ТРОЯ
Troy
Режиссер
Вольфганг Петерсен
Идет везде
Постановщик этой экранизации “Илиады” — 63-летний немецкий режиссер, который в 1981 году был номинирован на “Оскара” за режиссуру и сценарий фильма “Das Boot” (“Подводная лодка”). Этот успех проложил ему путь в Голливуд. Он благополучно снимает здесь зрелищные коммерческие картины.
“Троя” тоже очень масштабное зрелище. В нем, разумеется, множество битв, красивых костюмов и компьютерных эффектов. Ахилла играет суперзвезда Брэд Питт. Чтобы было понятнее, из-за чего сражаются, введена подробная история бегства прекрасной Елены от ее супруга Менелая с троянским красавцем Парисом. У Гомера-то поэма начинается, когда война давно в разгаре и ахейцы не первый год осаждают Трою.
Лично меня в этом фильме поразила одна вещь.
Древних греков ухитрились изобразить как бы атеистами! В “Илиаде” боги присутствуют едва ли не на каждой странице, причем самым непосредственным образом. Когда им уж очень хочется повернуть ход сражения, они самолично принимают в нем участие. На Олимпе идут постоянные обсуждения Троянской войны и ссоры между небожителями, поддерживающими одну и другую стороны. Они часто являются воинам во сне. Среди воюющих немало героев, рожденных смертными женщинами от богов. Некоторые ездят на лошадях, подаренных богами, носят изготовленные ими доспехи и так далее. Словом, без богов представить себе “Илиаду” невозможно.
А вот Дэвид Бениофф это сумел.
В титрах “Трои”, утвержденных Гильдией сценаристов, написано: “Гомер — поэма. Дэвид Бениофф — сценарий”. Это Дэвиду мы обязаны тем, что герои фильма живут в безбожии. Даже ни одной жертвы не возносят олимпийцам. Никаких богов нет — ни во сне, ни наяву. Только с удовольствием показано, как с размаху сносят голову статуе Аполлона. То ли м-р Бениофф не придумал, как изобразить отношения древних греков с богами, то ли он принципиально решил скрыть от нас “суеверность этого отсталого народа”. Поэтому непонятно, что такое случилось с Ахиллом, когда стрела пронзила ему всего-навсего пятку.
На Интернете я с интересом узнала, что Бениоффу 33 года. Он автор сценария “25-ый час”, поставленного два года назад знаменитым афро-американским режиссером Спайком Ли. Это была картина о том, как в Нью-Йорке проводит с друзьями свой последний день перед тюрьмой молодой человек, осужденный за дела с наркотиками. Сценаристу заплатили 62 тысячи. Возможно, он был очень рад, потому что до этого подрабатывал вышибалой в ночном клубе. Сейчас гонорар Бениоффа вырос в 30 раз (1,8 миллиона). “Троя” обошлась в 185 миллионов и делает прекрасные сборы.
* * *
СУМРАЧНЫЙ САМУРАЙ
Twilight Samurai
Art
houses
Режиссер Иодзи Ямада
Для меня эта картина была ответом на американский фильм “Последний самурай”, где Том Круз щеголял в кимоно, дрался на мечах и проповедовал великие ценности кодекса “бусидо”, попутно осуждая Америку и вообще западную цивилизацию.
Фильм японца Ямада отличает глубокое знание своей истории и культуры. Его герой — самурай (по-нашему, опричник) из бедных. Из-за недостатка средств он даже не может жениться на любимой женщине. Ему хочется возделывать землю, мирно жить своим трудом, но жестокие традиции феодального долга заставляют “сумрачного самурая”, против его воли, совершать убийства.
Грустная, достойная, хорошо сделанная картина, показывающая прошлое Японии без голливудской экзотики.
* * * *
ДЕНЬ БЕЗ МЕКСИКАНЦЕВ
A Day Without a Mexican
В
ограниченном прокате
Режиссер Серхио Арау
Это комедия, но не смешная. Ее тема — очень актуальная, но плохо использована. Речь идет о том, что было бы с Америкой, если бы из нее вдруг по какому-то волшебству исчезли бы все латиноамериканцы. Фильм показывает, что без уборщиков, садовников и домработниц стране пришлось бы плохо. Увы, более глубоких мыслей в этом посредственно сделанном произведении нет. Я смотрела этот фильм в кинотеатре, где большинство зрителей — латиноамериканцы, и они отнеслись к нему без интереса.
* *
ЭТО БУДЕТ ПОСЛЕЗАВТРА
The Day
After Tomorrow
Идет везде
Режиссер
Роланд Эммерих
Узнав, что режиссер этого мощного зрелища в молодости начинал как художник, не удивляешься. Изображение здесь первоклассное.
Эммерих вообще, по-моему, обладает некоторым даром пророчества. В своем фильме “День независимости” (1996) он впервые за много лет нарушил голливудскую традицию любви к инопланетянам (так ярко выраженную, например, в “Инопланетянине” Спилберга. “Они почти такие же, как мы, и с ними всегда можно договориться”). “День независимости” показывает, как на Землю являются пришельцы, имеющие единственную цель: уничтожить человечество, и договориться с ними ни о чем невозможно. Это было за пять лет до того, как Америка получила страшное доказательство, что такие вещи существуют.
В новой ленте изображены чудовищные последствия “парникового эффекта” — загрязнения земной атмосферы. Речь, собственно, идет о нашем безоглядном потребительстве и о том, что природе трудно его выдержать. В результате на Землю надвигается новый ледниковый период. Картины обледеневшего Нью-Йорка и прочие ужасы созданы блестяще и очень впечатляют. К сожалению, подвел сюжет, на котором все это держится. Герои мало интересны, для них не придумано увлекательных действий, диалог просто плохой. Но ради визуальных достижений фильм стоит посмотреть.
* * * *
- ***** - замечательный фильм
- **** - хороший фильм
- *** - так себе
- ** - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий