В американской прессе материалы о зарубежной поездке президента США помещены в под заголовками "Обама в своём обращении к мусульманам критикует экстремизм", "Аналитики разошлись в оценке подхода Обамы "пряник без кнута" по отношению к Ирану", "По каирской речи президента Обамы можно судить о новой внешнеполитической доктрине США".
Главными темами обсуждений и выступлений президента Обамы на Ближнем Востоке и в Европе были отношения США с мусульманским миром, палестино-израильский конфликт, проблема Ирана, афганская проблема и борьба с терроризмом, задачи НАТО, глобальный финансовый кризис...
Выступления и встречи Обамы в Египте и в Германии широко комментируются американскими экспертами.
Вашингтонский политолог Джонатан Шанзер даёт высокую оценку ораторским способностям Барака Обамы, но считает, что президент США не выдвинул ни одного нового, конкретного предложения ни по одному из вопросов.
— Я думаю, что отношение президента к Холокосту последовательно. Это он показал и в своей каирской речи, и затем в Германии, когда посетил Бухенвальд. Он в своих выступлениях не раз осуждал отрицание геноцида евреев во время Второй мировой войны. Но отношение президента Обамы к Израилю разочаровывает. Говоря, что он остаётся другом Израиля, президент сравнил израильтян с рабовладельцами американского юга. Это показывает несколько странное понимание нынешним президентом США истории Израиля и еврейского народа.
— Удалось ли, в таком случае, президенту Обаме улучшить имидж Америки в глазах мусульман?
— Обе стороны не удовлетворены выступлениями американского президента. И мусульмане, и израильтяне ожидали от президента более широкой поддержки каждой из сторон. Правозащитники ожидали осуждения авторитарных режимов. В целом создалось впечатление, что Обама всё ещё продолжает свою избирательную кампанию, что продолжает бороться за пост президента, уже будучи президентом. Будто он накапливает очки личной популярности. Но в его политических речах нет собственно политической доктрины, не указаны шаги, которые его администрация намерена предпринять для решения тех или иных проблем. Он говорил лишь в общем об американо-мусульманских отношениях, об арабо-израильском конфликте, об Афганистане и Ираке. А что он планирует делать — не ясно. Поэтому трудно говорить о том, чего сумел достичь президент своей поездкой на Ближний восток и в Европу. Да, он ещё раз произвёл хорошее впечатление, он говорил правильные слова, адресуясь к той или иной аудитории, но не сказал о мерах, которые поведут нас в правильном направлении.
Другой американский политолог Илан Берман из вашингтонского Совета по американской внешней политике, считает, что президент Обама воспользовался своим посещением Дрездена, где во время Второй мировой войны союзники по антигерманской коалиции действовали особенно слаженно, чтобы ещё раз призвать к слаженности действий союзников по НАТО в Афганистане. Что же касается задачи улучшить образ США в глазах мусульман, политолог сказал:
— Я полагаю, Обама начал движение в этом направлении. Хотя контуры его внешней политики мало чем отличаются от курса администрации Буша. Мы наращиваем военную силу в Афганистане. Наш контингент всё ещё остаётся в Ираке. Мы расширяем наши операции в Пакистане. У Обамы иной тон обращения к исламскому миру, более примирительный. Но по сути перемены не столь драматические, как говорит о них сам президент Обама. Он в своих выступлениях продемонстрировал мусульманскому миру готовность продолжать борьбу с международным терроризмом. Хотя фразеология теперь иная и отсутствует выражение "война с терроризмом". Не было никаких сенсаций в подходе Обамы к проблеме палестино-израильского конфликта. Президент выступает за более активную дипломатию в урегулировании арабо-израильских отношений и намерен участвовать в этом процессе. Много внимания уделяется заявлению Обамы о праве Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях. Я не считаю, что это радикально новый подход к иранской проблеме, потому что Иран подписал договор о нераспространении ядерного оружия. Это означает, что международное сообщество, в том числе США, давно признали право Ирана стать членом ядерного клуба. К сожалению, президент Обама не сказал, что проблема не в самой ядерной программе, а в иранском режиме, в руках которого может оказаться ядерное оружие. Не может быть доверия режиму, связанному с террористическими организациями. Вот что делает ядерные устремления Ирана столь опасными.
— Согласны ли вы с мнением, что в Каире американский президент обрисовал свою внешнеполитическую доктрину?
— Я бы не сказал, что президент Обама в своей каирской речи чётко определил принципиально новую внешнеполитическую стратегию США. Например, не ясно, как Барак Обама сможет строить новые отношения с авторитарными странами, в которых нарушаются права человека и попираются основы демократии? Президент Обама, как до него президент Буш, призывает к прекращению преследований людей за их убеждения, призывает к равноправию женщин... Он говорит, что нет понятия "Американская свобода". Это понятие универсальное. То же самое говорил и Джордж Буш. Объективности ради следует признать элементы преемственности во внешнеполитических взглядах Барака Обамы. По сути Обама дал понять Мубараку и другим руководителям исламских стран, что смена президента в Вашингтоне не означает отказ Америки от своих принципов, прежде всего, от отстаивания права народов на свободу и демократию. Это, я думаю, очень важный месседж.
Добавить комментарий