США едва успевают покупать и отзывать китайскую продукцию. Великий азиатский дракон мчит на всех парах, ему некогда заниматься такими "мелочами", как безопасность потребительских товаров, включая детские. Пусть разбираются на местах, там есть кому. Из всех федеральных агентств США Администрацию по контролю за качеством продуктов питания и лекарствами — FDA — трудно упрекнуть в безделии и никчемности. Когда в стране производится и импортируется сотни тысяч наименований продуктов и лекарств, скучать некогда. В случае с FDA бюрократия и неспешность — скорее достоинство, чем недостаток. Если речь идет о здоровье миллионов людей, лучше семь раз отмерить. И не только в отношении китайских товаров — со своими тоже хлопот полон рот.
В частности, с двусмысленным и вездесущим бифенолом А — BPA — химическим соединением, присутствующим в упаковках продуктов и пластиковых бутылках с "содой", как в Америке зовут скопом все прохладительные напитки. Кроме "соды" в аналогичные бутылки разливают минеральную и альпийскую воду, соки, детское питание, а в последние годы — даже пиво и водку.
ВРА был открыт в тридцатых годах прошлого века в фармацевтике как синтетический эстроген, женский половой гормон. Но спустя двадцать лет он нашел неожиданное применение в химической промышленности. Универсальное химическое вещество совершило революцию в индустрии промышленной и продуктовой упаковки. Сегодня невозможно представить наш быт без расфасованных в пластик продуктов в супермаркетах, без синтетических детских игрушек, без лекарственных пластмассовых контейнеров, без пластиковых бутылок "кока-колы" и "пепси", без посуды разового пользования опять же из пластика. Кроме того, этот же пластик используется в строительных материалах, в деталях машин, в офисном оборудовании… "Пластмассовая революция" завоевала мир благодаря своей дешевизне, практичности, универсальности. Отвердитель с невыразительным названием бифенол А стал главным действующим лицом этой революции, без него пластик не пластик.
Химическая промышленность мира производит шесть миллиардов тонн бифенола ежегодно. Компании-производители в голос утверждают, что их продукция экологически чиста и безопасна для здоровья человека, хотя было бы удивительным, если бы они утверждали противоположное. Наука же смотрит в сторону ВРА все с большим подозрением. Да, в малых количествах бифенол почти безвреден, за сутки вещество вымывается из организма. Но в реальной жизни потребитель получает не одну дозу бифенола вместе с продуктами питания и от среды обитания, напичканной пластиками — это пластиковые окна, мебель, посуда, детали автомобиля, компьютера и принтера, компактные диски, кредитные карты... Но главный поставщик ВРА - это все же пластиковая упаковка продуктов питания.
Ни один организм не в состоянии справиться с вторжением вездесущего химического соединения. К тому же, ВРА оседает в жировых тканях, откуда вымывание вещества идет гораздо медленнее. Последние исследования показали наличие ВРА в моче 92 процентов американцев. Примерно такая же картина и в других развитых странах. Ученые США, Великобритании, Канады уже не в качестве гипотезы винят бифенол А чуть ли не во всех смертных грехах. Главный — поразительная химическая схожесть соединения с природным женским эстрогеном.
Передозировка квазиэстрогена (то есть, бифенола А) ведет к серьезным отрицательным последствиям: плохое качество спермы, неправильное внутриутробное развитие младенца, выкидыши, поведенческие отклонения у детей, ожирение у девочек, появление женоподобных качеств у мальчишек, преждевременное половое созревание, риск сердечно-сосудистых заболеваний, мужская импотенция, рак печени, простаты и молочных желез и т.д. Особую опасность бифенол представляет для детей. Неокрепший организм получает лошадиные дозы ВРА из бутылочек детского питания, колец для зубов, пластмассовых игрушек.
Канадские ученые нашли повышенные концентрации бифенола в овощных и фруктовых соках, консервированных супах, кукурузе, баночном пиве. На основе национальных исследований Канада первой в мире запретила пластиковую расфасовку детского питания. На добровольной основе канадскому примеру последовали американские производители.
На днях Джошуа Шарфенстайн, высокопоставленный представитель FDA, выразил очередную озабоченность агентства по поводу негативного влияния бифенола на здоровье населения. Правда, в осторожной дипломатичной форме. Мол, обеспокоенность есть, но для более категорических выводов нужны дополнительные исследования. Хотя сколько еще нужно, не знает никто. В досье FDA и Национальном центре заболеваний покоятся свыше ста научных работ по бифенолу, сделанные университетами и независимыми лабораториями. Все поют в одну дуду: бифенол, безусловно, представляет серьезную угрозу здоровью нации. Но есть еще интересы большого бизнеса, с которыми правительство вынуждено считаться.
Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка
Добавить комментарий