Как погубить Гаити

Опубликовано: 1 февраля 2010 г.
Рубрики:

За землетрясением последовало словоизвержение вулканических масштабов. В США заметили лишь одну его часть — тираду консервативного проповедника Пэта Робертсона, который заявил, что давно-давно гаитяне "собрались и заключили пакт с диаволом. Они сказали: "Мы будем служить тебе, если ты освободишь нас от французов".

Если бы русские догадались сделать то же самое в 1812 году, то Москва осталась бы цела. Но не догадались, и она сгорела.

"И диавол сказал: "Ладно, договорились", — продолжал Робертсон. И они выкинули французов. Гаитяне взбунтовались и завоевали себе свободу. Но с тех пор на них валилась то одна напасть, то другая".

Иными словами, подземные толчки объясняются вудуизмом, на который когда-то подписались из патриотических побуждений гаитянские борцы с колониальным гнетом. На Робертсона сейчас спустили всех собак, его высмеивали кому ни лень, а светский еврей Джон Сьюарт возмущенно бросался в него цитатами из Библии на своей "Дейли шоу" (сатирическая программа на канале Comedy Central).

На самом деле эта теория была не хуже многих других. В прошлый раз Робертсона заклевали еще при Буше, когда он призвал замочить в сортире бесноватого венесуэльского каудильо Уго Чавеса. Робертсон на самом деле был прав и находился вполне в русле мышления Джона Кеннеди, который долго — и, увы, неудачно — пытался сделать то же самое со своим Чавесом, то есть Фиделем Кастро.

Сейчас Чавес заявил, что узнал от своих российских друзей страшную тайну: Гаити была разрушена в результате испытаний "тектонического оружия", проведенных военно-морским флотом Америки. Это чудо-оружие еще называют "сейсмическим".

В России, где не пропускают ни одного случая подколоть америкосов, "Комсомолка" вышла с заголовком "Уго Чавес: Землетрясение на Гаити устроили американцы".

Здесь же диагноз Чавеса почти никто не заметил, а жаль, потому что американцы, возможно, решили бы сейчас, что Робертсон-таки был прав насчет того, что нужно сделать с венесуэльским вождем. Чавес и его боливийский клон Эво Моралес также обвинили США в оккупации Гаити.

Что-то похожее обронил в сердцах и французский министр сотрудничества Ален Жоянде (которого в российской печати почему-то считают женщиной, но, может, они знают что-то, чего не знаем про него мы). Американцы, которые заведуют аэропортом в Порт-о-Пренсе, завернули французский самолет по нехватке посадочных полос, и Жоянде тут же обвинил янки в колониализме. Вот это здесь заметили и пожали плечами: "Ну что с них взять!"

Совсем мимо американцев прошли измышления российской печати о страшных планах, которые якобы вынашивают янки в отношении Гаити. "Возможно, США имеют на Гаити другие интересы, кроме гуманитарных, — писал журналист Леонид Рудницкий. — Как бы там ни образовалась в итоге этой катастрофы пара-тройка американских военных баз для самолетов и авианосцев под предлогом доставки... помощи. Момент для этого как нельзя более удобный".

Мысль хорошая, но сомнительно, чтобы ее вынашивал режим президента Обамы. Это жаль.

Гаити, возможно, пошла бы на пользу длительная американская оккупация, как пошла она на пользу Германии и Японии. Во-первых, янки, возможно, научили бы гаитян правильно строить в сейсмической зоне. В практически одноэтажной стране произошли жуткие разрушения и погибло больше ста тысяч человек.

Намного больше. Так много, что по американскому кабельному телевидению две недели подряд практически ничего другого не показывали. Особенно усердствовала Си-Эн-Эн, которая в таких случаях всегда притягивает к себе больше зрителей, чем обычно.

Вот и сейчас ее аудитория выросла в два раза. Правда, у "Фокса" она все равно была больше, ну что ты будешь делать? Си-Эн-Эн бесстыдно рекламировала своих ведущих Андерсона Купера и д-ра Санджея Гупту, которые приняли участие в спасательных работах.

Согласно канонам здешней журналистской этики, репортеры не должны вмешиваться в события, которые они освещают, а остаются сторонними наблюдателями. Если у журналиста перед носом пострадал человек, и на месте не оказалось других доброхотов, то ему, конечно, не возбраняется оказать страдальцу первую помощь.

Но показывать потом репортажи о самоотверженности своих сотрудников СМИ, как здесь принято считать, не должны. А Си-Эн-Эн беспардонно прославляла потом своих героев. Вернемся, однако, к нашей теме.

20 лет назад точно такие толчки потрясли Сан-Франциско, утыканное многоэтажными домами и даже небоскребами, и там погибло всего 67 человек. Значит, американцы делают что-то правильно и могли бы поделиться этим секретом с туземцами во время оккупации.

Что правильно делают американцы, так это строят в соответствии со строительными правилами. Правила эти иногда кажутся нам обременительными и излишними. Меня, например, как-то заставили обтянуть строящийся на берегу залива дом полосками из алюминия, которые не дадут ему развалиться при урагане.

Старый дом стоял на том же месте полвека и не развалился. Но против лома нет приема: пришлось раскошелиться.

Или предписали вставить окна, которые могут выдержать 2x4 test, "испытание 2х4", то есть удар летящей в них стандартной рейки 2 на 4 дюйма. Поэтому строить в США с каждым годом все дороже. Но, с другой стороны, здесь все меньше людей гибнет от пожаров и стихийных бедствий.

На Гаити же правят популисты, которые дают свои гражданам строить, где угодно и из чего угодно. Жерар-Эмиль Брун, совладелец самой крупной строительной фирмы в стране, говорит, что инженеры-строители участвовали в работе на от силы 3 процентах проектов в Порт-о-Принсе. Остальные дома строились как попало, то есть, из кирпича и бетона без арматуры.

Поэтому американское посольство, построенное правильно, почти не пострадало, как осталась стоять и башня Digicel Haiti, местной компании мобильной связи.

Во-вторых, американская оккупация, возможно, привьет гаитянам кое-какие полезные привычки, навыки и умонастроения — то, что на Западе называют "культурой". В русском смысле "культура" — это Мариинка, Белинский и Довлатов, но есть культура в более широком значении. Это и понятия, и законы, и правила, которые имеются во всех процветающих обществах.

Производительность мексиканских батраков чудесным образом увеличивается в 10-20 раз, стоит им пересечь границу США. Их производительность в Америке также в четыре раза выше, чем у таких же батраков в Бразилии. В Америке просто другая культура, то есть институты и понятия.

Попав в Америку, многие нищие гаитяне чудесным образом быстро становятся на ноги и даже богатеют. И вовсе не обязательно преступным путем, как про них часто думают.

Гаити делит один остров с Доминиканской республикой, но валовой продукт доминиканцев в шесть раз выше, чем у гаитян. И не потому, что доминиканцам достались нефть и никель. У них их тоже нет, как у японцев. Но у них другая культура.

До сих пор гаитянам пытался помочь, кому ни лень, а сейчас в это дело включился и Голливуд. Естественно, в первое время после стихийного бедствия несчастным нужно оказать гуманитарную помощь. Но мир собирается пойти гораздо дальше и завалить Гаити экономической помощью на "развитие". Боюсь, она принесет больше вреда, чем пользы.

США вкачали в Гаити за последние годы 2 млрд. долларов. Там работали ни много, ни мало 10 тысяч неправительственных организаций. Сейчас туда хлынут новые сотни миллионов, которые точно так же уйдут в песок, как и те 2 миллиарда.

Возможно, с американской оккупации будет больше толку. Но о ней толкуют лишь в Каракасе и в Москве, но не в Белом доме. Это жаль. Значит, все продолжат слать на Гаити экономическую помощь.

Как пишет кенийский экономист Джеймс Шиквати, "африканские страны, которые получили больше всего экономической помощи, пребывают в самом худшем состоянии".

"Ради Бога, остановитесь, пожалуйста!", — призывает он западных доброхотов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки