилась!"

Анна Михалкина позвала на помощь церковного сторожа Павла Буковского. Они залили сумку водой из чайника и понесли ее на улицу. В дверях храма бомба взорвалась, причинив им незначительные ожоги и порезы рук и лица стеклянными осколками.

Как определили эксперты, уходя, террористы подожгли шнур, своеобразный запал. Он и сработал — взорвался детонатор. Но адская смесь намокла и не взорвалась.

Милиция распространила приметы подозреваемых.

1) Европейской наружности, 17-20 лет, рост 170-175, худощавый, волосы темные, средние. Одет: темная куртка тканевая, короткая, темно-синие джинсы, черные кроссовки.

2) Европейской наружности, 16-20 лет, рост 170-175, худощавого телосложения, волосы темные, короткие. Одет: темная куртка-ветровка, темно-синие джинсы, светлые кроссовки.

До сих пор православных церквей в России не взрывали.

Старшее поколение задается вопросом: есть ли что святое у нынешней молодежи? Или ничего, кроме агрессии?

Ксенофобия — лишь один из каналов, через который агрессия выплескивается наружу. В отсутствие объекта иного обличья злоба и насилие обрушиваются на тех, кто рядом. По Петербургу в последние дни прокатилась волна беспричинных, непонятных нападений. Стая подростков избила трех велосипедистов (ишь, на велосипедах катаются?!), кто-то из проезжающей машины выстрелил в людей на автобусной остановке, на улице забили до полусмерти пожилого мужчину... "Растет пропасть между самыми бедными и богатыми в России, и уже сейчас 70 процентов подростков живут без профессии, без образования и без возможности выплеснуть свою энергию в какую-нибудь позитивную деятельность", — считает петербургский психолог Яков Гилинский.

Однако агрессия — не только болезнь неблагополучных подростков. В Москве на уличном переходе замешкался рассеянный студент, чуть было ни попал под колеса автомобиля. Владелец дорогой иномарки, вполне благополучный мужчина, вышел из нее и несколькими ударами убил юношу. Частный вроде бы случай, но очень уж ярко выявляет он картину чуть ли ни повального безумия.

"Был такой замечательный австрийский психотерапевт — Виктор Франкл. Он прошел через фашистский концлагерь и остался жив, — рассказывает московский психолог Марк Сандомирский. — Так вот, он обнаружил, что в самых чудовищных условиях выживают не те, кто физически крепче, не те, кто хитрее. Шанс выжить выше всего у людей, у которых есть конкретные и важные жизненные цели. Иначе говоря, кому было ради чего выжить — те и выживали чаще. На научном языке это называется так: личный жизненный смысл. Оказывается, что сегодня у нас в стране (и не только у нас) для огромного числа людей этот личный жизненный смысл утерян".

Потеря личного жизненного смысла выливается в депрессию. Субъект может ее осознавать или не осознавать, но она есть. Подавленность заглушается наркотической, алкогольной зависимостью или агрессией. В некотором смысле беспричинную агрессию тоже можно рассматривать как психологическую зависимость — человек жить не может, чтобы не копить злобу и не обрушивать ее на кого-нибудь.

Нo только — на заведомо более слабых (членов семьи, бомжей, гастарбайтеров, на прихожан, смиренно молящихся в церкви). На сильных зло не срывают, боятся. В эту схему не очень укладывается нападение солдат на офицера. Даже если все были пьяны — не укладывается. Ведь на офицера! В пределах части! На помощника дежурного по гарнизону!

Свидетельствует ли вопиющий случай, что даже военная власть перестает быть властью? А люмпены нутром чуют, что сила переходит на их сторону?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки