ГАРРИ ПОТТЕР И ПРИНЦ-ПОЛУКРОВКА
Harry Potter and the Half Blood Prince
Идет везде
Режиссер Дэвид Йейтс
Дэвид Хайман, уроженец Лондона, изучал искусствоведение в Гарварде, а потом вернулся домой и стал кинопродюсером. Но решил делать только экранизации книг, потому что страстно любил чтение. В 1997 году к нему в офис попала книжка незнакомого автора "Гарри Поттер и философский камень", которую положили в шкаф как не представляющую особого интереса. Как-то секретарша взяла ее домой почитать на уик-энд, и после ее восторженного доклада 35-летний Хайман быстро приобрел права на экранизацию. Ему не пришлось об этом пожалеть.
Первый фильм вышел в 2001 году. Нынешний — шестой. За эти годы сменилось три режиссера. На мой взгляд, лучшим был мексиканец Куарон, который книгу до съемок не читал. Йейтс поставил предыдущий, пятый фильм, затем вот этот, шестой, и он же будет снимать картину по последней, седьмой книге, которую предполагается разбить на две серии.
Исполнителя заглавной роли Хайман искал семь месяцев. Летом 2000 года Хайман и его сценарист пошли на театральный спектакль и обратили внимание на голубоглазого мальчика, сидевшего позади них. Живой и приятный Дэниэл Рэдклифф им очень понравился, и продюсер попросил его родителей привезти его на прослушивание. По странной случайности 11-летний Дэниэл оказался сыном литературного агента (папа) и агента по актерам (мама). Он уже имел кое-какой актерский опыт — в 1999 году играл юного Дэвида Копперфильда в телевизионной постановке. Его легко утвердили на роль Гарри.
Шли годы, Дэниэл рос и между "поттеровскими" фильмами ухитрялся работать в театре и на ТВ. Там он сыграл более "взрослые" роли — в пьесе Шэффера "Equus" (где ему пришлось появляться на сцене обнаженным), и в телеспектакле про Джека, сына Редьярда Киплинга, погибшего в Первую мировую войну. Работе не мешает то, что Дэниэл страдает легкой формой диспраксии, затрудняющей координацию движений. Он много читает и пишет стихи. Опубликовал поэтический сборник под псевдонимом Джейкоб Гершон. Это фамилия его матери. Дэниэл атеист, но очень гордится тем, что по матери он еврей.
11-летняя Эмма Уотсон, родители которой юристы, была рекомендована на роль Гермионы преподавателем Оксфордской театральной студии, где она занималась. Дж.К. Роулинг горячо поддержала ее кандидатуру. Теперь писательница и молодая актриса стали близкими друзьями. Впрочем, Эмма не склонна оставаться актрисой и думает продолжать образование по гуманитарной части, скорее всего, в Америке.
А 12-летний Руперт Гринт, сын торговца и домохозяйки, отрекомендовался продюсерам сам. Он тоже занимался в театральной школе и снял себя на видео. Там он предстал в образе своего преподавателя, который исполнил рэп-частушки про мечту Руперта сниматься в кино. Это подействовало. К сожалению, в фильме образ Рона Уизли, которого играет Гринт, очень обеднен. Кто-то решил, что рядом с героем должен быть комический персонаж, причем обязательно недалекий и даже трусоватый. Так что Гринту на экране досталась довольно примитивная роль.
В книге Рон совсем не такой. И вообще семья Уизли, придуманная интересно и живо, воплощает лучшие черты британского характера. Недаром умненькая Гермиона отдает свое сердце Рону, а Гарри — его сестре Джинни!
Режиссер Куарон разглядел одаренность Руперта и предсказал именно ему звездное будущее. Гринт это подтвердил, когда три года назад сыграл главную роль в фильме "Уроки вождения" (Driving Lessons), и был расхвален критикой до небес. В новом "Поттере" он снова вынужден играть шута, хотя ему позволили геройски блеснуть в матче квиддича, где он верхом на метле защищает свои ворота.
Производство шестого фильма стоило 250 миллионов долларов, реклама — 155 миллионов, итого почти полмиллиарда. Но студия "Братья Уорнер" не останется в убытке. Премьера в США состоялась ночью с 14 на 15 июля. Зрители ринулись на нее толпами. В 3003 кинотеатрах все билеты на этот сеанс были распроданы (система "Фанданго" продавала по 8 билетов в секунду) и сразу принесли 22 миллиона выручки. За следующие пять дней фильм заработал 160 миллионов в Америке и 237 миллионов в других 54 странах.
Уже возникло общество фанатиков — "Альянс Гарри Поттера", возглавляемый 29-летним Эндрю Слэком. Он именует себя "поттеровским раввином", относится к книге Роулинг как к Библии и призывает своих многочисленных сторонников бороться под знаменем Поттера за права трудящихся и против геноцида. Общество послало 13 тысяч экземпляров книги в Руанду и собрало 15 тысяч долларов в помощь жертвам войны в Судане. Ловкий Слэк уже добился "благословения" от Роулинг, упомянувшей о нем в интервью журналу "Тайм". Он сравнивает волшебника Дамблдора, директора школы Хогварт, с Мартином Лютером Кингом, матерью Терезой, Ганди и Далай-ламой. К выходу нового фильма он приурочил радостное сообщение, что готовит к печати свое сочинение "А что бы сделал Дамблдор?" Недаром одна журналистка сказала, что Слэк — это как бы Барак Обама, использующий феномен Гарри Поттера. "Он тоже произносит грандиозные речи и всех приводит в ажиотаж".
Я очень люблю книгу Роулинг, но ни одна ее экранизация не вызвала во мне восторга. Хотя придраться не к чему. Новый фильм снова очень красиво снят. В нем прекрасные художники. Замечательные спецэффекты. Герои выглядят как положено и играют добротно, как всегда. Борьба с Тем, Чье Имя Нельзя Называть, идет своим чередом.
Приятно, что молодые актеры (Рэдклиффу сейчас 20 лет, Уотсон — 19, Гринту скоро 21) выросли без всяких скандалов, связанных с наркотиками, сексом и чем там еще полагается у знаменитостей. Все они, конечно, разбогатели. Рэдклифф получил за первую картину 250 тысяч фунтов, а за пятую уже в 32 раза больше — 8 миллионов. Гонорары Уотсон и Гринта меньше, но тоже исчисляются миллионами. Только один член съемочной группы опозорился. Недавно английский судья приговорил к 120 часам общественных работ 20-летнего Джейми Уэйлетта. В доме его матери в Лондоне нашли десять горшков с кустиками марихуаны. Вообще-то за такое можно схлопотать 14 лет тюрьмы. Но Уэйлетт признал себя виновным, сказал, что это он растил исключительно для личного употребления, и судья принял во внимание незапятнанность его биографии. Думаю, что немалую роль сыграло то, что Уэйлетт снимается в "Поттере", и изымать его из обращения очень невыгодно для продюсеров. Но играет он, между прочим, не положительного персонажа, а негодяя — подручного Драко Малфоя по имени Винсент Краб. Все положительные чисты как стеклышко. Единственная неприятность, которая у них случилась — то, что Руперт Гринт недавно захворал свиным гриппом. Но в легкой форме. Он уже выздоровел.
****
ГНИЛОЙ КВАДРАТ
The Hurt Locker
В некоторых кинотеатрах
Режиссер Кэтрин Бигелоу
Это очень военный, очень мужской (ни одной женской роли) и очень хороший фильм, поставленный женщиной.
В 57-летней Кэтрин Бигелоу 1 метр 82 сантиметра росту, она известный режиссер, работающий в кино и на ТВ больше 25 лет. Была членом жюри Венецианского и Берлинского фестивалей. Последний ее фильм был сделан семь лет назад. Он назывался "K-19: The Widowmaker", то-есть "К-19, который делает женщин вдовами". Речь в нем шла о советской подводной лодке, главную роль играл Гаррисон Форд, и фильм не имел ни малейшего успеха.
Зато "Гнилой квадрат" был номинирован на Золотого Льва (Главный приз Венеции), получил там хоть и не Льва, но четыре других премии, не говоря о наградах на других, менее значительных фестивалях. На сайте "Гнилые помидоры" у него 95 процентов положительных рецензий, и во многих из них повторяется слово "Оскар", что мне кажется совершенно правильным.
Фильм замечателен, прежде всего, своей тематикой. Марк Боул, журналист из "Плейбоя" (в этом журнале, кроме эротики, печатаются и серьезные материалы) в 2004 году провел несколько месяцев в Багдаде. Там он много чего навидался и наслушался. Огромное впечатление на него произвело специальное армейское подразделение, занимающееся обезвреживанием бомб. Смертность среди этих людей в пять раз выше, чем среди остальных. Подбирают туда не просто храбрых, но и высоко интеллектуальных солдат. И все они, оказывается, — добровольцы.
На основе записей Боула они с Бигелоу написали сценарий. Название заимствовано из армейского сленга. "Гнилой квадрат" — опасное, плохое место, куда приходится вступать саперу.
Форма была найдена очень удачная и, пожалуй, единственно возможная. Это как бы хроника, дневник происходящего. Троим саперам осталось до демобилизации 38 дней. За это время происходят разные события. Каждый день герои ходят у смерти на краю. А мы с ними знакомимся и переживаем происходящее вместе с ними.
Один из них — сержант Уильям Джеймс, присланный сменить погибшего сапера — человек лихой и смелый до безумия. Когда он, облаченный в 50-килограммовый защитный костюм, направляется к бомбе, которую надо обезвредить, его прикрывают двое. Чернокожий сержант Сэнборн тоже храбр, но верит не в лихость, а в хладнокровный расчет. А молоденький рядовой Элдридж просто боится и хочет домой, но мужественно себя преодолевает.
Фильму предпослан эпиграф, который вроде бы впрямую выражает его идею. Он взят из книги под названием "Война — это сила, придающая нам смысл". Написал книгу Крис Хеджес, журналист "Нью-Йорк таймс". А фраза, предваряющая картину, звучит так: "Часто, жар битвы — это мощное и дозволенное одурманивание, потому что война — это наркотик".
Конечно, смысл в этом есть. Действительно, некоторых людей война и даже убийство неодолимо влечет к себе. Кого — от роду, а кто втягивается. И образ сержанта Джеймса на этом и построен. Даже после возвращения домой, где у него жена и маленький сын, Джеймс вскоре бросает мирную жизнь и опять оказывается в пыли и жаре Багдада. Видимо, ему нужна игра со смертью. Возможно, это самоутверждение, постоянная проба сил, и каждый выигранный у смерти раунд в самом деле действует как наркотик. Но содержание картины далеко этим не исчерпывается.
Бигелоу хотела, чтобы фильм был "как можно более честным, реалистическим и правдивым". И это у нее получилось на пять с плюсом. Снимали летом в Иордании, в пяти километрах от границы с Ираком. Хотели было снимать в Кувейте, но там температура 135 по Фаренгейту, а в Иордании все-таки 115. Использовали четыре ручных камеры, работавших одновременно, с разных точек, и это дало сильное ощущение нашего "присутствия" на экране. Выбор натуры, массовка (в Иордании множество беженцев из Ирака) — все дышит подлинностью.
Сюжет построен так, что сначала, в первых новеллах, герои имеют дело только сo взрывными устройствами. А потом, постепенно, с людьми. Джеймс обезвреживает сперва бомбы, лежащие на дороге, потом спрятанные в трупе, а потом — надетые на живого человека. Действие каждый раз разворачивается неожиданно, мы не сразу понимаем, что происходит, но режиссер не спекулирует на дешевых голливудских приемах типа "жахнет — не жахнет".
Критики, замороченные политкорректностью, почти все рассуждают только об одном аспекте фильма: о характерах солдат, их взаимоотношениях и ощущениях. И никто не решается вступить на "опасную" почву — а что же прочитывается в фильме про войну? Почему эти ребята в Ираке? С кем и с чем воюем?
Пусть экранные солдаты этими вопросами и не задаются, но авторам-то избежать их никак нельзя.
Критик левого журнала "Нью-Йоркер" Дэвид Денби объясняет, что фильм — о героизме саперов, об "экзистенциальном противостоянии человека и смертельной угрозы", и настаивает на том, что в нем нет никакой политики, разве что показано "взаимное недоверие между американскими оккупантами и иракскими гражданами". Оставим "оккупантов" на его совести и порадуемся хотя бы тому, что он картину хвалит.
Режиссер Бигелоу тоже утверждает, что фильм "беспартийный", что он "ничего не комментирует", что "в окопах политики нет". Ей, конечно, так спокойней. А, может быть, она в это и вправду верит.
Но это не так. Именно потому, что в фильме больше подлинности, чем в любом другом на эту тему, в нем сказывается — возможно, вопреки намерениям авторов — очень ясная мысль. Каждым своим кадром фильм свидетельствует о том, что это война цивилизации с дикостью. Может быть, это дойдет до хотя бы некоторых из тех, кто по-прежнему считает эту войну ошибкой.
Недавно я смотрела вечернюю передачу Чарли Роуза на канале PBS. Роуз — известный леволиберальный журналист. Он и его гость заговорили об Ираке. При словах "оружие массового уничтожения" Роуз просто затрясся от смеха. "Представляете, — говорил он, хохоча, — когда ложь Буша стала явной и никакого оружия не нашли, они что придумали! Сказали, что Хусейн его спрятал! Или в какую-то там Сирию перевез!" У него едва ли не текли слезы от смеха при таком абсурдном предположении.
Эти люди не понимают и знать не хотят, с кем воюет их страна. Они вообще считают, что это не война, а проделки нескольких злоумышленников, которых надо скорей посадить в американскую тюрьму. Фильм "Гнилой квадрат" дает ясное ощущение именно войны, едва ли не бесконечной. И не только то здесь показано, что война наркотик, а то, что здесь человечность сражается с бесчеловечностью.
*****
ПО КРУГУ
In the Loop
Art houses
Режиссер Армандо Януччи
Критика захлебывается от восторга по поводу этой английской картины (94 процента положительных отзывов на сайте "Гнилые помидоры"). Причины восторга чисто политические. Рецензенты, большинство из которых стоит на лево-либеральных позициях, восхваляют фильм как острую политическую сатиру, направленную против США, развязавших войну в Ираке.
Однако, сатира достигает цели, если она хоть сколько-нибудь ясна. В фильме "По кругу" США собираются начать войну неизвестно где, неизвестно с кем, неизвестно почему, и на основе донесения — неизвестно о чем — какого-то единственного агента. Таким образом, сюжет построен на — прошу прощения — кукише в кармане.
В начале картины простоватый британский министр внутреннего развития, не умеющий четко выражать свои мысли, делает в своем интервью мало понятные заявления, которые можно истолковать как готовность Великобритании тоже вступить в войну. Министра и его помощников отправляют в Вашингтон, чтобы они развеяли там это впечатление.
Дальше начинается хаотический наворот встреч, бесед, выступлений и прочего. Руководителей обеих стран не показывают. Все происходит на среднем уровне, не выше помощников министров и их ассистентов. Все они изображены как бестолковые, циничные, эгоцентричные и невежественные болтуны. Американцы упрямо гнут свою линию и наплевательски относятся к союзнику.
Один из главных персонажей — пресс-секретарь британского премьер-министра Такер. Говорят, что это карикатура на Аластера Кемпбелла, занимавшего эту должность при Тони Блэре. Такер — отчаянный грубиян и матершинник, опьяненный своей властью. Единственный эпизод, показавшийся мне по-настоящему смешным — это когда Такер тоже зачем-то является в Вашингтон и требует встречи с представителем Госдепартамента. За стол напротив него садится мальчик, на вид лет пятнадцати, и говорит: "Сейчас я прикажу моему ассистенту принести кофе". У Такера глаза лезут на лоб. "А вы-то кто?" Мальчик высокомерно улыбается и хамит британскому коллеге. Так английский фильм насмехается над "прогрессивной" американской тенденцией доверять судьбы мира юным питомцам университетов Плющевой Лиги.
Если разобраться (хотя разобраться в сюжете трудно), то эта сатира направлена исключительно против идиотизма госчиновников. Вероятно, в этом есть большая доля правды. Но от фильма, с его потоками ругани и лихорадочным, скомканным действием, быстро устаешь. Как сказал критик из "Нью-Йоркера", к концу хочешь одного — чтобы все они оставили тебя в покое.
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий