Реформа на три буквы Старое поломали — новое не построили. Зато все были при деле

Опубликовано: 1 июня 2009 г.
Рубрики:

Родители нескольких московских школьников подали в Верховный суд России иск, требуя отменить приказ министра образования о том, что все школьники в 2009 году должны аттестовываться исключительно по результатам ЕГЭ — Единого государственного экзамена. В приказе дается ссылка на "государственные стандарты общего среднего образования". Но их, стандартов, в природе не существует: старые отменены, а новые много лет находятся в стадии разработки. Учтем, что ЕГЭ стал законом, он принят Государственной думой и подписан президентом. А закон не может основываться на документе, которого нет. Это подлог в масштабах страны. Таким образом, формально родители правы. Однако, если удовлетворить их иск, за две недели до начала выпускных экзаменов в школах рухнет вся система многолетней подготовки к ним. В иске им отказали. Родители, при поддержке общественности, готовят жалобу в Европейский суд по правам человека. А там разбирательство долгое. Пока же Верховный суд спас министерство образования и предотвратил всеобщую сумятицу в школах. Впрочем, и спасение, и предотвращение весьма условные.

Образование, здравоохранение и полицию реформировать категорически запрещается — их можно только улучшать, так издавна считалось.

Но в России, стране чиновничества, самый неукротимый зуд — зуд чиновного реформаторства, мелкого, бесполезного, бессмысленного для дела.

Добрались и до школы — общеобразовательной и высшей. Восемь лет назад в стране появилась чудн?я аббревиатура — ЕГЭ, единый государственный экзамен. Система сложная — выполняются тестовые задания по контрольно-измерительным материалам. Оценки-баллы выставляет компьютер.

Самое главное — ЕГЭ является выпускным экзаменом из школы и одновременно вступительным экзаменом в институты. Школьник может заочно подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ — по почте или через интернет, не приезжая в город. При этом он волен подать документы в несколько институтов сразу и ждать результатов дома.

Даже представить такое невозможно — приемные экзамены в институтах отменяются. Теперь их не будет. Уходит в безвозвратное прошлое целый пласт жизни, объединяющий в воспоминаниях людей всех поколений.

Восемь лет страна спорила, обсуждала.

Главный аргумент противников — ЕГЭ поощряет зубрежку, а не творчество, развитие самостоятельного мышления.

"Для таких предметов, как история или литература, ЕГЭ неприемлем в принципе, — утверждает декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов. — Университетское образование предполагает умение работать с материалом, сопоставлять факты, анализировать информацию. ЕГЭ ведет не к пониманию исторических закономерностей, а к верхоглядству. В итоге канва непрерывного хода истории рвется, а с ней и связь между отдельными компонентами исторического процесса. У школьников исчезает главное — понимание. Вузы лишились возможности проверить общий культурный уровень абитуриентов. И ох как не вовремя! В последнее время школьники практически разучились выражать свои мысли... Литература же и вовсе оказалась на обочине: ее исторического контекста школьники не знают. Решающим критерием для поступления в вузы Единый госэкзамен быть не должен. Нужен живой диалог — либо через традиционные приемные экзамены, в чем я лично не вижу ничего плохого, либо через олимпиады".

Главный аргумент сторонников... угадайте с трех раз.

Взятка, конечно же, взятка, господа! ЕГЭ отсекает произвол и коррупцию при поступлении в институты. "Ее при поступлении по ЕГЭ быть не может", — заверил недавно министр образования Андрей Фурсенко.

При нынешних нравах, когда расценки вывешиваются на сайтах, когда вокруг каждого института во время вступительных экзаменов роится клубок подпольных жучков-агентов, вроде бы, безусловно, есть резон в этом самом ЕГЭ. Допустим, приезжает парень из деревни в большой город — кто он и что он там? Никто, ничто и звать никак. Потолкавшись день возле института, послушав разговоры, сразу понимает: этот конкурс на деньги ему, новому ломоносову, при его семи пядях во лбу, не выдержать.

Однако высшая школа — главная противница ЕГЭ — считает, что как раз новая система-то и загубит народных ломоносовых. Во-первых, при тестировании еще в школе яркие таланты получат одинаковые усредненные оценки наряду с зубрилами. Во-вторых, раньше на вступительных экзаменах, вживую, вузовские преподаватели определяли талантливых, выставляли им высшие баллы, говорили другим: вот, появился самородок из холмогор, будьте к нему внимательней. А по бумажкам-тестам все кошки серы. (Обывательской массе не верится, что есть еще такие преподаватели и такие институты. Иногда кажется, что чистоган вкупе с равнодушием выжег там все. Но если институтские профессора так говорят, значит есть.)

Как часто бывает в таких случаях — все правы.


Но некоторые доказывают, что и против взятки ЕГЭ — не панацея. А даже наоборот.

"При ЕГЭ коррупция в сфере образования вырастет как минимум в 10 раз, — высчитал президент Фонда образования Сергей Комков. — Репетиторство и раньше считали элементом коррупции, а сейчас оно расцвело буйным цветом — в школах сами учителя вывешивают объявление о подготовке к ЕГЭ за деньги. Появилась индустрия изготовления тестовых заданий и ответов на них, которые продаются в огромном количестве миллионными тиражами... В школах заставляют учеников покупать эти пособия — но никто не гарантирует, что эти задания будут фигурировать на ЕГЭ, никто не гарантирует правильность ответов".

А уж при зачислении в институты может начаться и вовсе вакханалия. Когда в одну приемную комиссию придет несколько сотен сертификатов с одинаковым количеством баллов, вершители абитуриентских судеб окажутся в тупике: кого выбрать? Или наоборот — перед очень богатым (в денежном смысле) спектром возможностей.

"И здесь будут работать серьезные коррупционные механизмы, — считает Сергей Комков. — Начнут выходить на связь с родителями абитуриентов, убеждать их, что лучше заплатить деньги за 100-процентное поступление. Тут уже начнется другой конкурс — кто больше заплатит".

А затем ЕГЭ получил удар с тыла — от своего отца-создателя.

"Процедуры итоговой аттестации и отбора поступающих в вузы принципиально несовместимы, — заявил бывший директор Федерального центра тестирования Владимир Хлебников. — Нельзя в принципе создать тест, одновременно пригодный и для всех школьных выпускников, и для отбора самых подготовленных в институты. Вот и наш "тянитолкай" нежизнеспособен...".

Иными словами, тесты более или менее годны для школы, чтобы выпустить из ее стен общую усредненную массу. Отбор лучших в институты требует другого подхода. Или других тестов?

"Есть еще проблема информационной безопасности, — добавляет Хлебников. — Несанкционированное вмешательство в любой технологический элемент ЕГЭ может исказить результаты не только одного испытуемого, но и целых групп. Выпускники могут заведомо несправедливо получить высокие тестовые баллы... Наконец, слишком высока величина погрешности. Для середняков с 40-60 баллами, по расчетам Федерального центра тестирования, она составляет ±3 балла. А при более низких и более высоких оценках еще выше: 5-10 тестовых баллов для 90 баллов. Беда практически неустранима: как говорят математики, это погрешность метода. А ведь у нас по этим систематическим неточностям принимают в вуз!"

Тут надо отметить, что господин Хлебников — бывший директор Федерального центра тестирования. Он уволен и привлекается к уголовной ответственности по подозрению в злоупотреблении служебным положением — заключал договоры по разработке тестов к ЕГЭ с фирмой, учрежденной его женой и дочерью.


С нового, 2009 года, ЕГЭ перестал быть экспериментом и стал законом. И на этом прения закончились. Должны закончиться.

Не тут-то было. Вдруг против ЕГЭ стали выступать не общественники, учителя, ученые (им позволено, они даже коллективное заявление в Генеральную прокуратуру и в суд подали), а сами же представители государства, которое и ввело ЕГЭ в закон. Причем, в роли унтер-офицерских вдов выступили лица высшего ранга. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов на заседании комиссии по введению ЕГЭ заявил: "Это может привести к негативным последствиям для всей системы российского образования, а самое главное — для всего нашего общества, для экономического развития страны... Убежден, рано или поздно... ЕГЭ в его нынешнем виде будет отменен".

На годовом собрании Совета ректоров московских и подмосковных вузов мэр Москвы Юрий Лужков призвал: "Вы должны высказаться против этого дурацкого стандарта, который не работает. Может быть, нужно отменить ЕГЭ и вернуться к той системе, которая худо-бедно давала стране неплохих специалистов? Отработка зарубежных грантов — от американцев, от Сороса — вот что такое ЕГЭ!".

Его поддержал главный ректор страны, глава МГУ Виктор Садовничий: "Я был и остаюсь категорическим противником ЕГЭ... Это не что иное, как очередная таблица умножения. Переучим школу под этот ЕГЭ, а потом уже не догоним. Сейчас счет 1:1. Кое-кто "забил" в законодательные документы ЕГЭ, а мне удалось "забить" олимпиады. 120 олимпиад в России по поиску талантливых ребят — это, безусловно, некоторый выход, чтобы обойти все эти случайности при ЕГЭ. Но это ничья при плохой игре".

Ректор Садовничий имел в виду, что победители олимпиад, как исключение, будут иметь льготы при поступлении в институты.

Значит, одно исключение уже есть. И немалое — до 15 процентов общего числа поступающих в вузы.

А затем и главный проводник ЕГЭ — само министерство образования — пошло на попятный, стало освобождать от ЕГЭ вузы и абитуриентов большими списками и категориями. Перечислять их — только голову читателям забивать.

Важно одно — не успели ввести реформу в закон, как тут же сами же от нее наполовину отказались.

Восемь лет обсуждений, мозгового штурма, усилий упорных умов российского чиновничества — псу под хвост.

Старое поломали — новое не построили.

Зато все были при деле.

И, наконец, цитата в довершение театра нелепостей.

"Может, я больше всех ненавижу реформу, — признался недавно министр образования Андрей Фурсенко. — Просто есть жесткие внешние требования...".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки