Кадр из фильма "Суровая зима". В центре — Дженнифер Лоуренс в роли Ри Долли. Photo Credit: Sebastian Mlynarski / ©Road Side Attractions |
---|
Winter's Bone ("Суровая зима") — это скромный "независимый" фильм — уже объявлено лучшим фильмом года, и вполне возможно, что ему суждено получить "Оскара" по этой категории. На главном американском фестивале "независимых" в Сандэнсе он награжден Большим призом жюри. На сайте "Гнилые помидоры" 94 процента рецензий хвалебные.
Мне фильм во многих отношениях напомнил картину Precious ("Сокровище"), которая недавно тоже очень восхвалялась и была осыпана наградами. Обе сделаны по одной и той же схеме. Обе — экранизации романов.
Берется мало знакомый зрителю и совершенно кошмарный "участок" общества. В Precious (роман Push 1996 года Рамоны Лофтон, пишущей под псевдонимом Сапфира) это разлагающееся и вырождающееся негритянское гетто с велфэром, инцестом, подростковой беременностью и СПИДом. В Winter's Bone (роман 2006 года Дэниэла Вудрелла, который я не поленилась прочитать) это глухой деревенский район Озаркс в южном Миссури. Оба автора хорошо, не понаслышке знают свой материал. Обе книги — густая "чернуха". В обеих героини — молоденькие, но сильные женщины, наделенные материнским инстинктом и одерживающие победу над ужасами своего окружения. Схема беспроигрышная. В ней учтен как интерес публики к острым ощущениям, так и всеобщее преклонение перед женским героизмом и материнством. Оба фильма хорошо сделаны. Первый написан женщиной, поставлен мужчиной. Второй написан мужчиной, поставлен женщиной.
Озаркс населен деревенской беднотой, теми, кого называют "белым мусором". Народ темный. Многие девочки бросают школу из-за беременности. Мужья избивают своих домашних почем зря. Почти все здесь добывают средства к жизни тем, что "варят крэнк". То есть, в подпольных лабораториях изготавливают метамфетамин. Одно из его названий на сленге "417". Это телефонный индекс юго-запада Миссури. Крэнк — синтетический наркотик, от него очень трудно излечиться. Он дает ощущение эйфории и сексуальное возбуждение. А также температуру тела до 110 по Фаренгейту (по выражению одного врача, при ней внутренние органы как бы плавятся) и бешеное сердцебиение. Чтобы его "сварить", требуются всего-навсего фосфор, эфедрин и йод, но при "варке" выделяются очень ядовитые вещества, нередки пожары и взрывы. В 2004 году в Миссури было 2778 таких лабораторий.
Героине фильма по имени Ри Долли семнадцать лет. Мать у нее потеряла рассудок. Отца уже не в первый раз забрали за "варку". На руках у Ри двое младших детей. И вот шериф сообщает ей, что отца выпустили под залог, но он исчез. В счет залога он внес их дом и лесной участок. Если он не явится через неделю на суд, дом заберут, а Ри с матерью и детьми выселят. Девушка должна либо разыскать отца, либо — если его нет в живых — представить доказательства его смерти.
Это она и пытается сделать в течение всего этого "деревенского детектива". Ей приходится пройти через жуткие испытания, потому что огромный клан ее преступных родичей не хочет выдавать своих тайн. Но Ри борется за выживание своей семьи с невероятным упорством и побеждает сопротивление (хотя и ценой некоторых сюжетных несообразностей).
Режиссер "Суровой зимы" 47-летняя Дебра Граник, происходящая из приличной нью-йоркской еврейской семьи (дедушка был известным деятелем радио и ТВ), несколько подсветлила свою "чернуху". Она выбросила из романа нежную лесбийскую связь героини с подругой, распутство ее матери, сцену с соседом, лишившим Ри невинности, убрала сморкание при помощи пальца, описание детских и взрослых испражнений, заменила одного из двоих братишек Ри на трогательную сестренку, добавила немного любви к животным и к музыке, беседу с вербовщиком в армию (Ри подумывает о том, чтобы пойти служить) и вставила сцену дня рождения с подлинными местными жителями — я бы сказала, в духе Шукшина. Но основные ужасы, разумеется, сохранила.
Фильм выполняет свою задачу очень искусно, он прекрасно снят и хорошо сыгран. Я только не смогла до конца проникнуться этой задачей. Мне не близок ни феминизм с его "сильными героинями", ни стремление пощекотать "чернухой" зрительские нервы. Критик Кайл Смит из "Нью-Йорк пост" назвал этот фильм "порнографией бедности" (в том смысле, что нищета использована здесь так же, как эротика в порнографии), а рецензент интернета Стефани Захарек тоже увидела в "Суровой зиме" сходство с Precious и написала, что оба фильма путают глубину мысли с мрачностью материала. Я с ними согласна, но мы в очевидном меньшинстве. Хотя "Суровая зима" идет в ограниченном прокате, у нее явно будет хорошая судьба.
Суровая зима
Winter's Bone
Art houses
Режиссер Дебра Граник
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий