Что идет в кино

Опубликовано: 16 января 2009 г.
Рубрики:

СОМНЕНИЕ
Doubt

В некоторых кинотеатрах
Сценарист и режиссер Джон Патрик Шэнли

Меня этот фильм просто потряс.

Шэнли (известный драматург и лауреат "Оскара" 1988 года за сценарий фильма Moonstruck) написал в 2005 году пьесу "Сомнение", имевшую большой успех у зрителей, награжденную премиями Пулитцера и "Тони". Три года спустя 58-летний автор сделал из пьесы киносценарий и сам его поставил.

Действие происходит в 1964 году в Бронксе, районе Нью-Йорка, населенном католиками-ирландцами и итальянцами. Ирландец Шэнли, сын телефонистки и рабочего, сам здесь вырос, и это очень чувствуется в фильме. Атмосфера действия точна и правдоподобна. При церкви Св. Николая есть школа, где преподают монахини. Приходский священник отец Флинн (Филип Сеймур Хоффман) — умный и человечный наставник. В начале фильма он читает проповедь о том, что сомнение столь же достойно уважения, как и вера. О том, что времена меняются, свидетельствует не только эта смелая проповедь, но и то, что в школе учится 12-летний чернокожий мальчик Дональд Миллер — первый принятый в нее афроамериканец.

У юной наивной монахини сестры Джеймс (Эми Эдамс) возникают подозрения по поводу отношений между священником и Дональдом. Сестра Алоизиус, директриса школы, начинает собственное расследование.

Суровую директрису играет Мерил Стрип. Все ее очень хвалят. Мне показалось, что она слишком переигрывает. Но, значит, так хотел режиссер. Шэнли вообще слегка пережимает в режиссуре, заставляя погоду — раскаты грома, холодный дождь, ветер — и каркающих ворон подчеркивать ударные моменты. Но, по-моему, эти "излишества" следует ему простить за то, как блестяще написан сценарий.

Сестра Алоизиус бросается в борьбу с подозрительным пастырем. Он не сдается, и директриса вызывает к себе мать Дональда. Естественно, она рассчитывает найти в ней союзницу в этой борьбе. И не находит! Усталая чернокожая уборщица, которую превосходно играет Виола Дэвис (все хором прочат ей "Оскара"), знает, что сын-то у нее не такой, как все. Отец его нещадно бьет, сверстники не любят. А мать любит и жалеет. Так уж если нашелся человек, который относится к нему с теплотой, то, может, оно и к лучшему. А в конце учебного года Дональду все равно переходить в другую школу...

Честное слово, это уже где-то рядом с Достоевским.

Диалог сделан виртуозно. Все говорят не прямо, а "около", не называя ничего своими именами. Напряжение не отпускает зрителей ни на секунду. Под внешне спокойными разговорами бьется натянутый нерв битвы. Ты не только втянут в действие эмоционально, но тебя побуждают к размышлению. Однозначного ответа на поставленные в фильме вопросы нет, хотя понятно, на чьей стороне автор.

Мне так надоели фильмы вроде "Горбатой горы" и "Милка", где нас назойливо уговаривают, что однополая любовь — это хорошо, что я не хотела идти на "Сомнение". Да и поношения в адрес католической церкви за растление детей тоже как-то приелись. Но "Сомнение" стоит на много голов выше этих и подобных им картин. Это тонкий, умный, грустный (а местами и смешной) фильм про то, что происходит у людей в душе — а не в других местах.

*****


ГОВОРЯЩИЙ "ДА"
Yes Man

Идет везде
Режиссер Пейтон Рид

Джим Кэрри — хороший актер, но, видимо, ни он, ни его агент не умеют сказать "нет" ужасному сценарию. Конечно, комедийных сценариев всегда не хватает, но все-таки должен быть хоть какой-то контроль над качеством! В новой комедии герой Кэрри по имени Карл — одинокий неудачник. Его бросила жена, в банке, где он служит, не дают повышения. Почему этот приятный человек неудачник — непонятно. Какой-то псих, старый знакомый Карла, агитирует его пойти на сборище адептов движения "Да". В зале собрана толпа вопящих идиотов, которых жулик-проповедник уговаривает говорить "Да" всему на свете. Подразумевается, что это их раскрепостит, они станут более открыты жизни и прочее. После того, как проповедник дает Карлу микрофоном по черепу, тот примыкает к движению. Для начала раскрепощенный герой соглашается на просьбу бомжа отвезти его в пустынный парк и отдать ему всю свою наличность. В ответ на эти правильные действия Карла, в его жизни тут же возникает прелестная девица на скутере, и завязывается любовь.

Дальше следует череда "комических" эпизодов, кое-как нанизанных на этот сюжет. Карл соглашается на все. Начинает учиться летать на самолете, берет уроки корейского языка. У себя в банке дает займы всем, кто ни попросит, и за это его повышают. (Это смотрится сегодня особенно мило на фоне финансового краха, вызванного как раз безответственной раздачей займов). Некоторые из эпизодов фильма страшны. Например, когда румяная седенькая старушка-соседка просит Карла прибить полки, а расплатиться предлагает "сексуальным облегчением". Я все думала, что это глупая шутка, которая повернется остроумно. Но нет — старуха вынимает искусственную челюсть и — прошу прощения — делает Карлу минет. И не буду я употреблять "деликатное" выражение "оральный секс", потому что со мной не церемонятся хамы-сценаристы Никлас Столлер и Джаррад Пол, заставляющие меня на это смотреть.

В ужасе от этой сцены и Боб Валишевски, директор организации Focus on the Family ("Внимание семье"). Через газету "Лос Анджелес таймс" он призывает опомниться Ассоциацию Кино Америки, дающую категории (rating) кинофильмам. Ассоциация решила, что этот фильм можно смотреть всем, кто старше 13 лет. Валишевский пишет, что такие развлечения отнюдь не безвредны для подростков. Фактически, они их развращают. Конечно, призыв Валишевски останется гласом вопиющего в пустыне — ведь Голливуд категорически отказывается признать, что кино нередко служит образцом для подражания.

Не забывают авторы фильма лягнуть и борьбу с терроризмом (которую многие в Голливуде считают ненужной и вредной). Суровые фэбээровцы арестуют Карла как террориста за то, что он учился летать и за корейский язык (связи с Северной Кореей). А вот образцы устного (орального) юмора сценаристов: проповедник упрекает Карла, что у того "не хватает энтузиазма на мастурбацию". Или Карл шутит, произнося предложение "Я еду в Рио" (I'm gonna Rio) которое звучит как "Я — гонорея". А уж если сбежавший из больницы Карл в халате едет на мотоцикле, то будьте уверены, что вам покажут его голую задницу.

На мой взгляд, это досадная неудача одаренного актера, согласившегося на бессмысленный и низкопробный сценарий.

*


ВОЛЬТ
Bolt

Идет везде
Режиссеры Байрон Хауард, Крис Уильямс

Праздник души, именины сердца, 96 минут незамутненной радости — вот чем оказался для меня этот мультипликационный фильм.

Как мне сказали, в России он идет под названием "Вольт" — удачный перевод собачьего имени "Болт". Как мы знаем, по-английски этот самый "болт" может означать "удар молнии", так что замена правильная.

Дэн Фогельсон, сценарист хорошего мультфильма "Машины" (Cars), придумал оригинальный ход. Девочку Пенни и ее любимого щенка Вольта приглашают сниматься в телевизионной серии. Они изображают супергероев. Крошка Вольт летает, легко разгибает толстенные железные прутья, останавливает телом автомобили, сметает своим рыком врагов с лица земли и творит прочие чудеса, оберегая Пенни от злодеев. Но случается так, что он, потерявшись, оказывается в реальном мире. Начинаются его замечательно сделанные приключения в компании с противной кошкой Варежкой и хомяком Носорогом. Вольт долго не может понять, что на самом деле у него нет никаких волшебных сил, что все его подвиги совершали за него мастера спецэффектов. Художники сработали потрясающе. И сам Вольт, и другие звери, и голуби в разных городах (имеющие очень разные характеры в зависимости от места обитания), и телевизионщики, и бездушный агент Пенни (по-моему, похожий на Дэвида Леттермана) — все просто уморительны. Диалоги замечательно смешные. Сюжет умный и трогательный. И он отнюдь не только для детей!

Зрители на интернете хором поют хвалу. Пишут, что наконец-то студия "Дисней" восстановила свою репутацию. Хвалят за чистоту (никакие сексы, похабщина и насилия и рядом не лежали), за остроумие, за благородство мысли. Когда я выходила из кинозала после просмотра, латинская мама с тремя детьми в восхищении воскликнула: "Вот это фильм!" С этим невозможно не согласиться.

*****


ДЕНЬ, КОГДА ЗЕМЛЯ ЗАМЕРЛА
The Day the Earth Stood Still

Идет везде
Режиссер Скотт Дерриксон

В 1951 году Роберт Уайз поставил фильм под этим названием. 37-летний Уайз уже был известен как монтажер великой картины Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" (1940) и как режиссер нескольких удачных фильмов. Позднее, в 60-е годы, он снимет знаменитые ленты "Вест-Сайдская история" и "Звуки музыки".

"День" снимался в самый разгар "холодной войны". Это фантастическая притча про то, как на Землю прилетел инопланетянин Клаату в человеческом облике и в сопровождении могучего боевого робота Горта. Он прислан сказать землянам, что их глупые ссоры и свары грозят всей вселенной. Люди должны прекратить вражду, иначе к ним будут приняты меры. Чтобы показать, какие именно, Клаату на полчаса отключает электричество на всей планете (отсюда название фильма). Замирают поезда, автомобили, не работают телефоны и все прочее.

Клаату успел сдружиться с молодой вдовой миссис Бенсон и ее сынишкой Бобби. Мальчик показывает ему Арлингтонское кладбище, где похоронен его погибший на войне отец, и памятник Линкольну. Кроме того, Клаату встречается со знаменитым ученым-физиком, и тот собирает других ученых послушать обращение чужеземца. После нескольких незатейливых приключений Клаату, продемонстрировав свою мощь и предупредив людей, мирно улетает.

Это наивное и добродушное произведение вполне разумно, и для своего времени сделано хорошо. Фильм черно-белый. Клаату прилетает на тарелке. Робот Горт — этакая алюминиевая кукла — не слишком большой и не очень страшный. Клаату безукоризненно говорит по-английски. Лицом похож на средневекового монаха — худой, запавшие глаза — но тоже не страшный. Миссис Бенсон — секретарша, носит расклешенные юбки и белые перчатки.

Фильм пользовался большим успехом. Уайзу удалось погрузить фантастический сюжет в реальную обстановку, от чего он выиграл. Фраза "Клаату барад никто" — команда, при помощи которой инопланетянин управляет роботом — на много лет стала культовой.

В современном варианте фильм изуродован, огрублен и оглуплен.

Почему-то он начинается в горах Каракорум в 1928 году, где мы видим бородатого альпиниста, борющегося с метелью, и узнаем в нем Кеану Ривза. Появляется большой ледяной шар, по которому он ударяет ледорубом. Затем действие прыгает на 80 лет вперед. Миссис Бенсон теперь не секретарша (как можно!), а профессор биологии. Есть у нее и сынишка, только он чернокожий (это пасынок, остался от погибшего мужа-военного), и довольно хамоватый. Прогресс, как видим, все это время бодро шел вперед. Чем занимался 80 лет Ривз, неизвестно, но он спускается в Вашингтоне с неба в полупрозрачном шаре, и гадкие войска немедленно сражают его пулей. В отличие от фильма Уайза, все происходит темной ночью, военная мощь государства показана во всем своем безобразии, лучи мечутся, собаки лают, курки щелкают и так далее. (В первом варианте в него тоже стрелял испуганный молодой солдат, когда Клаату вынимал что-то вроде оружия). Профессора Бенсон привозят на место действия страшные, мрачные фэбээровцы в страшных черных машинах, ничего не объясняя и наплевав на то, что ей не с кем оставить ребенка. (Правда, до этого ребенок был дома один и взахлеб играл в видеоигры, нисколько от этого не пострадав). Сочувствие профессорше выражает только один из привезенных туда же ученых — бородатый человек по имени, как вы догадываетесь, Юсуф. Клаату, который уже побрился, собираются допрашивать и пытать. Хорошо, что профессор Бенсон его выручает.

На сей раз Клаату приехал с другой миссией. Ему не нравится, что люди плохо обращаются со своей планетой. Они на ней вроде заразы, которую нужно изничтожить. Никакого электричества он не отключает, а прямо насылает на людей хищных железных мух, которые всех и все сгрызают, превращая в пыль. Только человечность профессорши и ее пасынка, плачущего на папиной могиле, заставляют пришельца остановиться. Поубивав и поразрушав кого мог, он гордо удаляется в своем шаре.

Бессвязность и идиотизм сюжета заставили меня совершенно серьезно заподозрить, что сценарий писали, подкрепляясь наркотиками. Правильно заметил критик Роджер Иберт, что идея фильма — надо голосовать за Эла Гора. На сей раз мое мнение не слишком отличается от остальных. На сайте "Гнилые помидоры" из 153 критических рецензий на фильм 123 (это 80 процентов) — ругательные.

****


МАЛЬЧИК В ПОЛОСАТОЙ ПИЖАМЕ
The Boy in the Striped Pajamas

Art houses
Режиссер Марк Герман

Этот английский фильм — экранизация романа 37-летнего ирландца Джона Бойна. Действие происходит в Германии во время Второй мировой войны. Восьмилетний Бруно, сын офицера, огорчен, что отца переводят служить в сельскую глушь, и мальчику приходится расстаться с друзьями. Бруно не понимает, что его отец — комендант концлагеря, и думает, что за колючей проволокой находится ферма. Но вскоре он знакомится с одним из обитателей "фермы" — своим ровесником по имени Шмуль, одетым в "полосатую пижаму".

Тут я вынуждена остановиться, чтобы не нарушить эффекта от неожиданного поворота событий в финале.

История, рассказанная в фильме, невероятна и невозможна. Но это тот случай, когда вымысел искусно использован, чтобы потрясти зрителей страшной правдой. Во всех зрительских откликах на интернете говорится именно о потрясении, о слезах, о долгом молчании зала после окончания картины. На этом фильме следовало бы показывать сегодняшней молодежи, что такое Холокост.

****


ВАЛЬКИРИЯ
Valkyrie

Идет везде
Режиссер Брайан Зингер

Это история неудачного покушения на Гитлера, когда летом 1944 года полковник немецкого рейха Клаус фон Штауффенберг пронес взрывчатку на совещание в "Волчьем Логове" фюрера. Взрыв был, но Гитлер остался жив. Штауффенберг и другие заговорщики были казнены. Сейчас их чтут как героев Сопротивления.

Немецкое министерство обороны и сын Штауффенберга не ожидали от американского фильма ничего хорошего по странной причине — потому, что героя должен был играть Том Круз, принадлежащий к сайентологам. Сайентологию многие в Германии считают вредным культом. Но постепенно страсти улеглись, заинтересованные лица убедились, что Круз (в профиль очень похожий на своего героя) относится к роли вполне серьезно. Министерство разрешило американцам снимать в подлинных местах действия, а внук полковника даже помогал съемочной группе.

Фильм получился не шедевром, но весьма достойным произведением, где скрупулезно воссозданы подробности заговора. "Валькирией", оказывается, назывался гитлеровский план мобилизации резервной армии на случай беспорядков. Заговорщикам удалось переделать его в своих интересах, чтобы после убийства Гитлера захватить власть при помощи этой армии.

Мне было интересно увидеть, что круг заговорщиков был довольно широк — несколько десятков человек, — и что никто из них не донес! Я также не знала, что Штауффенберг, оставивший портфель с взрывчаткой в зале совещания и видевший взрыв, был твердо уверен, что Гитлер убит. Поэтому конспираторы развернули свой план, мобилизовали резервную армию, начали арестовывать эсэсовцев, а Геббельс уже был готов отравиться, прежде чем Кейтель сообщил из "Волчьего Логова", что фюрер жив.

Словом, всем, кто интересуется историей, этот фильм можно уверенно рекомендовать.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки