Cosa Nostra в Аппалачах и другие американские истории

Опубликовано: 1 июля 2009 г.
Рубрики:
Расселл Морикл, старший федеральный судья по Восточному Кентукки

От кентуккского графства Клэй до Италии тысячи миль, однако у плохих парней из Аппалачей с отпетыми апеннинскими ребятами больше общего, чем со своими же американцами. По части неладов с законом в США лидируют черные афроамериканцы и белые аппалачцы. Только криминальность первых примитивная и не идет дальше взаимных разборок и уличных банд. У вторых же все несколько сложнее: обычный криминал сосуществует с классическим итальянским вариантом, когда власть и преступность срастаются. Иными словами, становятся "коза нострой", мафией. Преступность контролирует власть, власть руководит преступными методами.

Но даже в суровых Аппалачах графство Клэй самое крутое, примерно как Сицилия в Италии. Сколько ФБР и прокуроры не отлавливают местных мафиози, их популяция не убывает. И это даже при скромных масштабах графства, население которого всего 24 тысячи жителей. Только за последние восемь лет в графстве Клэй выявили и посадили несколько десятков высокопоставленных преступников. Аппалачские зачистки пришлись на 2000-й год, затем на 2004-й, и наконец, последняя началась в 2007-м и пока еще в стадии разработки. Хотя несколько ее фигурантов уже сменили цивильные костюмы и судейские мантии на оранжевые робы, либо гуляют на коротком поводке куцей свободы под залог.

Среди них: Чарльз Джонс, глава избирательной комиссии графства и два ее члена, Пол Бишоп и Уильям Стиверс, совладельцы мусороуборочной компании Уильям и Дебра Моррисы, главный казначей района Фредди Томпсон, глава школьного округа Дуглас Адамс и, наконец, самая крупная птица — старший федеральный судья по Восточному Кентукки Расселл Морикл. В США 94 федеральных судебных округа, и их главы обладают серьезными властными полномочиями.

В отличие от сицилийской коза ностры, аппалачская не запачкана в крови, ее члены не целуют руки крестному отцу и не связаны омертой. Тем не менее, это преступная организация. Мафия в белых перчатках. Последней аппалачской группировке шьют несколько статей: подкуп избирателей и должностных лиц, фальсификация выборов, препятствие отправлению судопроизводства, участие в наркотрафике, рэкет, организация преступной группы. Все это серьезные преступления и, по совокупности, тянут на очень большие сроки — многим участникам хватит до конца жизни.

Чем интересно аппалачское дело — в нем, как в кристалле, отражена схема закулисного взаимодействия между властью и деньгами. И как представляется, рецепт может работать в любом уголке страны и на любых уровнях. В состав "семьи" графства Клэй входили ключевые чиновники, бизнесмены и местный бомонд. Роль дона Корлеоне исполнял федеральный судья Расселл Морикл. По мере надобности члены "семьи" собирались в окружных, городских и судебных офисах, а чаще — в 10-комнатном особняке Морикла, и там решали насущные вопросы. На сходках назначали и смещали должностных лиц графства и города, предваряли "итоги" будущих выборов. Для того, чтобы держать в руках нити власти, необходимо на постах иметь своих людей. А чтобы их иметь, надо сначала убрать нежелательных конкурентов. В ход шли шантаж, угрозы, подтасовка итогов голосования.

И, конечно же, всему голова — деньги. Круговорот долларов начинался с частных взносов членов "семьи". Во время последней сходки в доме судьи в общак собрали 150 тысяч баксов наличкой. Взамен члены "фамилии" получали хлебные должности, владельцы бизнесов без боя выигрывали тендеры и выгодные контракты... Затем часть прибыли шла в фонд "семьи".

Наконец, еще одна область деятельности местной коза ностры — контроль над наркотрафиком. Аппалачи — конопляная житница страны. Ежегодный навар с травки в этом регионе оценивается в миллиард долларов. Кто рулит этим потоком — для местных властей секрет полишинеля, но резать курицу, несущую золотые яйца, — себе вредить, и стороны "по-братски" делятся прибылью.

Львиная доля последних поступлений из общака ушла на подкуп избирателей. С "помощью" членов избирательной комиссии голоса покупались не только за деньги, но и за натуру: гашиш и синтетические наркотики. По оценке ФБР, 30 процентов голосов на муниципальных выборах в прошлом году были куплены, и столько же подтасованы. По традиции в графстве Клэй на каждого зарегистрированного избирателя-демократа приходится шесть республиканцев. На последних выборах со значительным перевесом победили демократы, партия, к которой пренадлежит и которую дискредитирует "семья". Мудрый человек был наш Иосиф Виссарионович, говоря: важно, не как голосовать, а как правильно считать.

Все члены "семьи" вели двойную жизнь, но особо колоритная она была у 65-летнего судьи-"крестного отца" Рассела Морикла. Уроженец Аппалачей, в молодости способный студент юридического факультета, в 1968 году участник президентской кампании Юджина Маккарти — он как юрист преуспел в делах по защите прав аппалачских шахтеров. Словом, где надо паренька приметили, руку дружбы подали, прочили политическую карьеру, но он неожиданно попал в очень скверную историю. В ноябре 1971 года в ночь после победы на выборах в графстве Клэй был убит местный судья. В числе подозреваемых оказался Расселл Морикл. Дело это — туманное и темное, о нем нет данных ни в одном из архивов, как будто его и не было. Бумага о снятии с Морикла подозрений датирована 1-ым января, праздничным днем, когда не работают госучреждения. Агент ФБР Тимоти Бриггс вспоминает, что Морикл исчез на несколько месяцев, и выплыл лишь когда все утихло.

Так или иначе, ему удалось из мокрого дела выйти сухим. С политикой было покончено, и способный юрист начал делать судейскую карьеру, успешно преодолевая ступеньку за ступенькой. Но, видно, Расселл Морикл изначально видел себя в ином амплуа и неудовлетворенные амбиции перенес в теневую политику. Так в одном человеке причудливо переплелись важный судейский чин и крестный отец преступного клана. Но сколько веревочке не виться, главу судебного округа и его гопкомпанию уже больше года пасли сорок (!) агентов ФБР. Веселое было время: сегодня судью слушают миллионы телезрителей на популярном в стране токшоу Билла O'Райли, назавтра его кабинет и дом прослушивают агенты ФБР.

В отличие от сообщников, Расселл Морикл не гнался за золотым тельцом, его больше прельщала власть, пусть даже теневая.


Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки