Если за границей у лидеров латиноамериканских, европейских и многих других стран популярность президента Обамы растёт, то дома он подвергается всё более жёсткой критике со стороны республиканцев.
Политические комментаторы отмечают, что Барак Обама отправился на саммит Организации Американских государств с миссией доброй воли и, вернувшись, провозгласил, что добился прогресса в отношениях с противниками США. Он первым протянул руку Кубе и в качестве ответного жеста ждёт освобождения политзаключённых. Он первым протянул руку Чавесу и теперь ждёт от него отказа от авторитарных методов правления. Он предложил отказаться от старой идеологии и начать новые отношения с нуля.
На всеамериканском саммите и саммите двадцатки вырисовался стиль дипломатии Обамы, суть которого — не пугать, а выслушивать. Президент считает, что страны с большей готовностью пойдут на сотрудничество с Вашингтоном, когда люди увидят в США друга, а не врага. Вот чего хочет Обама. Критики президента считают такой подход политически наивным. Бывший Спикер Конгресса Ньют Гингрич высказал мнение о том, что демонстрация сердечности во время встречи Обамы с Чавесом может быть превратно истолкована противниками США как согласие с авторитарными методами венесуэльского президента. Гингрич в интервью телекомпании NBC заметил, что Куба не освободила пока из тюрьмы ни одного политзаключённого, а США уже готовы на уступки.
Вот что думает по этому поводу Джеймс Филлипс, сотрудник Института международных исследований при вашингтонском Фонде "Наследие":
— Очень важно проявлять твёрдость в отношениях с противником, хотя при этом можно быть с ним в контакте и вести переговоры. К сожалению, создаётся впечатление, что президент Обама просит прощения за вещи, за которые не следовало бы извиняться. Это, в частности, относится к Ирану. Мне кажется, что он не хочет вникать в природу режима, с которым нам приходится иметь дело. Обама сказал: "Мы протянем вам руку, как только вы разожмёте кулак". Но иранский режим не хочет разжимать кулак, потому что таким образом режим держит под контролем свой народ. Поэтому, если Обама опять начнёт торг с Тегераном, то мы дадим им время для создания ядерного оружия. Это будут бесконечные переговоры об условиях новых переговоров, но таким образом ничего не будет достигнуто. В этом риск дипломатии Обамы. То же самое — в подходе к Северной Корее, где один из худших на планете режимов правления. Предоставляя северокорейской диктатуре время и свободу действий, мир совершает большую ошибку, ибо позволяет угнетать народ этой страны. Дружественные жесты Белого Дома в сторону Кастро, Чавеса и других диктаторов могут сделать личность президента Обамы более популярной, но я сомневаюсь, что это в национальных интересах США.
На критику со стороны республиканцев Барак Обама ответил: "Вряд ли обмен рукопожатиями и вежливая беседа с господином Чавесом ставят под угрозу стратегические интересы Америки".
Добавить комментарий