ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА
A Single Man
Art houses
Режиссер Том Форд
В основу фильма положен одноименный роман англичанина Кристофера Ишервуда (1904-1986). Ишервуд, сын офицера, погибшего в Первую мировую войну, в 1925 году оставил учебу в Кембридже ради занятий литературой. Его возлюбленным стал знаменитый поэт Уистен Хью Оден (1907-1973), и их связь продолжалась почти четверть века, хотя и не была постоянной. В начале 30-х годов Ишервуд переехал в Берлин, куда его привлекли, в частности, свободные сексуальные нравы столицы Веймарской республики. На основе сборника его рассказов "Прощай, Берлин" (1939) драматург Ван Друтен впоследствии напишет пьесу "Я — камера", по ней в 1966 году сделают мюзикл "Кабаре", а в 1972 году Боб Фоссе перенесет этот мюзикл на экран, и имя Ишервуда таким сложным путем войдет в анналы кинематографа. В 1939 году Ишервуд и Оден эмигрировали в США. Здесь Ишервуд преподавал литературу и, увлекшись индийскими Ведами, много писал на эту тему. Олдос Хаксли, разделявший интерес Ишервуда к индуизму, познакомил его с Игорем Стравинским, и они подружились. Ишервуд похвалил в печати "Марсианские хроники" начинающего писателя Рэя Бредбери, это тоже привело к дружеским отношениям. В 1953 году 48-летний Ишервуд познакомился на пляже в Санта Монике с 16-летним Доном Бакарди. С тех пор они не расставались больше тридцати лет, вплоть до кончины Ишервуда. Бакарди стал хорошим художником-рисовальщиком, ему принадлежат лучшие портреты Ишервуда. Роман "Одинокий мужчина" Ишервуд написал в 1964 году, в возрасте 60 лет.
Я не читала этого романа, и не знаю, насколько фильм соответствует оригиналу. Но фильм, несомненно, отражает личность режиссера. Тому Форду 48 лет. Проучившись один год в нью-йоркском университете, он его оставил и начал сниматься как манекенщик в телевизионной рекламе. Затем, занявшись дизайном, достиг в этом деле больших успехов. Уехав в Италию, стал работать в мало известной тогда фирме "Гуччи", а в 1994 году возглавил ее в качестве художественного руководителя и вывел в первые ряды. Десять лет спустя основал собственный дом моды. Что касается личной жизни — много лет прожил в союзе с журналистом, возглавлявшим редакцию модного журнала "Вог". В 2006 году появился на обложке журнала "Вэнити Фэр" в одетом виде, рядом с двумя обнаженными кинозвездами — Кирой Найтли и Скарлетт Иоханссон. В 2008 году решил заняться кино.
Одеты все в его фильме превосходно. Даже собираясь покончить с собой, герой вывязывает галстук, в котором он будет лежать в гробу, узлом, соответствующим моде. Героя зовут Джордж Фалконер, он англичанин, профессор университета в Лос-Анджелесе. Время действия — 1962 год, так называемый кубинский кризис, когда Хрущев, убедившись, что молодого президента Кеннеди бояться нечего, отправил ракеты на Кубу, под бок Америке. Кеннеди, однако, перекрыл пути советских судов к Кубе, и американцы были уверены, что эта блокада вот-вот приведет к войне. Мы, простые советские люди, толком про это ничего не знали и не волновались. Профессор Фалконер, в отличие от нас, обнаруживает глубокое понимание ситуации. Своим студентам он объясняет, что правительство США намеренно раздувает страх среди своего населения, чтобы им манипулировать (то есть, чтобы еще больше его закабалить). Правящие круги, говорит Джордж, совершенно необоснованно пугают американцев Кубой, крошечной миролюбивой страной, вся вина которой состоит в том, что она придерживается собственных взглядов, отличных от американских. Это напомнило мне, как Барак Обама во время своей президентской кампании клеймил тех, кто необоснованно видел какую-то ложную угрозу со стороны "крошечной страны" — миролюбивого Ирана, которому надо скорее протянуть дружескую руку. В Гарварде ведь не учили, что в Иране 65 миллионов населения, не говоря уж обо всем остальном.
Эпизод на лекции — коротенький, и нужен только для того, чтобы профессор познакомился с красивым студентом в белом свитере, с многозначительными глазами и пухлым ртом. Но этот эпизод хорошо выявляет умственный уровень героя.
Джорджа постигает огромное горе — ему сообщают о гибели в автокатастрофе его возлюбленного Джима, с которым они прожили шестнадцать лет. Он достает из комода пистолет и весь фильм собирается застрелиться, оставаясь все так же безукоризненно одетым. Он вспоминает, как познакомился с Джимом. Навещает старую приятельницу, разведенную алкоголичку, элегантно одетую и живущую в элегантном доме. Они красиво пьют и танцуют, но приятельнице не удается его совратить, хотя раньше между ними было что-то мимолетное. Джордж знакомится с босяком, предлагающим ему свои сексуальные услуги, но не пользуется ими. Потом что-то начинает назревать в отношениях с белым свитером и его манящими глазами, так что самоубийство отходит на второй план. Но тут несчастного Джорджа настигает инфаркт. Он распростерт на ковре в изящном халате и очень красивой позе.
"Одинокий мужчина" был выдвинут на фестивале в Венеции на премию "Золотой Лев". Жюри возглавлял замечательный китайский режиссер Анг Ли, постановщик небезызвестной "Горбатой горы" про ковбойскую любовь. (Замечательным я считаю его не поэтому, а потому что он сделал после "Горы" потрясающую картину Lust, Caution, кстати, получившую как раз "Золотого Льва" в этой же самой Венеции.) То ли Ангу Ли не удалось уговорить свое жюри, то ли он сам увидел цену фильму Форда, но "Золотого Льва" отдали израильскому фильму "Ливан" про танкистов, о котором пишут, что он антивоенный. Но не остался без премии и "Одинокий мужчина". Оказывается, в 2007 году на венецианском фестивале учредили особую премию — Queer Lion, то-есть, "Гейский Лев", за фильмы из жизни геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов. (Нельзя было больше отставать от Берлинского фестиваля, на котором подобный приз Teddy Bear — Плюшевый мишка — присуждают уже 20 лет.) "Одинокий мужчина" был увенчан "Гейским Львом".
Американским рецензентам он очень нравится, и даже поговоривают про "Оскара". Гейское лобби в Голливуде имеет большой вес. На сайте "Гнилые помидоры" рейтинг фильма 82 процента. Правда, есть непочтительные критики, которые утверждают, что режиссер занят только тем, чтобы вылизать каждый дюйм своего фильма и довести его совершенство до рекламы одеколона. Что фильм такой невыразительный, словно укутан в шесть слоев кашемира. Что он феноменально претенциозен. От себя могу лишь добавить попросту, что он абсолютно бездарен.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий