На международной конференции в Кабуле президент Афганистана Хамид Карзай объявил, что, по его планам, страна сможет обеспечить свою безопасность собственными силами к 2014-му году.
Вот как прокомментировал заявление президента Афганистана американский политолог, глава исследовательской организации "Глобальная безопасность" Джон Пайк:
— Конечно, США и страны НАТО обрадовались, услышав это заявление, поскольку хотят уйти из Афганистана как можно скорее. Думаю, дата отражает не столько реальные возможности Афганистана, сколько желание стран НАТО и администрации президента Обамы. Президент Обама поставил задачу начать вывод американских войск из Афганистана уже в июле будущего года. Впрочем, с оговоркой, что это будет зависеть от обстоятельств. Военная ситуация в Афганистане внушает сомнение в осуществимости вывода войск к определённым датам. Военная операция по освобождению Кандагара от талибов идёт гораздо медленнее, чем ожидалось. Поддержка войны в Афганистане со стороны населения стран-участниц международной коалиции слабеет с каждым днём, причём, это видно даже у таких ключевых партнёров США по НАТО, как Англия, Германия и Канада. Трудно себе представить, чтобы Афганистан за четыре года создал гигантскую дееспособную армию. Такое просто невозможно.
— Почему?
— Потому что в этой стране слишком высок уровень безграмотности, у большинства солдат нет фамилий, только имена, и вообще у Афганистана никогда не было настоящей правительственной армии, только фрагменты её, боевые формирования. Мы уже столько лет пытаемся создать армейские и полицейские силы в Афганистане, но процесс идёт катастрофически медленно. Поэтому трудно поверить в реалистичность поставленной президентом Афганистана цели обеспечить безопасность страны собственными силами. Гораздо реалистичнее другой план, с которым Хамид Карзай, наконец, согласился, это упор на создание локальных сил обороны: провинциальных, городских, деревенских. Афганцы все вооружены, все владеют огнестрельным оружием, традиционно каждая деревня оборонялась от врагов самостоятельно. Общенациональная армия не имеет корней в афганской истории. Создание локальных сил обороны, на мой взгляд, шаг в верном направлении, однако вряд ли это станет основой общей стратегии.
При том, что идею президента Афганистана участники кабульской конференции встретили благожелательно, США и НАТО обещают ни при каких обстоятельствах не позволить Талибану силой свергнуть избранное правительство страны. Одновременно Вашингтон теперь склонен поддержать желание Карзая вступить в переговоры с некоторыми "умеренными" лидерами Талибана об условиях их перехода на сторону афганского правительства.
США и другие страны-участницы конференции согласились с просьбой Хамида Карзая хотя бы половину 13-миллиардной международной помощи распределять по каналам афганского правительства. Сейчас только одна пятая помощи афганцам идёт через министерства страны. В свою очередь президент Афганистана обещал усилить борьбу с коррупцией в своём правительстве.
Между тем, бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер говорит, что Афганистан за свою историю всегда сопротивлялся миру, навязанному иностранной армией, центральное правительство в Афганистане всегда было слабым, а стабильность базировалась на многосложном балансе не обязательно демократических местных сил. По мнению Киссинджера, проблема не столько в неспособности президента Карзая действовать в соответствии с ожиданиями Запада, сколько в нереалистичности самих западных ожиданий. С этой мыслью согласен один из ведущих американских экспертов по Афганистану, бывший сотрудник министерства обороны США, президент компании EDK Consulting Эли Краковский:
— Установление сроков в войне вообще и особенно сроков вывода войск контрпродуктивно. Надеюсь, президент Обама, говоря о начале вывода войск летом будущего года, не столько ставил жёсткую задачу перед генералами, сколько говорил то, что хотели услышать политики в Вашингтоне. Но и 2011-й год, назначенный Обамой для начала вывода войск, и год 2014-й, провозглашённый Карзаем как срок полной передачи обороны страны в руки самих афганцев, далеки от реальности. Сейчас много спорят о том, может ли нынешняя стратегия администрации Обамы привести к успеху в Афганистане (слово "победа" теперь почти не употребляется членами администрации). Я считаю, что победа, в принципе, возможна. Но только если стратегия станет комплексной, учитывающей положение во всём регионе, а не в одной стране. Я имею в виду прежде всего Пакистан, который в своём внутреннем конфликте всё ближе к гражданской войне, и в котором находят укрытие террористы. По-моему, в решении афганской проблемы Европа, Россия, и многие другие страны должны быть заинтересованы не меньше Америки, ибо террористы из Афганистана, и наркотики оттуда пойдут прежде всего в Европу.
— А что вы думаете собственно о стратегии?
— Я вообще не уверен, что она есть. Хотя позиции генерала Петреуса в администрации Обамы крепче, чем были у ушедшего в отставку генерала Маккристала, прежняя проблема осталась. Я имею в виду разногласия между штатскими в лице Холбрука и военными. Как показала история с критическим выступлением генерала Маккристала, в верхах администрации нет единства, а отсюда размытость целей и недостаток сфокусированности на чёткой стратегической задаче.
По мнению ряда политических аналитиков, дело в Афганистане закончится не победой над Талибаном, а той или иной формой компромисса. Например, может быть достигнуто согласие ценой некоторой децентрализации правительства в Кабуле, получения власти отдельными группами, которые сейчас воюют на стороне Талибана, и гарантиями стабильности в западных и юго-восточных провинциях Афганистана со стороны соседних государств, то есть Ирана и Пакистана. После того как США приняли идею переговоров с так называемыми "умеренными" лидерами Талибана, речь идёт о том, когда и при каких условиях эти переговоры должны проходить. Американская стратегия заключается в том, чтобы нанести как можно больше ударов по Талибану, ослабить его и заставить принять такие условия мира, какие приемлемы для США и их союзников. Однако Европа, Пакистан и Хамид Карзай настаивают на немедленных переговорах. Возможно, Вашингтону придётся согласиться с этим, поскольку подавляющее большинство афганского населения в районе Кандагара — за переговоры о мире с Талибаном, а в США война становится всё менее популярной и её уже называют "войной Обамы", а не войной Америки.
Добавить комментарий