Очень жаль, что та проруха, которая бывает на старуху, не миновала и талантливого Маршалла, в прошлом постановщика превосходного мюзикла "Чикаго". Его новый фильм "Девять" — тоже мюзикл, но, на мой взгляд, не такой удачный. Он сделан по мотивам фильма Федерико Феллини "8 ?".
На сорокалетнего Феллини в 1960 году обрушился огромный, невообразимый успех. Его фильм "Сладкая жизнь" об аморальной жизни богемы и высшего класса римского общества стал сенсацией во всем мире. И Феллини, и не слишком известный до этого актер Марчелло Мастроянни, сыгравший главную роль, как говорится, проснулись мировыми знаменитостями. В Каннах фильм получил "Золотую пальмовую ветвь".
Успех повлек за собой и нервное напряжение, страх провала. Планка требований к режиссеру взлетела вверх. Нужно было закреплять репутацию. Идей для следующего фильма практически не было. Неожиданно Феллини, который в это время, как говорят, увлекся Юнгом, пошел по совершенно новому для себя пути. Вместе со своими тремя сценаристами он придумал сюжет как будто бы о том, что с ним происходило — о знаменитом режиссере Гвидо Ансельми, который не знает, как снимать свой следующий фильм. Несчастного осаждают продюсер и пресс-агент, критики и актрисы, а он пребывает в полной растерянности. Спасение и надежду на новые идеи Гвидо ищет в своем внутреннем мире, который и становится основой сюжета. Реальность на экране перемежается со снами героя, игрой его воображения, воспоминаниями, где большое место занимают его отношения с женщинами. В воображении затравленный режиссер казнит через повешение надоевшего ему критика и стреляется сам. Но финал приносит ему освобождение: он обретает душевную гармонию, примиряясь с самим собой и всеми, кто участвовал в его жизни.
Сначала фильм хотели назвать "Полная неразбериха" (La Bella Confusione). Потом Феллини вспомнил, что он поставил шесть полнометражных фильмов, два короткометражных (идут за один) и еще одну половинку (совместный фильм с режиссером Латтуадой) — итого семь с половиной. Выходило, что номер новой картины — "8 ?", и это стало ее названием. Мастроянни снова сыграл главную роль. Репутация была закреплена, фильм был встречен всеобщим восторгом. В США ему дали "Оскаров" как лучшему иностранному фильму и за костюмы. В Каннах он не получил главного приза только потому, что шел там вне конкурса. На фестивале в Москве председатель жюри Григорий Чухрай боролся, как лев, с ЦК КПСС, запретившим давать совсем непонятному и не совсем приличному фильму Феллини высшую награду. Борьба, которая, конечно, шла, как всегда, под ковром, каким-то чудом увенчалась победой Чухрая и его жюри над темными силами недоумков.
В 2002 году Британский Институт Кино провел опрос среди режиссеров. Первым фильмом "всех времен" они назвали "Гражданина Кейна" американца Орсона Уэллса, вторым — "Крестного отца" Копполы, а третьим — "8 ?".
Лично я не числю этот фильм среди своих любимых. Мне тогда сразу показалось (я смотрела его на московском фестивале), что Феллини вдохновлялся не столько Юнгом, сколько подражал гениальной "Земляничной поляне" Ингмара Бергмана, вышедшей за три года до этого. Может быть, это и не так. Сходные идеи ведь носятся в воздухе. И я совершенно понимаю страстных поклонников талантливой картины Феллини, хотя к ним и не принадлежу.
Одним из этих поклонников в 1963 году стал 17-летний Мори Йестон из штата Нью-Джерси. У его родителей был свой бизнес, но они любили музыку. Дедушка Мори был кантором в синагоге. Мори учился музыке, уже в семь лет получил премию за композицию, а в десять, увидев на Бродвее "Мою прекрасную леди", влюбился в мюзиклы. Судьба Йестона сложилась очень благополучно. Он учился в Йеле и Кембридже, защитил докторскую диссертацию, преподавал и много сочинял — как музыку, так и тексты. В 1982 году он осуществил свою давнюю мечту — сделал мюзикл из фильма Феллини, назвав его "Девять". "Раз я прибавил туда немножко музыки, это может считаться за половинку", — объяснил композитор. Спектакль имел большой успех и получил премию "Тони" (театрального "Оскара"). Йестон посетил Феллини в Риме, который принял его, по словам Мори, очень тепло.
И вот теперь Роб Маршалл перенес "Девять" на экран. Мне смотреть это было неинтересно. Я было решила, что я черная овца и белая ворона. Однако, обнаружилось, что на сайте "Гнилые помидоры" многие придерживаются того же мнения. Положительных рецензий всего 32 процента. На мой взгляд, дело в том, что феллиниевский сюжет здесь оглуплен и опошлен. Вместо мятущегося художника — здесь перед нами избалованный режиссер-"дива", который катается в элегантной машине "Альфа Ромео" и время от времени жалуется, что ему нечем дышать. Вместо его сдобной, глупой любовницы (Сандра Мило) — здесь сверхсексуальная Пенелопа Крус, которая удачно изображает в своем танце половой акт. Вместо его нервной, умной жены (Анук Эме) — здесь кроткая страдалица (Марион Котийяр), которая вполне трогательна, но если вспомнить, что прототипом-то ее была Джульетта Мазина, то хочется бежать в ужасе. Вообще история измены Гвидо жене выдвинута на первый план и приобрела ханжески-мещанский оттенок. Все ситуации сведены к низшему знаменателю и утратили то значение, которое они имели у Феллини. Вкус у создателей "Девяти" плохой — чего стоит одна Софи Лорен в прозрачной черной блузке в роли матери Гвидо! Или сцена с кардиналом, когда Гвидо и священнослужитель посажены в одну ванну, словно дети не слишком чистоплотных родителей! Фильм состоит из отдельных музыкальных номеров, когда хорошенькие женщины-звезды выступают по очереди под мало интересную музыку и банальные тексты. Юмор куда-то бесследно исчез. Словом, это посредственное произведение, имеющее некоторую, весьма поверхностную, развлекательную ценность.
Девять
Nine
Идет везде
Режиссер Роб Маршалл
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий