Пресловутый Киотский протокол был принят в Японии в 1997 году, затем его в течение многих лет подписывали разные страны. В итоге ныне он ратифицирован 181-й страной, на долю которых приходится свыше 60 процентов всех выбросов в атмосферу. Но не ратифицирован ни США, ни Китаем, ни Индией.
Поначалу протокол приняли как бы по наитию, под само собой разумеющееся соображение: промышленность источает углекислый газ, он обладает парниковым эффектом, значит, должно происходить "глобальное потепление". А это, де, очень опасно и ведет к повышению уровня мирового океана и к прочим напастям. Настала золотая пора журналистских страшилок.
Но еще во время подготовки протокола и после нашлась значительная группа ученых-климатологов, специалистов по атмосфере, физиков и др., которая очень сильно усомнилась в научных основаниях "глобального потепления". Они писали статьи, собирали конференции и обращались к своим правительствам с протестами против безумных и бессмысленных трат на то, что, во-первых, не доказано, а во-вторых, если потепление и есть, то доля антропогенного (под влиянием деятельности человека) воздействия в нем ничтожна (менее процента). И потому перестройка и десятикратное удорожание новых технологий не дадут ничего, кроме разорения и роста цен. Некоторые правительства в то время прислушались и не подписали протокол. Но большинство дружным стадом пошли в теплый загон.
"Тепловики" подтянули научные тылы и выдали свою знаменитую "хоккейную клюшку Манна". Клюшка представляет собой график изменения средней температуры Земли по годам за период 1000 лет. Сначала линия идет лишь слегка поднимаясь, а между XIV и XVII веками даже опускаясь. Но с 90-х годов прошлого века она начинает все круче задираться, превращаясь почти в вертикаль (напоминая форму клюшки), аккурат к моменту принятия протокола.
Статья Майкла Манна и др. из университета Пенсильвании, авторов "хоккейной клюшки", вышла в 1998 году. В графике имелась прогностическая часть — аж до 2004 года, из которой следовало, что в это время график уж точно станет экспонентой, и на Земле настанет адская жара. Именно в эти годы — до 2005 года, правительства большинства стран, испугавшись геенны огненной, и подписали Киотский протокол. Даже администрация Обамы ужаснулась и пошла вслед за своим пророком и Нобелевским лауреатом Альбертом Гором на борьбу против всемирного потепления, возвестив политику присоединения к протоколу. Хотя 2004 год давно прошел и никто из них не умер от теплового удара.
Размахивая клюкой бабы-яги и лупя ею всех несогласных (вплоть до лишения грантов и работы), "тепловики" (они же — алармисты) делали имя и деньги.
Но было и противостояние. Вот из пресс-релиза Центра астрофизики Смитсоновского института при Гарварде (2003): "XX столетие не является ни самым теплым за прошлые 1000 лет, ни чем-то чрезвычайным".
По настоянию не примкнувших к "тепловикам-алармистам" ученых была создана комиссия по расследованию Эдварда Вегмана, инициированная Конгрессом США. В 2006 году Вегман давал показания Конгрессу США. Он сказал: "Выводы Манна и компании несостоятельны. Наш комитет полагает, что оценка 1990-х годов как самого теплого десятилетия истекшего тысячелетия, и того, что 1998 год был самым жарким годом тысячелетия, не может быть поддержана анализом имеющихся данных".
Бум теории потепления, однако, не прекращался. Не помогло и коллективное письмо 17 тысяч ученых, среди которых 2300 специалистов по дисциплинам, имеющих непосредственное отношение к глобальному потеплению, подписанных ими против Киотского протокола.
В этой загадке есть две стороны. Первая решается сравнительно легко. Она как бы научная: все графики и расчеты по изменению (повышению) температуры строятся на неких базовых моделях и на принятых методиках замеров и расчетов. Можно взять такую-то модель, согласно которой некоторые факторы следует опустить, а другие усреднить, ибо все факторы заведомо учесть нельзя, так как получаются уравнения с миллионами неизвестных параметров. Любая принятая модель — это всегда упрощение. А можно принять иную модель и методику, согласно которой как раз опущенные параметры следует учесть, а те, которые учитывали в "той" модели — опустить.
А можно принять третью, десятую и сотую модель. И получать сотни разных предсказаний: от сгорания заживо до вымерзания намертво. А если так, то примем некий консенсус. Такой консенсус и был принят: идет глобальное потепление и причина его — выброс промышленностью и автомобилями парниковых газов. Зловредными газами признали ("приложение А" Киотского протокола): двуокись углерода, метан, закись азота, гидрофтороуглероды, перфтороуглероды, шестифтористую серу.
Вот на этом и стояли до середины ноября этого года. Есть, мол, мнение. И не мнение даже, а научное убеждение.
В конце 80-х и начале 90-х годов некоторые компании, желающие хорошо заработать, стали выделять большие гранты на исследования о вредности и опасности парниковых газов. Вредность в основном проистекала от угольных электростанций. А угольщики — прямые конкуренты нефтяников. Переход энергетики на мазут и солярку, согласно научным изысканиям, резко сокращал выхлоп вредных парниковых газов. Вот тогда-то и начали публиковаться научные статьи про тепловую смерть, печататься комиксы про затопление Европы из-за таяния ледников и айсбергов, сниматься душераздирающие фильмы об утоплении белых медвежат и голодной смерти пингвинят, не способных переплывать расширившиеся полыньи в ледяных полях Арктики и Антарктики, соответственно. Благодаря пожертвованиям "науколюбивых" фирм возникли научные институты, лаборатории, начали функционировать симпозиумы, конференции... Все они доказывали: вредные выбросы грозят человечеству гибелью. Климатологов, гляциологов (гляциология — наука о всех формах льда на земной поверхности), которые возражали и приводили совсем иные расчеты, например, доказывали, что все наоборот: не рост концентрации углекислого газа приводит к росту температуры, а рост температуры приводит к увеличению процента двуокиси углерода (он выделяется из более нагретой воды мирового океана), лишали грантов или увольняли как закоренелых реакционеров и врагов народов. Известных ученых включали в число сторонников Киотского протокола, о чем те и не знали, и только ценой международных скандалов некоторым из них удавалось отбиться от этой "чести".
Тех, кто указывал на ошибки в расчетах "тепловиков", на недостоверность эмпирических данных, на подтасовки, — вообще выживали из науки. Научных "тепловиков" поддерживали политические партии и лидеры. Бороться с потеплением и обещать всему миру спасение стало модным и политически грамотным. На этом можно было легко заработать Нобелевскую премию мира, что и сделал бывший вице-президент США Альберт Гор.
Одним словом, в основании всей борьбы происходило перераспределение собственности, столь хорошо знакомое по России тех же лихих 90-х годов. Больше всего процедура вытеснения традиционного производства с заменой на "экологически безвредную" напоминала рейдерский захват завода. Оно же — "дружеское поглощение". Врывается "маска-шоу" и говорит администрации: вы нарушили то и это, вот решение Басманного суда, теперь завод наш. Замена всего энергетического и металлургического производства всех стран — это уже не замена шила на мыло, фреона на изопентан, это замена одного типа промышленности на другой. Ничуть не лучший, но гораздо более дорогой. Но — главное, замена князя мира сего на князя мира того.
Пока споры о природе потепления, да и о том, есть ли оно на значимых временных отрезках, проходили в академической сфере, всегда можно было сказать: вы избрали не такую, как мы, модель и не такую методику. У нас она правильная, а у вас — нет. И в этом споре побеждал тот, кто дольше живет. А живет дольше богатый.
Но вот тут нашла золотая коса на русский булыжник.
В сибирском городе Томске живет несколько самородков-хакеров. Один из них к тому же был ученым по климату и вообще по атмосфере. Он очень негодовал на формулу "все куплю, сказало злато". Типичный идиот, князь Мышкин.
Войдя в контакт с внутренними диссидентами из Восточного университета Англии в Норвиче, ставшего центром "науки про глобальное потепление", томичи получили ряд важных сведений, после чего, используя свои таланты Левши, вскрыли главный сервер Университета восточной Англии, где находится Центр по изучению климата, и выложили в блоге The Air Vent на сервере в Томске более тысячи писем ученых из этого университета и сотни других документов. Произошло это эпохальное событие (первичное вскрытие) 17 ноября. Служба безопасности встрепенулась, и спустя какое-то время сервер был закрыт. Но — поздно: всю переписку за считанные часы успели скачать на другие серверы, и 20 ноября мир поразила сенсация: потепление есть результат подтасовок.
Складывается впечатление, что в США нашлись мощные силы, которые решили финансовому и моральному террору "тепловиков-алармистов" противопоставить свои денежные и организационные возможности. Просто так сервер не вскроешь, но, главное, у читателей не будет уверенности в истинности выставленных документов. А тут эти документы сразу же появились на солидных американских сайтах и тут же попали в основные новостные каналы без особых проверок (хотя для аутентификации более тысячи писем и документов нужны месяцы). Стало быть — о точности документов было известно заранее. Такой уровень познаний может быть только у спецслужб, за которыми стоят гиганты промышленности, которые вовсе не хотят своего разорения из-за подчинения ничем не обоснованным протоколам про потепление. То, что это так, сообщила британская газета "Индепендент": "Стало ясно, что за "сливом", организованным российскими хакерами, стоит российская федеральная служба безопасности". Россия таким образом хочет помешать принятию невыгодного ей нового международного соглашения по климату.
Скандал уже получил название "Климатгейт". Российские хакеры раскрыли главный секрет глобального потепления — оно задумывалось для контроля над мировой промышленностью.
Так, в одном из писем ведущего климатолога, директора Центра Университета восточной Англии Фила Джонса, написанном им в ноябре 1999 года, говорится о некотором "трюке", который позволил завышать данные температуры за последние двадцать лет, а также скрыть процесс глобального снижения температуры с 1961-го по 1981 годы. Дословно: "Как только Тим получит диаграмму, мы отошлем ее сегодня же или первым делом завтра с утра. Я только что проделал трюк Майкла, использованный им в статье в Nature, и для каждой серии за последние двадцать лет (т.е. с 1981 года и далее) изменил реальные температурные данные в сторону увеличения, плюс сделал то же самое с сериями Кейта, начиная с 1961 года, — чтобы скрыть понижение". И далее: "Возьми и измени полученные данные! Не давай этим скептикам (противникам теории глобального потепления) повода для развлечений... Ты сказал (и мы все согласились) о том, что доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) и более широкое обсуждение вопросов климата работают в соответствии с замыслами организаций наподобие Всемирной торговой организации... Это всё не касается глобального потепления, но является всего лишь удобным средством для продвижения программ, которые уже предопределены...".
Сотрудник Ливерморской национальной лаборатории Бен Сантер еще более радикален. В своем письме он предлагает избить Пэта Майклза из Института Катона, так как тот "перешел на сторону скептиков".
А вот мнение самого "клюшечника" Майкла Манна: "Ну мы же все знаем, что смысл не в правде, а в возможности потом правдоподобно отнекиваться".
Еще из одного письма.
"Я в следующий раз, наверное, выкину несколько последних точек температурной кривой. Из-за граничных эффектов и нескольких прохладных лет кривая показывает снижение температуры".
В переписке принимали участие британские ученые, специалисты НАСА и сотрудники университетов США. Изучив обнародованные хакерами документы, можно сделать вывод, что в последние годы температура на Земле не повышается, а снижается, а это значит, что глобальное потепление и вина в этом парниковых газов — миф. Да и что говорить, если один средний вулкан за пару дней извержения выбрасывает больше "парниковых газов", чем вся промышленность мира за год.
Так называемое "Глобальное потепление" должно обернуться в самое ближайшее время началом нового ледникового периода и сменой магнитных полюсов Земли. По мнению ученых, катаклизм произойдет ориентировочно в период до 2015 года.
Стоит напомнить, что официальная информация, размещённая на сайте Центра климата Восточного университета, свидетельствует, что 90-е годы были наиболее жаркой декадой тысячелетия, а двадцатый век — самым жарким столетием.
При этом пик "жары" приходится на 1998 год, а наиболее холодным годом считается 1601 год.
В чем пикантность переписки "тепловиков"? В том, что если до обнародования откровений можно было толковать о разных климатических моделях, той или иной методике, то теперь — нет. Теперь сами адепты и столпы потепления говорят: нам дал приказ пахан, "программа предопределена", а мы, конкретные пацаны, все исполним в лучшем виде. Погода — дело капризное, неопределенное. Климат же еще хуже, чем погода. Кто его знает, отчего он такой, а потом будет не такой...
А вот некоторые цифры. На самом деле, в среднем промышленность дает не более 1 процента от природных выбросов всяких газов (в том числе от вулканов и разломов коры).
Причина, по которой видна "клюшка Манна", в том, что ее изготовил сам Манн. И при изготовлении скрывал "понижение роста" температуры, идущее уже в 21 веке. То есть, "клюшка" должна выпрямляться, переходить в горизонтальныю линию, а потом и понижаться, а у него она все задирается вверх, как у хулигана-хоккеиста.
Атмосфера миллионы лет назад вовсе не состояла почти из одного углекислого газа. Она уже более 200 миллионов лет такая же, как и сейчас по составу. А температура атмосферы менялась не из-за химического состава воздуха, а по многим другим причинам: из-за изменения активности Солнца, из-за нутации и прецессии земной оси, в силу прохождения Солнечной системы через пылевые области Галактики и пр.
Распространенная ошибка думать, что если средняя температура атмосферы раньше была выше на 5-7 градусов (а выше этих цифр никогда не поднималась), то лето, скажем, в Аддис-Абебе стало бы еще на 5 градусов жарче. Ничего подобного! Речь идет о среднегодовой температуре по всему земному шару. Сейчас средняя температура Земли порядка 14 градусов. Ее повышение до, скажем, 20 градусов произошло бы не за счет повышения температуры в тропиках и в умеренной полосе, а за счет изменения температуры в высоких широтах. То есть, такое повышение означало бы, что в Антарктиде и Гренландии не стало бы ледовых щитов. Там росли бы папоротники, как то и было десятки миллионов лет назад. А у нас примерно все оставалось бы, как и раньше. Точнее, таким же оставалось бы лето. Мягче стали бы зимы — без морозов и снега. Иными словами, уменьшились бы температурные контрасты.
Но, увы, такой благодати не предвидится. Кончается межледниковый период, и в последующие сто лет станут наблюдать и переживать отчетливое похолодание. Вот это будет настоящей угрозой цивилизации. Ведь ледники еще 15 тысяч лет назад доходили до Кавказа...
Стоит отметить, что скандал "климатгейта" разразился как раз перед международным саммитом в Копенгагене, посвященным изменению климата. На этом саммите в числе прочего обсуждается новый документ, который должен в 2012 году прийти на смену Киотскому протоколу, и который призван "предотвратить глобальное потепление".
В основе киотских решений лежит версия катастрофического повышения среднегодовой температуры планеты на 5-7 градусов. В соответствии с расчетами "тепловиков" от начала индустриальной эпохи земной шар должен был нагреться на 3,3°С. А он за это время нагрелся всего на 0,6°С. Ошибка в пять с половиной раз! Иными словами: сейчас теплее по сравнению с климатом между 14-19 веками ("Малый ледниковый"), когда, бывало, в июле в Москве шел снег, а в мае еще катались по Москве-реке на коньках. Но прохладнее, чем в 10-12 веках, когда в Гренландии рос виноград (Эрик Рыжий, открывший в 10 веке остров, назвал его Гренландией — Зеленой Землей), а теперь лежит двухкилометровый слой льда.
Изменение средней температуры Земли за последние 500 млн. лет показывает, что в течение почти всей истории Земли температура была значительно выше сегодняшней. Впрочем, "тепловиков" трудно застать врасплох. Они уже загодя изготовили "модель", согласно которой всеобщее потепление проявляется как всемирное похолодание. Логика диалектическая: потепление приводит к ускоренному таянию ледяных щитов Арктики, Антарктики, Гренландии. Ледники сползают, дробятся, от чего резко вырастает площадь колотого льда. От искрошенного льда охлаждается воздух и падает мировая температура. Итак, если температура растет, то это доказывает факт всемирного потепления. Но если она падает, то это доказывает... то же самое — идет глобальное потепление!
Согласно другой гипотезе, глобальное потепление приведёт к остановке или серьёзному ослаблению Гольфстрима. Это вызовет существенное падение средней температуры в Европе, отчего она закоченеет. Вот чем грозит потепление: всеобщим замерзанием! Из-за таких трюков (а не только из-за трюков Майкла Манна и Фила Джонса) к теории Всемирного потепления стало формироваться отношение как к грандиозной "мировой афере", каковой она и задумывалась изначально.
Основатель телеканала о погоде Weather Channel, один из ведущих экспертов в области климатологии Джон Колман пишет:
"Я считаю так называемое глобальное потепление величайшим жульничеством в истории. Я не только потрясен живучестью этого мифа, но и глубоко оскорблен как климатолог. Некоторые подлые и трусливые ученые ради защиты окружающей среды и разных политических целей нагло манипулируют долгосрочными наблюдениями за погодой, чтобы создать у людей иллюзию глобального потепления.
Их дружки в правительстве отстегивают на эту профанацию солидные гранты, чтобы сохранить видимость большой работы. Cтрашилки про потепление занимают драгоценные эфирными минуты в новостях телеканалов CNN, CBS, NBC. Воздействие человечества на климат Земли ничтожно. Наша планета не находится в опасности. Через одно-два десятилетия несостоятельность теории глобального потепления будет очевидна для всех".
Это уж точно. Нет сомнения, что через два десятилетия несостоятельность теории глобального потепления будет очевидна для всех, кто не замерз. Но зато ученые, открывающие все эти годы факт всемирного потепления, уже сегодня стали очень состоятельными.
Стоит сказать, что в результате скандала подали в отставку все ученые, чьи письма показали их причастность к фальсификациям. Университет Пенсильвании начал служебное расследование по поводу возможной манипуляции климатическими данными и участия в ней своего профессора, одного из самых известных мировых климатологов Майкла Манна. А крупнейшая австралийская оппозиционная партия отправила в отставку своего лидера, сторонника борьбы с глобальным потеплением.
В связи во всем этим, а также с финансовыми напряжениями, весьма маловероятно, что в декабре в Копенгагене страны договорятся продлить Киотский протокол.
Добавить комментарий