Парки в США как индикатор кризиса и другие истории

Опубликовано: 1 февраля 2010 г.
Рубрики:

Вы можете себе представить США без Большого каньона, Долины гейзеров, Долины смерти, природных заповедников Аляски, Калифорнии, Юты? Без Геттисберга, Вильямсбурга, Чаттануги, монументов Рашмор, музеев-усадеб Билтмор, Вандербильтов, Марка Твена, Вашингтона, Линкольна, ковбойских таунов и городов-призраков Дикого Запада? До главных символов страны пока не дошло, но в тисках экономического кризиса закрываются сотни природных, этнографических и исторических парков, пусть рангом слегка пониже, но достаточно известныx не только в Америке. В США парки по своему статусу делятся на четыре категории: федеральные, штатов, графств и городов.

Наверняка, все знают классическую сцену из фильмов-вестернов, когда по пыльной улочке тауна идут навстречу друг другу благородные шерифы и бандиты, и побеждают те, кто первым выхватит "кольт". За этим "киноштампом" стоит вполне реальная история, когда в аризонском городке с веселым названием Tombstone (Надгробный камень) у кораля (загон для скота) сошлись маршал Эрп с братьями и отпетые преступники Клэнтоны и Макклари. Через несколько секунд в пыли лежали тела мальчишей-плохишей. Современный Тумстоун мало чем отличается от Тумстоуна полуторавековой давности. По сути, город — это декорация под открытым небом к фильмам-вестернам, съемочная площадка для Голливуда и приманка для сотен тысяч туристов.

Из этого же ряда Форт-Верде и аризонский таун Юма, знаменитый своей пересыльной тюрьмой, недавно прославленный в добротном вестерне 3.10 to Yuma. И уж совсем штату не занимать чудес природы, в числе которых красные скалы Седоны. Тумстоун, Форт-Верде, Юма, Седона — исторические и природные парки Аризоны — наряду с еще девятью парками, с июля этого года прикажут долго жить. В результате кризиса бюджет штата получил огромную пробоину — 30 процентов налоговых "недоимок", и, чтобы удержать аризонский государственный корабль на плаву, законодательное собрание выбрасывает за борт "второстепенный" балласт. Нельзя сказать, что делают они это с легкой душой.

Не лучшая картина в других штатах страны. Айдахо закрывает и распродает движимое и недвижимое имущество тридцати парков. Тем же путем идут Луизиана и Айова. По-терминаторски крут губернатор Калифорнии: в прошлом году Арнольд Шварцнеггер распорядился закрыть 220 (!) из 279 парков. Правда, под давлением общественности через четыре месяца указ пришлось отозвать, что вовсе не означает решение проблемы, скорее, ее отсрочку. Временный компромисс был достигнут за счет бартера — разведка нефти в районе Санта-Барбары в обмен на целевые 140 миллионов долларов от подрядчика в пользу парков.

Большинство штатов предпочитают не делать резких движений и либо постепенно урезают бюджеты парков, либо ищут, кому их "сплавить". В основном, местным властям. Наверное, в таком подходе есть здравый смысл. Срабатывает фактор локального патриотизма, гордости за свою достопримечательность, возможность местным бизнесам проявить смекалку и предприимчивость, а не надеяться на дядю из столицы штата. С другой стороны, придется рассчитывать только на свои силы и возможности, конечно, более скромные.

Как бы то ни было, горсоветы Тумстоуна и Юмы подписались взять под свою ответственность "родные" исторические парки, иконы Дикого Запада.

В конечном счете, от закрытия или передачи парков в другие руки, радости для властей штатов мало. Не принося прямой прибыли, они дают в бюджет косвенную. Аризона не продает билеты на Гранд-Каньон, но он ежегодно приносит штату миллиарды долларов, оставленные туристами в сфере обслуживания.

Гражданин-домосед потенциально вреден для общества. Ну, если и не вреден, то уж точно никчемен — пользы от него для экономики — пшик. Сидя дома, он не "спонсирует" авиакомпании, заправочные станции, отели, рестораны. Поэтому все штаты думают, как бы и чем заманить в свои владения туристов. Например, теми же парками, историческими местами, архитектурой, уровнем сервиса и вообще доброй славой. Дурная — в рекламе не нуждается.

В преддверии губернаторских выборов штат Теннеси раскололся на два непримиримых лагеря по партийному признаку. Повод для раскола — открытое ношение оружия. Хотя Теннеси, даже с большой натяжкой, трудно отнести к Западу, однако ковбойские идеалы гражданских свобод прочно сидят в генетической памяти законодателей-республиканцев. Имея в недавнем прошлом подавляющее большинство в ассамблее штата, республиканцы протолкнули закон, разрешающий приходить со стволами в питейные заведения и в национальные парки. Этакая ностальгия по Дикому Западу: створчатую дверь открываешь ногой и пиф-паф в потолок салуна для куража!

Правда, закон — довольно гибкий: по желанию хозяев ресторанов и баров вход с оружием может быть запрещен, но об этом должно свидетельствовать предупреждение на входе. Многие бизнесы в Теннеси так и поступают. Более того, на знаменитой в Мемфисе Бил-стрит — местном Бродвее — в некоторые заведения можно попасть только через металлодетектор. Но, по словам самих владельцев, эти меры предосторожности работают против бизнесов. У визитеров Нэшвилла, Мемфиса, Чаттануги складывается впечатление: раз такие строгости, значит, за Теннеси формируется имидж криминального штата. На самом деле, он не хуже и не лучше своих соседей — Кентукки, Джорджии, Огайо.

Все семь кандидатов в губернаторы поддерживают Вторую поправку Билля о правах, но интерпретируют ее по-разному. Три республиканца за минимальное ограничение свободы ношения оружия, четыре демократа — за разумное обладание. Оружие — средство защиты, а не забава и не игрушка для взрослых дядей. Уж лучше пусть они играют в аттракционах Тумстоуна и Юмы, чем в барах Мемфиса или заповедниках Дымных гор. Хотя, кто знает, может за республиканцами сермяжная ковбойская правда? Еще несколько лет рецессии — и парки Америки можно будет смело сдавать под тиры. В одном только Теннеси 250 тысяч владельцев оружия, а по стране — миллионы, и всем стрелять охота... Где, как ни в парках?


Все флаги в гости

В речном Луисвилле, штат Кентукки, — не редкость приход морских судов. В прошлом году здесь, на реке Огайо, швартовалась "Нинья" — парусная реплика одной из колумбовских каравелл. До середины февраля этого года тут будет гостить самый знаменитый пароход мира "Титаник", точнее — передвижная выставка из 150 артефактов, поднятых со дна океанской пучины. На входе в музей истории науки посетители могут потрогать руками шершавую холодную стену — имитатор айсберга, посидеть в каюте третьего класса "Титаника". Кроме того, они получают идентичный оригиналу "билет" на пароход и меню на ужин 12 апреля 1912 года в корабельной столовой. Правда, ужин, так сказать, "вприглядку" — посмотреть на фарфоровые сервизы можно, использовать нельзя — это экспонаты. Зато можно увидеть предметы корабельной оснастки и личные вещи пассажиров.

Особый интерес для кентуккцев представляют не столько вещи, сколько фотографии и документы трех земляков-пассажиров "Титаника". Все трое плыли через океан первым классом, вполне вероятно, были между собой знакомы.


Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки