Что идет в кино

Опубликовано: 16 декабря 2008 г.
Рубрики:

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
A Christmas Tale / Un Conte de Noel

Art houses
Режиссер Арно Деплешен

48-летний французский режиссер и бывший оператор за 17 лет своей работы в кино поставил 8 фильмов. Почти все из них имеют награды и номинации таких крупных фестивалей как Канны и Венеция, призы других европейских фестивалей, престижные французские премии имени режиссера Жана Виго и теоретика Луи Деллюка. В США шла предыдущая картина Деплешена "Короли и королева" (2004).

Режиссер он оригинальный, ни на кого не похожий. Его фильмы могут нравиться или не нравиться, но в них привлекает искренность. Они необычные и временами странные. Однако в них нет претенциозности. Деплешен явно не думает о том, чтобы удивить зрителя чем-нибудь "почуднее". Ему важно сказать то, что он хочет, и так, как он хочет. Если сравнивать его с кем-нибудь, то на ум приходит имя покойного Ингмара Бергмана. Конечно, все сравнения хромают, и это тоже. Великий швед остается несравненным. Но оба питают жгучий интерес к семейным, интимным отношениям людей, через которые проступают проблемы философии жизни. Оба работают со "своими", любимыми и преданными актерами. Имена персонажей переходят из фильма в фильм, образуя собственную "вселенную" режиссера. Обоих привлекает причудливость человеческой натуры, и оба умеют удивить нас ее проявлениями.

Герои фильма — семейство Вюийяр — носит фамилию, которая встречалась в предыдущих картинах Деплешена. Актеры Катрин Денев, Эмманюэль Девос, Матье Амальрик работали с режиссером и раньше. Вюийяры — нормальные французские буржуа. Толстенький приземистый отец (его играет ветеран театра "Комеди франсез" Жан-Поль Русийон) — владелец красильной фабрики, любит свое дело и работает на фабрике сам с помощью племянника Симона. Думаю, что его недаром зовут Авелем, как библейского прилежного и добродушного персонажа. (К счастью, Каин в фильме не появляется). Матери семейства (Денев) не случайно дано имя Юноны — она царственна и прекрасна даже в свои немолодые годы. Ее брак с Авелем поначалу кажется союзом Красавицы и Чудовища, но постепенно мы понимаем, что они сердечно привязаны друг к другу.

Накануне Рождества выясняется, что Юнона больна лейкемией, от которой когда-то погиб ее первенец-сын. Для рискованной операции по пересадке костного мозга (от нее могут умереть как донор, так и получатель) нужно выяснить, с кем из членов семьи у Юноны биологическая совместимость. Под праздник в семью возвращается непутевый сын-алкоголик Анри, которого по настоянию его старшей сестры Элизабет пять лет назад отлучили от семейного очага за безответственные финансовые махинации. Анри и его мать не любят друг друга. Но донорами, как выясняется к концу картины, могут быть лишь он и Поль, юный сын Элизабет, страдающий душевным расстройством.

На фоне празднования Рождества перед нами проходит вереница персонажей, по очереди выдвигающихся на первый план и уходящих в тень. Это ироничная еврейка Фония, подруга Анри. Маленькие близнецы Базиль и Батист, дети младшего сына Юноны. Их мать Сильвия, которая вышла замуж не за того, кого любила. (Ее играет Кьяра Мастроянни, дочь Катрин Денев).

Деплешен использует неожиданные приемы. Семейная трагедия показана через мультипликацию. Персонажи иногда обращаются прямо к зрителям. Время ведет себя прихотливо. Мы воочию видим галлюцинации Поля.

Лично мне Деплешен нравится тем, что он и его герои совершенно лишены сентиментальности и притворства. И вообще, во всем этом есть что-то очень симпатичное.

****


ШКОЛЬНЫЙ МЮЗИКЛ-3: ВЫПУСКНОЙ ГОД
High School Musical 3: the Senior Year

Идет везде
Режиссер Кенни Ортега

Два предыдущих фильма про школьников из Альбукерка (штат Нью-Мексико) были сделаны для телевидения. Этот поднялся до ранга кинофильма. Он входит в десятку кассовых чемпионов (24 ноября был на 7-ом месте), заработав за 5 недель 88 миллионов.

Как ни странно, в нем нет наркотиков, матерщины и секса. Но нет и других необходимых вещей. Например, сюжета. Действие бессвязно и ковыляет кое-как. Хотя это история постановки мюзикла силами школьников, нет настоящей хореографии. Ее заменяет нечто даже не вторичное по своему происхождению, а как бы третичное. Нет запоминающихся актеров. Есть персонажи с внешностью манекенщиков, разложенные по категориям согласно нормам "разнообразия": атлетический Трой (белый), его скромная подруга Габриела (латина), веселый друг Чэд (афроамериканец). Трио характерных персонажей: очкастая музыкантша, белобрысый хореограф, капризная примадонна. (Все белые, поскольку над ними предлагается слегка подсмеиваться). Руководит постановкой карикатурная преподавательница.

Если не знать, чем занимаются в школе, то догадаться трудно. Нет никаких уроков, книг и учителей. Помимо постановки мюзикла, школьники всецело поглощены баскетболом. И разговорами о поступлении в университеты (какой престижнее?), которые так же увлекательны, как обсуждение пенсионного законодательства пенсионерами. Тут, видимо, отражено истинное положение вещей в школьном образовании. В книге психолога из Калифорнии Мэдлайн Левайн "Цена привилегий" по этому поводу написано следующее: "Когда в 60-ые и в начале 70-х годов школьников спрашивали, зачем они поступают в колледж, большинство отвечало: чтобы стать образованным человеком, или — чтобы выработать взгляд на жизнь. Высокие заработки были главной целью лишь для меньшинства. Начиная с 90-х годов, эта цель стала важнейшей для большинства. На второй план отошли и две вышеупомянутые цели, и другие, например: чтобы стать специалистом в своей области, или — чтобы помогать людям справляться с трудностями". За стремлением в университеты "с именем" у персонажей фильма явно стоит стремление побольше зарабатывать, и ничего другого. Если же есть что-то еще, они молчат об этом, как партизаны на допросе.

Это унылое произведение с посредственной музыкой, неинтересными танцами и убогими персонажами навело на меня не просто скуку, а тоску.

*


Я ЛЮБИЛА ТЕБЯ ТАК ДОЛГО
I've Loved You So Long

Режиссер Филипп Клодель

Это душещипательная французская мелодрама, которую можно смотреть благодаря прекрасной игре Кристин Скотт-Томас. "Двуязычная" английская актриса знаменита в Америке благодаря своему участию в усыпанной "Оскарами" картине "Английский пациент" (сама она получила тогда только номинацию на премию).

Здесь она играет Джульетту, выпущенную из тюрьмы после 15-летнего заключения и поселяющуюся в Париже у своей младшей сестры Леи. Сестра ее очень любит, и вообще она добрая женщина. Как полагается в нынешних фильмах, о ее доброте свидетельствует ее приверженность мультикультурализму. Теперь это как бы свидетельство о добропорядочности, выдаваемое экранным персонажам. Лея с мужем удочерили двух сестричек из Вьетнама, и их ближайшие друзья — арабский врач с семьей. Джульетта тоже хорошая женщина, но сдержанная и загадочная. Примерно треть фильма мы ждем, чтобы узнать, какое ужасное преступление она совершила. Затем — почему она его совершила. И, наконец, окончательно удостоверяемся, что она достойна нашего сочувствия и симпатии. Фильм пользуется большим зрительским успехом.

****


ТРУЩОБНЫЙ ПЕС — МИЛЛИОНЕР
Slumdog Millionaire

Art houses
Режиссер Дэнни Бойл

Вообще-то, такая картина должна бы идти не в "кинотеатрах искусства", а в коммерческих мультиплексах для массового зрителя. Потому что это самая что ни на есть чувствительная народная мелодрама, сделанная хотя и британским режиссером, но снятая в Индии и впитавшая богатый опыт неисчислимых индийских мелодрам. Мы с вами знаем в них толк, потому что эпоха усиленной дружбы СССР с Индией была отмечена не только тайной продажей оружия, строительством Бхилаи и заклинаниями "Хинди-руси — бхай-бхай", но и выпуском на наши экраны незабываемого "Бродяги" и множества его подобий. Так что на вас повеет чем-то знакомым.

Этот фильм — экранизация индийского романа, и англичанин Бойл работал на пару с индийским сорежиссером. Сюжет состоит в том, что юный сирота Джамал, житель трущоб, чудом становится участником известной во всем мире телевикторины "Кто хочет стать миллионером". И правильно отвечает на все вопросы. Но в конце первого дня по навету врага его волокут в полицию, обвиняют в мошенничестве, бьют и пытают. Джамал объясняет полицейским, откуда он знает ответы. Каждый из них связан с событием его жизни. Таким образом, мы постепенно знакомимся с историей этого "трущобного пса" и его непутевого брата Салима. Как положено, пройдя через испытания, в финале бедняга Джамал вознагражден и торжествует.

Сюжет совершенно неправдоподобен, но большое впечатление производит кошмарный и вполне реальный образ третьего мира, возникающий в картине, с его невообразимой нищетой, грязью и жестокостью. Вероятно, этим мы обязаны Дэнни Бойлу, для стиля которого характерно сочетание фантазии с правдоподобием. Картина снята и смонтирована в манере, напоминающей экспрессионизм — рваный ритм, причудливые точки съемки, игра света и тени. Может быть, поэтому фильм выпустили в США 16 ноября всего на 10 экранов, а неделю спустя он шел на 32 экранах. Сочли, что для массового зрителя его эстетика слишком сложная?

Но на картину все-таки истратили 15 миллионов, которые надо возвращать, и я думаю, что прокат ее будет расширяться.

Из исполнителей, которые все вполне хороши, на меня произвел особое впечатление актер, играющий ведущего викторины. Выяснилось, что его зовут Анил Капур. Ему 49 лет, он сын продюсера Суриндера. А двоюродный брат Суриндера — это Притхвирадж, отец Раджа Капура.

Бойл снимал фильм в ныне так ужасно пострадавшем Мумбае, бывшем Бомбее. Там сосредоточена индийская киноиндустрия, которую называют Болливудом (то есть, бомбейским Голливудом). Своего героя Джамала он почему-то сделал не индусом, а мусульманином, хотя мусульман там всего 13 процентов. Возможно, дело в политкорректности. Мать Джамала погибает от рук погромщиков. А мусульман современный английский режиссер вряд ли станет изображать насильниками, чтобы не получилось исламофобии. Только жертвами. А может быть, так было написано в романе.

Музыки в фильме много. Песен и танцев, правда, нет, но на заключительных титрах актеры дружной толпой пускаются в пляс, так что чистота жанра все-таки соблюдена.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки