Ноэль Кауард с английской актрисой Лилиан Брейтуэйт — исполнители главных ролей в пьесе Кауарда "Водоворот" (The Vortex). Фото 30-х годов. |
---|
Cтефан Эллиотт, сделавший этот фильм, заслуживает не просто поношения, а изощренных пыток за то безобразие, в которое он превратил пьесу одного из лучших драматургов мира.
Англичанина Ноэля Кауарда, который в СССР не пользовался, по причине своего свободомыслия, любовью властей, справедливо ставят в один ряд с Шериданом, Уайльдом и Шоу. Он родился в семье не слишком удачливого торговца роялями в 1899 году. Учился в балетной школе, с 12 лет уже играл в театре. В 14 лет снискал покровительство и любовь известного художника, который ввел юношу в высшее общество. Оно дало Кауарду богатый материал для его острых, блестящих комедий. Первую пьесу он написал в 19 лет, а в 25 к нему пришел настоящий успех, когда пьеса "Водоворот" шокировала и восхитила зрителей. Кауард сам сыграл в ней наркомана, сына распутной аристократки. Этот необычайно одаренный человек, проживший 74 года и скончавшийся от сердца на Ямайке, был не только драматургом, но и актером, режиссером, композитором, исполнителем собственных песен. После него осталось 50 пьес, многие из которых с успехом идут и сегодня (в том числе и в России), сотни песен, рассказы, роман, трехтомная автобиография. Уже в 1929 году Кауард зарабатывал огромные по тем временам деньги — 50 тысяч фунтов в год. В 1942 году король Георг собирался возвести его в рыцарское звание, но этому воспротивился Черчилль. У них с Кауардом были расхождения еще с 1936 года, когда Эдуард 8-й женился на разведенной американке и утратил право на трон. Черчилль короля оправдывал, а Кауард считал, что монарх поступил безответственно. Звания сэра Кауард был удостоен 25 лет спустя.
Во время войны Кауард заведовал бюро британской пропаганды в Париже, сотрудничал с секретными службами, объездил, по поручению Черчилля, чуть ли не весь мир, выступая перед войсками. Известно, что в случае немецкого вторжения, Кауард был бы расстрелян — он стоял в гитлеровском "черном списке" вместе с Уэллсом, Полем Робсоном, Вирджинией Вульф. Его перу принадлежит замечательная патриотическая пьеса "Кавалькада" (история нескольких поколений английской рабочей семьи). В 1942 году он написал сценарий о британских военных моряках "В котором мы служим", был сорежиссером фильма и сам сыграл роль капитана (прообразом которого послужил его друг лорд Маунтбэттен). Этот фильм шел даже в СССР, а в Америке Кауард был награжден за него специальным почетным "Оскаром".
В 50-ые годы Кауард завоевал Америку — с большим успехом выступал в кабаре Лас-Вегаса и на американском телевидении. В 60-ые его стали называть великим драматургом. Прозвище у него было — Мастер. В это время Кауард перебрался жить на Ямайку и в Швейцарию — там было полегче с налогами. Последние тридцать лет его жизни рядом с ним был близкий человек — актер Грэм Пэйн.
В 1984 году в Вестминстерском аббатстве открыли мемориальную доску Кауарда. На открытие приехала королева-мать. В ответ на благодарность Пэйна она сказала, что пришла, потому что Кауард был ее другом.
"Распущенность", одиннадцатая по счету из пьес Кауарда, написана 27-летним драматургом и не принадлежит к числу его шедевров. Но все равно она вполне хороша. Ее героиня Ларита, женщина "с биографией" и с весьма независимым характером, выходит замуж за юного Джона Уиттекера из семьи зажиточных помещиков. Эта семья нарисована с присущей Кауарду глубиной и сатирическим блеском. Кошмарная мать, которая поедом ест своего несчастного мужа. Две дочери: старшая — несчастная и злобная ханжа, младшая — избалованное безмозглое существо. Они сразу объявляют Ларите войну. Только угнетенный мистер Уиттекер распознает в ней родственную душу. К всеобщему удивлению, Сара, бывшая любовь Джона, тоже проникается к Ларите теплыми чувствами. Постепенно становится ясно, что брак Лариты и Джона был ошибкой для них обоих. Джон возвращается к Саре, а Ларита уезжает в Париж, и, вероятно, найдет свое счастье с человеком своего возраста и круга, с которым познакомилась в поместье Уиттекеров.
Все это написано легко, элегантно и остроумно.
Австралиец Эллиотт совершил по отношению к пьесе самое страшное преступление — перелопачивая ее своей бестрепетной мозолистой рукой, он внес в нее дичайшую безвкусицу. Кауард, при всем своем свободомыслии и озорстве, был человеком безукоризненного вкуса. Его невозможно представить себе, скажем, в карикатурных крайностях борьбы геев за свои права. Не скрывая своей сексуальной ориентации, он считал безвкусным выставлять ее напоказ, и даже в 60-е годы не стал громогласно "выходить из чулана".
К счастью, эти проблемы в пьесе не затрагиваются. Но Эллиотту хватило и того, что есть.
Ларита сделана американкой, в противовес косным англичанам. Ее независимость выражается в том, что она просто хамовата. Лучший перл Эллиотта — придуманный от начала и до конца, разумеется, им самим — это сцена с собачкой. У гадкой миссис Уиттекер есть любимая собачка, которая Ларите ненавистна. Своим изящным задом Ларита случайно садится на собачку, лежащую на диване, и раздавливает ее до смерти (труп, хвала Господу, не показывают). Эллиотт в таком восторге от своей выдумки, что растягивает ее до бесконечности. Каждый раз, когда в гостиную кто-то входит, Ларита плюхается обратно на несчастную собачку, чтобы скрыть свое злодеяние. Кроме того, Ларита обнаруживает солидарность со слугами, что вносит в фильм здоровый дух классовой борьбы. Отвратительный обычай правящего класса охотиться на лис Ларита пресекает, врезаясь в охотников на мотоцикле. В пьесе Кауарда есть упоминание о скандале, в который Ларита была замешана в Париже. Кто-то, кажется, совершил из-за нее самоубийство, и когда миссис Уиттекер об этом узнает, это ускоряет расстройство брака с Джоном. В фильме Ларита, оказывается, дала яд своему мужу, который был очень болен. Для Эллиотта это равносильно подвигу. Выясняя отношения с Джоном, Ларита упрекает его в том, что он ее недостаточно любит и не смог бы ее отравить в подобном случае. И, наконец, Ларита покидает поместье в сопровождении... своего свекра, мистера Уиттекера! Несчастный помещик подпал под ее чары и бросает свою гнусную семью. Очевидно, уж он-то полюбил Лариту по-настоящему, и в случае несчастья теперь найдется, кому её отравить!
Все это сделано вульгарно, глупо и, главное, в полную противоположность Кауарду. Это как раз тот случай, когда можно применить отвратительное слово "вредительство". Ведь по этой картине будут судить о драматурге те, кто с ним незнаком. От этой мысли мороз подирает по коже.
РАСПУЩЕННОСТЬ
Easy Virtue
Art houses
Сценарист и режиссер Стефан Эллиотт
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий