ПРОРОК
A Prophet
Art houses
Режиссер Жак Одиар
Еще один фильм, который выдвинут на "Оскара", получил во Франции три главные премии "Сезар", Большой приз жюри Каннского фестиваля, идет два с половиной часа и вызывает у меня резкое неприятие.
На сайте "Гнилые помидоры" у него еще больше поклонников, чем у "Белой ленты" — 87 из 91 критика. Правда, если вчитаться в положительные рецензии, то не все они такие уж безоговорочно хвалебные. В одной, например, написано, что в "Пророке" стоит смотреть только первые 30 минут.
Это фильм про тюремную жизнь. Жанр не новый. Новый в нем герой, и мне кажется, что в этом секрет успеха фильма на его родине, во Франции. Люди, исповедующие мультикультурализм, дурацкое учение о том, что все культуры одинаково прекрасны (кроме культуры "белых империалистов"), автоматически делают стойку перед любым фильмом, где герой принадлежит к нацменьшинству. Французских левых к тому же до сих пор мучит комплекс вины за свой "колониализм" в Алжире. Я видела с каким подобострастием они обращаются с арабами — очень похоже на отношение многих американцев к черным. В "Пророке" 29-летний актер Тахар Рахим, француз арабского происхождения, играет 19-летнего Малика. Это юноша без роду без племени, который взялся непонятно откуда и совершенно одинок — ни родных, ни друзей. Обязательная предпосылка, чтобы зритель подсознательно проникся сочувствием к герою. Вторая предпосылка — Малик попадает в тюрьму не за какое-нибудь там нехорошее ограбление или изнасилование — нет, ему дали шесть лет за драку с полицейским. В "прогрессивном" представлении полицейский — враг, представитель власти, так что сопротивление ему совсем не зазорно. В Америке тридцать лет назад у молодежи модно было звать полицию попросту "свиньями".
В тюрьме, где правит корсиканская мафия, Малик проходит полный курс преступных наук. Сезар, "пахан" корсиканцев, заставляет его — под угрозой смерти, конечно — совершить убийство другого араба. Те 30 минут, что советует смотреть критик, посвящены тому, как Малик готовится к этому боевому крещению и перерезает жертве горло бритвой, спрятанной во рту. Дальше идут бесконечные перипетии преступной жизни и соперничества из-за торговли наркотиками. Малику за хорошее поведение разрешают покидать тюрьму днем, так что он летит в Марсель по поручению Сезара для встречи с каким-то кошмарным "Египтянином". Налаживает отношения с наркоторговцем Цыганом. Сдруживается с арабом, больным раком мошонки, который учит его читать, и даже становится крестным отцом его сынишки (в советском кино это называлось "утеплением образа"). Потом, чтобы мы не соскучились, герой опять куда-то едет и вдвоем с подельником расстреливает полную машину каких-то соперников. Я перестала понимать, по какому поводу мне предлагают все это смотреть. Авторы некоторых рецензий сетуют, что к концу они вообще запутались в бандитских нюансах и перестали понимать, кто есть кто и почему. Наконец, корсиканский "авторитет" теряет свою власть, потому что правящее большинство в тюрьме теперь составляют мусульманские арестанты. Малик, уже сам обладающий немалой властью и деньгами, прибивается к своим, они избивают корсиканца, а герой выходит на свободу с чистой совестью. У ворот его ждет Джамиля, вдова жертвы рака, с малышом, которого она трогательно передает его крестному отцу. Они шествуют к светлому будущему, а сзади на почтительном расстоянии их сопровождает кортеж черных машин. Полку умелых бандитов, слава всевышнему, прибыло.
Все это сделано очень профессионально, в документальной манере, атмосфера тюрьмы воссоздана убедительно, актеры играют хорошо. Можно, конечно, выдать это за социально значимое произведение о том, как тюрьма калечит людей, но такая трактовка была бы уж совсем для пятилетних ребятишек. Напротив, это опус о жизнеспособном удалом герое. Каждый подобный фильм подтверждает, что закат Европы — не выдумка, и что она радостно сдает позиции варварству.
"Оскара" этой картине не дали.
**
ЗАКРЫТЫЙ ОСТРОВ
Shutter Island
Идет везде
Режиссер Мартин Скорсезе
По роману талантливого писателя-развлекателя Денниса Лиэна cемь лет назад Клинт Иствуд поставил хороший фильм Mystiс River. Это был мрачный детектив с прекрасными актерскими работами. Его выдвинули на шесть "Оскаров" и дали премию двум актерам — Шону Пенну и Тиму Роббинсу. Теперь другой роман Лиэна заинтересовал еще одного крупного мастера американской режиссуры — Мартина Скорсезе. На главную роль он пригласил Леонардо Ди Каприо, с которым постоянно работает последние несколько лет.
Фильм начинается с того, что два шерифа прибывают на угрюмый остров, где находится тюрьма для умалишенных преступников. Ди Каприо зовет своего партнера Чаком, а тот его — Боссом. Они должны расследовать, как могла исчезнуть из запертой камеры одна из обитательниц тюрьмы, убийца своих троих детей. На Босса производят неприятное впечатление врачи, особенно тот, что говорит с немецким акцентом. И вообще обстановка здесь тревожная, давящая. А Босса еще мучат кошмары и галлюцинации, связанные с тем, что несколько лет назад при пожаре погибли его жена и дети. Неожиданно выясняется, что пропавшая женщина нашлась. Но Босс подозревает, что она не та, за кого ее выдают. Он начинает собственное расследование...
Дальше рассказывать нельзя, чтобы не испортить весь эффект. Можно, пожалуй, сказать лишь одно: неожиданная развязка обнаруживает, что с самого начала и до конца нам показывали не то, что происходит на самом деле.
На мой взгляд, Скорсезе немного перестарался, нагнетая напряжение мелодраматическими средствами. Лучше бы все это было снято более сдержанно, ближе к реальности. Да и покороче. Тогда было бы еще более жутко. Но придуман и закручен сюжет весьма изобретательно. Лиэн рассказывал, что увидел его во сне. Мне очень интересно, как же он все это осуществил в своей книге, чисто литературными средствами. В библиотеках на нее, естественно, длиннющие очереди. Но стоит подождать.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий